Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Внутренний офшор. Почему бесполезно пугать малый бизнес налогами

[07:40 23 ноября 2017 года ] [ Деловая столица, 22 ноября 2017 ]

Скрытые резервы роста МСБ сосредоточены в промышленности, торговле и транспорте, государству осталось только создать условия для нормального развития.

Среди сообщений, которыми пресс-службы крупных украинских компаний наводняют наше информпространство, наряду с реляциями о наращивании объемов выпуска товарной продукции, расширении линейки сбыта, поиске новых мировых рынков, часто можно услышать о проведении тех или иных гуманитарных акций: помогли тому-то, выдали столько-то продуктовых наборов и т. д. Впрочем, есть и примеры иного рода: некоторые представители бизнеса предлагают населению условную “удочку”, которая поможет людям самим ловить рыбу и добывать себе достойные средства на жизнь.

Так, компания Nestle планирует активно привлекать малый и средний бизнес в сфере закупок сельскохозяйственного сырья и упаковочных материалов. “Новая Почта” запустила специализированные курсы для предпринимателей в части обучения их самым необходимым навыкам ведения бизнеса: финансы, маркетинг, ІТ, дистрибуция. Обучая новых предпринимателей, чрезвычайно важно показать им весь отрезок пути: от первоначальной идеи до создания нового продукта, поиска нишевых потребителей и поставок товара на рынок.

Средний оншор и малый офшор

Проблему чрезвычайно низких темпов развития малого и среднего бизнеса в Украине осознают и в правительстве, где недавно озвучили следующие цифры: 99,8% субъектов предпринимательства, зарегистрированных в Украине, представляют МСБ. Эти экономические агенты обеспечивают работой 80% населения, при этом доля МСБ в структуре ВВП страны составляет всего 15%. В то же время в еврозоне 70% ВВП формируют именно предприятия МСБ.

Но вместо системной политики, которая позволила бы объединить в один флакон все необходимые инструменты и механизмы по стимулированию МСБ в нашей стране, чиновники решили разработать очередную стратегию по развитию предпринимательства до 2020 г. Не нужно быть оракулом, чтобы сделать очевидный прогноз: данная стратегия пополнит список десятков других “программных” документов, разработанных “по случаю”, в которых неоднократно расписывались дорожные карты по формированию в Украине инновационного типа экономики и увеличения доли МСБ до среднемирового уровня.

Пока же наша страна не только отстает от Польши (доля малого бизнеса — 52%), Чехии (35%), но даже от РФ, где данный показатель составляет 21%. Не говоря уже о таких лидерах мировой экономики, как США и Япония (более 60%).

За период с 2010 по 2015 гг. предпринимательский слой из субъектов малого бизнеса (малых предприятий и физических лиц — предпринимателей) претерпел существенные изменения: количество малых предприятий достигло максимальной величины в 2013 г. — 373 тыс. (в 2010 г. — 357 тыс.). Затем данный показатель пошел на спад: в прошлом году численность малых предприятий составила 327 тыс. Количество физических лиц-предпринимателей (ФЛП) достигло максимума в 2010 г. — 1,8 млн, затем в 2011 г. сократилось до 1,3 млн, что было связано с изменениями в фискальной политике (Налоговый кодекс и “налоговый майдан”). Сейчас число ФЛП вновь стало увеличиваться: по сравнению с прошлым годом их количество выросло с 1,59 млн до 1,63 млн.

Специфика ведения бизнеса в Украине в последние годы (применение единых ставок налога для малого бизнеса) привела к тому, что на данный момент малый бизнес институционально отпочковался от среднего и живет практически “своей жизнью”: уж слишком разные у них фискальные условия существования. Средний бизнес, равно как и большой, продолжает находиться в едином фискальном поле с общими правилами налогообложения: налог на прибыль и НДС. В то время как малый бизнес практически полностью перешел на единое налогообложение (фиксированный налог).

Вопреки сложившимся стереотипам, именно средний бизнес играет на данный момент структурообразующую роль в национальной экономике. Большие и средние предприятия — это, по сути, налоговый оншор, спастись от фискального давления которого можно лишь применяя постоянную налоговую оптимизацию. Малые предприятия превратились в налоговый офшор, где по ставке 4-5% можно обналичить достаточно большой входящий финансовый поток. Попытки государства выровнять данный налоговый перекос привели лишь к отрицательным последствиям.

Вместо того чтобы снизить налогообложение среднего бизнеса и выровнять его по фискальной нагрузке с малым, чиновники неоднократно пытались и пытаются еще построить между ними непроницаемые фискальные перегородки. Например, путем запрета отнесения на валовые затраты платежей, проводимых в пользу ФЛП, или с помощью введения налога на отток капитала. Нетрудно предсказать, что введение подобных ограничительных мер может надолго разрушить вертикальные экономические связи между различными уровнями бизнеса и уничтожить сложившиеся товарно-технологические цепочки, по которым большие предприятия получают сырье, товары и услуги от малого бизнеса.

