После сотой написанной новости на эту тему, перестаешь рефлексировать по поводу гибели людей вообще. Трупы из новостей воспринимаются, как трупы из компьютерной игры. Когда старая новость уходит с экрана монитора, о вчерашних мертвецах тут же забываешь, потому что на смену им приходят сегодняшние. Читатели любят катастрофы и убийства, и те, кто пишет новости, старается им угодить, прилежно перепечатывая отчеты милицейских пресс-служб в новостные ленты.
Совсем другое дело, когда сталкиваешься с человеческим горем лично и воочию видишь заплаканные лица и гробы. В этом случае смерть становится чем-то большим, чем строчки на мониторе или в газете, скупая констатация конца человеческой жизни. Она проходит рядом, так близко, что начинаешь чувствовать исходящий от нее холодок, и вот тогда становится по-настоящему страшно.
Некоторое время назад мне довелось побывать на шахтерских похоронах в городе Шахтерске. Массовая гибель подземных рабочих происходит в Донбассе достаточно часто, крупные аварии на шахтах случаются почти каждый год, а в последнее время все больше трагических случаев происходит на копанках. Так было и в этот раз. Местом очередной беды стал заброшенный забой, работы в котором велись незаконно. Три человека задохнулись в выработке из-за отсутствия вентиляции.
Шахтеры в копанках часто гибнут по трое. Три человека — рабочая смена в среднестатистической “дырке”. После гибели хозяева нелегальной шахты часто выбрасывают тела бедолаг-нелегалов в ставки и на терриконы, чтобы замести следы и отвести от себя подозрения. В прошлом году трех задохнувшихся горняков в Торезе бросили просто на опушке дубового леса, а хозяева копанки попытались убедить родственников, что пьяные шахтеры вообще не выходили на смену и задохнулись у костра.
Каждый шахтер — потенциальный смертник. Нелегальный шахтер — почти верный камикадзе. Наверно, потому-то их смерти и принимаются нами так буднично — ведь знали, на что шли, когда лезли в дырки. Но есть ли выбор? Те, кому больше сорока, едва ли имеют шансы хоть где-то найти хороший заработок без какого-либо образования. Да и жилье в Шахтерске не продашь — за квартиру дадут копейки, за которые в областном центре и флигель не купить.
В Шахтерск я попал спонтанно. Через несколько дней после трагедии мне позвонили американские журналисты, которые попросили устроить им экскурсию в этот город, показать шахты и копанки. Я согласился, и мы вместе провели в Шахтерске один день, намотав немало километров по безрадостным окраинам. Возникла мысль встретиться и поговорить с родными жертв недавней трагедии. Узнать координаты семей погибших накануне шахтеров оказалось несложно — в маленьком городе проблем с коммуникациями нет. Родственники одного из горняков согласились пообщаться с иностранными репортерами, и мы отправились прямо к ним домой.
У погибшего шахтера по имени Сергей, к которому мы направлялись, не было ни жены, ни детей. Из родственников у него остались только мать и сестра — две убитые горем женщины, встретившие нас на пороге тесной и аскетичной однокомнатной квартиры. Мать погибшего Сергея рыдала и молилась. Сестра держалась спокойнее, но и ей слова давались тяжело. То, что они говорили, я слышал уже много раз. Это были стандартные добрые слова, которые обычно говорят о недавно умерших, но впервые эти банальности звучали для меня по-настоящему проникновенно и значили больше, чем текст на мониторе компьютера.
Больше всего в их рассказе поражало, что погибший шахтер, рисковавший жизнью многие годы и в конце концов нашедший свою смерть в выработке, ушел в другой мир чуть ли не нищим, не нажив ни хором, ни счетов в банках. Возможно, если бы он рисковал жизнью при более высоких ставках, то имел бы хотя бы некоторые шансы нажить шальной капитал. Но абсурд ситуации заключался в том, что он шел на верную смерть задаром, и фактически умер напрасно, во имя ничего, как и тысячи других горожан, тихо ушедших из жизни в лихие времена.
Тогда, находясь, в одной из шахтерских “хрущоб” вместе с двумя безутешными женщинами, я подумал, что вся наша жизнь тут, в разоренном и вымирающем Донбассе, напоминает сюжет романа “Бегущий человек” Стивена Кинга, в котором бедняки, чтобы заработать денег, часто вынуждены были становиться участниками садистских телешоу, в которых их убивали и мучили. Если вдуматься, то разница между украинской реальностью и антиутопией американского писателя не так уж велика. Выживание нищей шахтерской провинции уже давно превратилось в долгий и утомительный забег наперегонки со смертью и бесконечное телешоу, которое давно уже никого не шокирует, и даже приелось.
“Никто ведь силой не гонит их в эти шахты. Сами лезут” — бормочут телезрители, когда по телевизору рассказывают про очередного неудачника, погибшего в кустарном забое. “Погнался за деньгами — и получил” — обсуждаем мы участников украинского “бегущего человека”. Впрочем, в нашем случае правильнее было бы называть его “ползущим” — так как гонка за деньгами в Донбассе происходит чаще всего в тесной угольной норе, высотой около 70 сантиметров, где передвигаться можно только на карачках. Да и деньги, которые за это платят — совсем не те, что обещали кинговским героям.
У нашей действительности слишком много общего с той, выдуманной, книжной. Мы точно так же живем в страхе и нищете, точно так же рискуем жизнью, точно так же не можем выбраться из бескрайнего гетто, в которое постепенно превращается наша провинция. И точно так же, как герои американского писателя, мы покорно принимаем свою участь, выдуманную для нас неизвестно кем и неизвестно когда.
Украинские жители испытывают патологический страх перед действием. Самая распространенная фобия среди нашего населения — боязнь любых перемен. Даже когда хуже, казалось бы, уже некуда, когда альтернатива безработице — нечеловеческие условия труда с риском тяжелого травматизма и смерти, когда терять нечего, кроме своих цепей, сопротивляться страшнее, чем играть в “ползущего человека”. Выходить на демонстрации и митинги, создавать профсоюзы, требовать уважения к своим конституционным правам страшнее, чем убиваться в “дырке”, задыхаясь и глотая пыль. Жителям Шахтерска удобнее умирать, чем бороться за жизнь.
Я смотрел на убитых горем женщин, оставшихся без родного мужика, и не находил слов, чтобы их поддержать. Ведь поддержать можно людей, идущих к какой-то цели, поддержать можно действие, движение, но как поддерживать тех, кто никуда не двигается, ни на что не опирается, живет без целей и смыслов? Как поддерживать тех, кто плавает в невесомости?
За что умирают украинские шахтеры? Ответ на этот вопрос едва ли знают они сами. Раньше гибли за коммунизм, за счастливое будущее, за трудовые подвиги и рекорды. Это была глупая, но понятная всем формула. А сегодня? Сегодня шахтеры умирают во имя бандитов и мусоров, во имя блатных номеров и вертолетов, и особняков на берегах теплых морей, где про уголь никогда и не слышали.
И за этот долгий, растянутый во времени сомнительный подвиг, им не будет ни стел, ни памятников, ни денег, ни орденов.
Денис КАЗАНСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[20:12 18 ноября]
[19:46 18 ноября]
19:20 18 ноября
19:10 18 ноября
19:00 18 ноября
18:50 18 ноября
17:00 18 ноября
16:00 18 ноября
15:30 18 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.