Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Вместо вредных отходов — перспективный энергоресурс

[09:47 16 июня 2009 года ] [ День, №100, 16 июня 2009 ]

Что может дать Украине регенерация отработанных смазочных масел.

ГУ “Институт экономики и прогнозирования НАН Украины”

В нашей стране на должном уровне не решена проблема организации сбора и регенерации отработанных смазочных масел. А это не позволяет существенно улучшить экологическую обстановку и пополнить собственные ресурсы горюче-смазочных материалов за счет рационального их использования. Кроме того, отработанные смазочные масла являются источником поступления на рынок фальсифицированных нефтепродуктов.

Емкость мирового рынка смазочных масел оценивается в 36,5 миллиона тонн (27,9 миллиарда долларов), в том числе на долю стран Северной Америки приходится 25,2%, Западной Европы — 14%. В Украине объем их потребления растет, и в настоящее время оценивается в 360 тысяч тонн в год, в том числе 220 тысяч тонн в год приходится на отработанные масла.

Но за отработанными маслами также сохраняется место одного из наиболее опасных источников загрязнения окружающей среды. По данным корпорации Exxon-Mobil, один литр отработанного масла может испортить миллион литров питьевой воды! Уже в ближайшей перспективе следует ожидать усиления отрицательного воздействия отработанных смазочных масел на биосферу, что будет являться следствием возрастания до 8,7% доли наиболее агрессивной их части.

С другой стороны, это сырье представляет собой важный источник пополнения ресурсов базовых масел, из которых получают различные типы индустриальных и моторных масел.

В большинстве стран с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой сбор и регенерация отработанных масел регламентируются национальным законодательством и являются обязательными. Кроме того, правительствами приняты экономические меры стимулирования их квалифицированного использования. Что касается Украины, то она только находится на пути решения этой проблемы...

Так, директивами Европейского Союза отработанные масла отнесены к отходам, утилизация которых регулируется законодательством ЕС. Оно предусматривает повторное использование отработанных масел и указывает, что такой подход является наилучшим с точки зрения экономии энергетических ресурсов и уменьшения техногенной нагрузки на окружающую среду. Во многих странах мира создана законодательная база, которая регламентирует организационные и экономические вопросы регенерации масел.

Например, Франция взяла на себя обязательства ежегодно регенерировать и повторно использовать до 300 тысяч тонн отработанных масел. Германия приняла закон об отработанных маслах и целый ряд других законодательных актов, создав высокоразвитую отрасль вторичной переработки масел, общий сбор которых достиг порядка 500 тысяч тонн в год, а получение регенерированных масел — 360 тысяч тонн.

Конгресс США еще в 1975 году принял “Национальный закон о регенерации масел”, а в 1981 г. провел слушание об опасности для жизни людей канцерогенных и мутагенных веществ, содержащихся в отработанных маслах.

Сегодня можно сказать, что квалифицированное использование отработанных масел почти полностью исключает его попадание в окружающую среду.

Мировая практика создала различные схемы и методы утилизации отработанных смазочных масел. Однако все они, как правило, основаны на государственной поддержке. Такая схема была создана в Украине в 90-х годах прошлого столетия, когда для нужд всего СССР на Кременчугском НПЗ была построена и введена установка регенерации отработанных масел (УРОМ) мощностью по сырью 350 тысяч тонн в год, закупленная в Германии. Максимальная загрузка УРОМ была отмечена в 1993 г., когда с использованием регенерированных смазочных масел на Кременчугском НПЗ было выработано 70 тысяч тонн моторных масел для нужд сельхозтехники (масла выпускались с индексом “ТР”-тракторные). При этом государство в лице Миннефтехимпрома СССР централизованно обеспечивало сбор и доставку отработанных смазочных масел со всех союзных республик, причем для экономического стимулирования продуктов регенерации Кременчугский НПЗ был частично освобожден от уплаты НДС, что обеспечивало достаточный уровень рентабельности получаемых смазочных масел. С распадом СССР эта установка была остановлена.