Бесперспективной является и попытка увеличить налогообложение МБ до среднего уровня по стране: все они, предпринимаемые ранее, приводили лишь к массовому закрытию малых предприятий и ФЛП в Украине. Единственный выход здесь, который поможет нивелировать перепад фискального давления между внутренним оншором и офшором, — это снижение уровня налогообложения среднего бизнеса до уровня малого.

Проблемы роста

Из 6,2 трлн грн реализованной в 2016 г. продукции (товары и услуги) 2,3 трлн грн пришлось на крупные предприятия, 2,6 трлн грн — на средние и 1,2 трлн грн — на малые. Доля последних в объеме реализации составила 19,7%, в то время как максимальный удельный вес (41,9%) пришелся на средние компании.

Что касается занятых работников, то здесь доля малого и большого бизнеса практически совпала: 27,9% и 27,5% соответственно. Самым большим работодателем выступил средний бизнес — 44,6% занятых.

В то же время уровень затрат на оплату труда в МБ существенно меньше, чем в большом, хотя, как мы помним, их удельный вес в общем количестве занятых работников по стране примерно совпадает. Доля малых предприятий в общем фонде оплаты труда составляет 16,2%, а у большого бизнеса — 39,9%. Частично это объясняется различием в размере зарплаты: в крупных компаниях платят больше. В то же время существенная часть указанного выше дисбаланса сформирована за счет того, что большая часть зарплат малого бизнеса находится в тени.

Что касается отраслевой структуры, то если брать показатель реализованной продукции (товаров и услуг), то максимальный удельный вес МБ приходится на строительство (48,4%). Крупные строительные холдинги уже давно оценили выгоду от привлечения к строительным работам большого количества субподрядчиков — небольших предприятий, особенно в сегменте отделочных работ. На втором месте сельское хозяйство, на третьем — отельный бизнес и рестораны, далее идут сфера информационных технологий, торговля, транспорт и промышленность (см. инфографику). Таким образом, максимальный резерв роста для малого бизнеса в Украине сосредоточен в промышленном производстве, торговле и транспорте.

Для увеличения доли МБ в промпроизводстве необходимо применять опыт развитых стран по созданию промышленных парков и полигонов, где вокруг нескольких крупных производителей формируются многотысячные анклавы небольших фирм, которые выполняют роль смежников и субподрядчиков, поставляя максимально широкий спектр товаров, запасных частей, сырья и оказывая сопутствующие услуги большому бизнесу. Что касается развития МБ в торговле, необходимо изучить опыт крупных мировых мегаполисов по вынесению крупных торговых центров за пределы города (или его центральных районов), что позволит развивать сеть небольших магазинов и торговых точек.

Глобальная проблема, которая сдерживает развитие МСБ в Украине, — это чрезвычайно высокий уровень монополизации внутреннего рынка. По различным оценкам, от 45 до 50% основных рынков сбыта распределено между крупными компаниями, еще 10-15% — занимают госпредприятия. Исходная точка для активации процесса роста МСБ — это демонополизация базовых отраслей экономики, в первую очередь финансовой, торговой, транспортной, инфраструктурной (ключевые сети газо-, энерго-, тепло- и водоснабжения).

На втором месте — госполитика по развитию внутреннего рынка потребления. Без качественного скачка в данном направлении любые стимулы со стороны государства по увеличению платежеспособного спроса населения будут неизменно приводить к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса: рост доходов будет автоматически трансформироваться в увеличение продаж импортных товаров на внутреннем рынке.

Малый бизнес традиционно очень скромно участвует во внешнем торговом обороте, работая преимущественно на внутреннем рынке. Основные причины: высокая стоимость входного билета на иностранные рынки, проблема доступа к транспортным коммуникациям, сложная логистика и высокие уровни затрат по администрированию экспортных поставок. Таким образом, если МБ и будет расти, то делать это он станет внутрь, а не вовне.

Кроме того, развитие малого бизнеса сдерживает сложная и дорогостоящая процедура подключения к электросетям. По данному показателю Украина по итогам прошлого года находится на 130-й позиции в рейтинге Doing Business-2017, который составляет Всемирный банк: для подключения рядовому бизнес-потребителю в нашей стране придется пройти пять обязательных процедур, подождать 281 день и потратить на подключение 637,6% среднего дохода на душу населения. Для сравнения: в Польше, которая занимает 46-ю строчку рейтинга, нужно осуществить четыре обязательные процедуры, подождать 122 дня и потратить всего 19% дохода.

Сложность доступа к инфраструктурным сетям, транспорту и логистике — это именно те факторы, которые сдерживают развитие не только малого, но и среднего бизнеса в Украине.

Одним из ключевых факторов роста МБ в Украине является развитие сферы услуг. На данный момент в Украине она занимает 59,3% ВВП (по итогам 2016-го валовый продукт составил 2,38 трлн грн, а стоимость услуг — 1,27 трлн грн). Доля промышленности в структуре ВВП — 26,3%, сельского хозяйства — 14,4%. Сфера услуг в нашей стране является недостаточно развитой как по ее доле, так и по внутренней структуре. В развитых странах доля третичного сектора экономики достигает 70-80%, в связи с чем сектор услуг в нашей стране имеет перспективу роста на сотни миллиардов гривень в год на протяжении ближайших 5-10 лет.

Для развития системы малого бизнеса в секторе услуг необходимо существенно упростить разрешительную процедуру на местном уровне, включая разрешения на временное пользование земельными участками, а также применить стимулы для развития инфраструктурных объектов, объединяющих предпринимателей в региональные группы. Имеется в виду создание в крупных городах бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов и коворкингов, то есть той благотворной среды, где частная инициатива смогла бы вызревать и кристаллизироваться в реальные бизнес-проекты.

Для того чтобы на государственном уровне стимулировать развитие малого бизнеса, необходимо внести существенные законодательные коррективы, регулирующие структуру украинских компаний, особенно в сегменте крупного бизнеса. Украина должна перейти к вертикальному моделированию бизнес-процессов, когда холдинги формируются по вертикали движения сырья и полуфабрикатов в готовый продукт с высоким уровнем добавочной стоимости: так из металла, пластика и резины появляется автомобиль, а из нефти — высококачественные моторные масла. В Украине же бизнес строится по горизонтальному принципу, когда крупные холдинги являются владельцами футбольных клубов, отелей, телекоммуникационных компаний, металлургических комбинатов, ТЭЦ и аграрных комплексов.

Происходит это из желания охватить все виды прибыльных бизнесов, которые еще остались в стране, а также получить экономию на администрировании предприятий из единого центра корпоративного управления (холдинга). В результате такие ФПГ практически отжимают у малого и среднего бизнеса основные рынки сбыта продукции и аккумулируют в себе большую часть добавочной стоимости, которая генерируется в реальном секторе. В то же время вертикальные бизнесовые связи позволяют успешно применять такие виды взаимодействия большого бизнеса и малого, как аутсорсинг, субподряды и франчайзинг.

Нелишне будет изучить и опыт привлечения малого бизнеса в сферу добычи полезных ископаемых. В США небольшие компании (одна-две скважины) составляют 80% от общего числа мест добычи нефти и добывают до 20% ее объема, потребляемого экономикой, что сопоставимо с американским импортом углеводородов из Саудовской Аравии. Проблема незаконной добычи янтаря, угольных копанок и т. д. может быть решена лишь путем привлечения в старательную сферу легального малого бизнеса, а не передачи крупных месторождений в долгосрочную концессию крупным добывающим компаниям.

Кредитное плечо

До сих пор оценить реальные объемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса очень сложно. Нацбанк дает лишь общие цифры кредитования банками своих корпоративных клиентов. В частности, по данным НБУ на 1 сентября 2017 г., портфель кредитов юрлицам составил 817,4 млрд грн, что на 1,4% меньше, чем на аналогичную дату 2016 г. (828,6 млрд грн). В такой ситуации вряд ли можно говорить о каком-то буме на банковское кредитование бизнеса. Тем не менее регулярно проводимый Нацбанком опрос показывает, что и банки, и представители бизнеса рассчитывают на активизацию процесса кредитования.

В частности, в аналитическом отчете НБУ “Опрос об условиях кредитования” за ІІІ квартал 2017 г. отмечается, что условия выдачи краткосрочных гривневых кредитов для представителей МСБ смягчились. “Банки надеются, что кредитные стандарты для бизнеса в целом будут смягчаться, но не изменяться для валютных кредитов и кредитов для крупных предприятий”, — говорится в отчете НБУ. В исследовании также отмечается, что во ІІ квартале текущего года банки утверждали больше заявок на кредитование от корпоративных клиентов. При этом наибольшее количество кредитов выдавалось в гривне именно представителям МСБ. “Спрос на кредиты бизнесу подпитывался потребностью предприятий в оборотном капитале и инвестициях, снижением процентных ставок и необходимостью реструктуризировать долги”, — говорится в исследовании регулятора. При этом 78% опрошенных банков оценили текущую кредитную нагрузку МСБ как среднюю, тогда как крупный бизнес сегодня оценивается как сильно закредитованный. “Банки сохраняют оптимизм на следующие 12 месяцев, в целом ожидая роста и кредитов, и вкладов, и качества кредитного портфеля населения и бизнеса. Три квартала подряд большинство опрошенных банков (68% респондентов) ожидает роста корпоративного кредитования”, — говорится в отчете НБУ.