Поэтому, несмотря на положение Государственной национальной программы “Нефть и газ Украины 1992—2010 гг.” о необходимости полной загрузки проектной мощности УРОМ Кременчугского НПЗ, установка простаивает.

Сегодня утилизация отработанных масел в Украине происходит децентрализованно, а система их сбора не организована и носит стихийный характер, чему во многом способствует отсутствие экологического контроля. Существовавшая ранее статистическая отчетность (которая по непонятным причинам была отменена) позволяет так оценить основные направления использования отработанных масел: большая их часть, или до 30%, регенерировалась на крупных предприятиях с целью их дальнейшего использования, до 15% сжигалось там же в качестве котельного или печного топлива, оставшаяся часть, или 15%, реализовывалась другим организациям.

По данным издания Lubrifiants (Франция), наибольший интерес к регенерации отработанных масел с целью их повторного использования проявляется в странах Западной Европы. В исследуемых странах удельный вес регенерированной части в общем ресурсе товарных масел и нефтяной базовой основы составляет от 1,8—2% и от 6,0—6,6% соответственно.

В целом же проблеме сбора и утилизации отработанных масел за рубежом уделяется значительно больше внимания, чем в Украине. Так, например, во Франции действует ассоциация по сбору и переработке отработанных масел, которая включает 59 фирм, занимающихся сбором сырья, и три — его переработкой. По расчетам Национального агентства вторичных ресурсов, около половины количества моторных масел сгорает в двигателях автомобилей, тогда как сбор отработанных продуктов составляет менее половины от потенциально возможного. Не способствует более полному сбору отработанных моторных масел существующая в странах Запада система их смены, которая проводится зачастую самими владельцами автотранспортных средств. Для улучшения положения дел в этой области владельцам транспорта рекомендовалось проводить смену моторных масел на станциях технического обслуживания с обязательным привлечением специалистов.

В настоящее время в странах Запада и СНГ формируется концепция переработки масел на местах их использования.

В последнее время в Украине также были сделаны попытки решения проблемы повторного использования отработанных масел путем их регенерации непосредственно в хозяйствах и на предприятиях.

Для повышения экономической эффективности использования отработанных масел важным является поиск новых методов их очистки позволяющих получать дефицитные материалы, используемые в различных отраслях промышленности.

Особое значение для Украины приобретает изучение опыта Польши в организации сбора и реализации технологии регенерации отработанных масел.

Положительное влияние на интенсификацию сбора и утилизацию отработанных нефтепродуктов оказывают новые законы об отходах и налоговые льготы для субъектов, занимающихся этими процессами. За год после институциональных решений в Польше отработанные масла стали практически дефицитными. За несколько десятков лет деятельности такой схемы в Польше собрано и утилизировано более двух миллионов тонн отработанных масел.

Для Украины наиболее перспективными в области сбора и регенерации отработанных смазочных масел следует считать:

принятие Закона Украины “Об организации сбора и регенерации отработанных смазочных масел”;

восстановление работы установки УРОМ на Кременчугском НПЗ (выделив ее в отдельное производство с участием одной из ведущих в этой области зарубежных фирм);

учитывая низкий уровень требований сельскохозяйственной техники к качеству горюче-смазочных материалов, целесообразно организовать сбор и переработку отработанных масел в этой системе (приблизительно 40% общего объема потребления) на вновь построенной по зарубежной технологии установке мощностью 30—40 тысяч тонн в год с преимущественным получением базовой основы и дизельного топлива;

в системе крупных потребителей индустриальных масел (металлургические заводы, металлообрабатывающие предприятия и др.) организовать отдельную от моторных систему сбора отработанных масел и утилизировать их по инновационным схемам, показавшим свою эффективность за рубежом;

в системе Минтопэнерго Украины выделить комитеты или ассоциации, несущие ответственность за выполнение директивных постановлений по сбору и утилизации отработанных смазочных материалов.

Владимир БУРЛАКА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.