Оптимизм чиновников и банкиров не разделяют независимые исследования. В частности, в своем недавнем “Квартальном мониторинге препятствий в развитии малых и средних предприятий (МСП)” Институт экономических исследований и политических консультаций назвал недоступность банковского кредитования одним из препятствий для развития МСБ в Украине. Если банкиры в ходе опроса говорили о смягчении условий кредитования и снижении процентных ставок по кредитам для бизнеса, то сами субъекты МСБ в ходе опроса чаще всего указывали на жесткие условия кредитования. “Процентные ставки оставались достаточно высокими, чтобы отпугивать значительную часть МСП от привлечения банковских кредитов, а не все представители МСБ были готовы предоставить необходимую отчетность и достаточный залог для получения кредита”, — говорится в отчете. Впрочем, в нем также признается, что банки все-таки постепенно уменьшают стоимость кредитов для МСП и, по крайней мере, не идут на дальнейшее повышение требований к заемщикам. При этом банкиры и эксперты сходятся в том, что спрос на кредиты со стороны МСБ растет.

“Во втором квартале 2017 года 39% малых и 42% средних предприятий сообщили об увеличении потребности в заемных средствах, — говорится в документе. — После начала постепенного восстановления экономической активности в 2016 году доля МСП, которым нужны были дополнительные заемные средства, колебалась в пределах 40%”. Согласно мониторингу большинство банков не усложняли получение кредитов для МСП. При этом подавляющее большинство МСП не заметило смягчения условий кредитования. Об этом свидетельствуют данные опроса. В частности, об упрощении доступа к кредитованию сообщило только 4% малых и 10% средних предприятий. В то же время 35% малых и 29% средних предприятий из числа опрошенных указали на ужесточение условий кредитования со стороны банков.

Между тем публикуемые компанией “Простобанк Консалтинг” данные говорят о том, что в последнее время если корпоративные кредиты и дешевеют, то в основном для сегмента МСБ. Собственно, за 2016 г. и первую половину 2017 г. ставки по кредитам для МСБ снизились на 5,6 п. п. Если в начале 2016 г. банки были готовы выдавать кредиты для МСБ под 26,8% годовых, то в конце июня текущего года — под 21,18%.

Следует отметить, что в последнее время банки начали активно предлагать МСБ овердрафт — краткосрочное кредитование, предоставляемое платежеспособным клиентам для оплаты товаров и услуг сверх остатка средств на текущих счетах. И это неудивительно. Проблема срочности денег давно известна. Отечественные банки не могут привлечь депозиты населения на длительные сроки и, следовательно, ограничены в возможностях по выдаче долгосрочных кредитов. И в этой ситуации овердрафт оказывается продуктом, удобным как банку, так и клиенту. Правда, и эти кредиты нельзя назвать дешевыми. В зависимости от срока использования овердрафта ставки могут колебаться от 17% годовых (если кредитный лимит используется в недельный срок) до более чем 23% годовых (для кредита с погашением через месяц). При этом банки готовы предоставлять эти кредиты для поддержания непрерывной работы бизнеса, не требуя залогов.

Дело государственной важности

Отметим, что программу овердрафтного кредитования для МСБ активно продвигают госбанки. В частности, Ощадбанк готов предоставлять новым клиентам лимит овердрафта в пределах 20% среднемесячных поступлений на счета за последние шесть месяцев (максимально до 2,5 млн грн), а уже имеющим историю обслуживания — до 40% среднемесячных поступлений на счета (максимально до 10 млн грн). При этом банк разрешает новым клиентам подтвердить свои финансовые потоки, показав движение средств по счетам в других банках.

Развивают госбанки и целевое кредитование МСБ. В частности, Укрэксимбанк наряду с овердрафтами и кредитами на пополнение оборотных средств предлагает целевые программы кредитования МСБ на покупку грузовых автомобилей, специальной и сельскохозяйственной техники (как новой, так и б/у), недвижимости и земли. При этом по большинству кредитных программ декларируемая банком ставка составляет 17,5-18% годовых в гривне без учета комиссии.

В целом следует признать, что государственные и национализированные банки могли бы сыграть существенную роль в восстановлении кредитования бизнеса. Беда в том, что очень многие представители МСБ не могут воспользоваться кредитными предложениями банков, так как не имеют возможности вести бизнес, финансовый и налоговый учет прозрачно. Проще говоря, многие предприниматели попросту не могут документально доказать банку свою платежеспособность и внятно описать источник поступления средств, за счет которых будет погашен кредит. Согласно данным, озвученным в ходе Киевского международного экономического форума, из 2 млн официально зарегистрированных в Украине предпринимателей на кредитные средства банков могут претендовать в лучшем случае 400 тыс.

Алексей КУЩ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.