Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Виртуальный холдинг для зиц-миллиардера

[20:22 04 ноября 2013 года ] [ Обком, 4 ноября 2013 ]

Сергей Курченко, одним махом преодолев дистанцию от курьера до курьеза, продолжает собирательство медиа-ресурсов в рамках кампании под условным названием “Дадим Папе второй шанс”.

- Построишь?

- Куплю.

(“м/ф Летучий корабль”)

Крупнейшие украинские интернет-ресурсы переходят под контроль все более одиозных персонажей.

Строго говоря, нашумевшая в конце прошлой недели сделка по приобретению United Online Ventures (UOV) Ахметова была для Курченко логическим завершением июньской покупки United Media Holding (UMH). Ведь единственным нерешенным тогда вопросом было нежелание СКМ Рината Леонидовича расстаться с 45,9% одного из ведущих украинских интернет-холдингов, каковым является UOV. Остальные 54,1% на тот момент находились в управлении UMH, которую, собственно, и приобретал ВЕТЭК Сергей Курченко.

Все иные, сопутствующие этой сделке вопросы тогда же, в июне, получили свои ответы. Главред украинского “Форбса” Владимир Федорин сразу расставил три точки:

“Я убежден, что покупатель преследует одну из трех целей (или все три сразу):

1) заткнуть журналистам рот перед президентскими выборами,

2) обелить собственную репутацию,

3) использовать издание для решения вопросов, не имеющих ничего общего с медиа-бизнесом”;

— после чего досрочно лишился своего поста.

Понятно, что над пунктом 2 еще работать и работать, только не ясно — зачем: самому носителю “репутации” и так вполне нормально живется, а остальным… остальным ясно все…

United Online Ventures был создан в феврале прошлого года путем объединения трех порталов: Bigmir.net и I.ua, основными владельцами которых были Борис Ложкин и Петр Порошенко, и Tochka.net Рината Ахметова. Через полгода из проекта вышел Петр Порошенко, который продал свою долю (21% акций) Ринату Ахметову.

В настоящее время порталы холдинга UOV ежемесячно посещают, по данным Gemius Ukraine, 4,5 миллиона человек.

С мотивацией зиц-миллиардера Курченко в случае с концентрацией 100% UOV все более-менее ясно. Контроль над Bigmir.net и I.ua позволяет, если не формировать повестку дня в Уанете, то как минимум в “день Ч” (например, 30 марта 2015 года) тормозить распространение “вредной” информации вкупе с блокированием “деструктивных” рекламных кампаний оппозиции.

Немного сложнее понять, что или кто двигал Ахметовым в его желании выйти из столь перспективного в преддверии судьбоносного 2015 года проекта. Очевидно лишь то, что это была не призрачная надежда вернуть потраченное.

Непосредственно долей в UOV в структуре СКМ рулила “Медиа группа Украина” (или просто МГУ). Как сказано в годовом отчете бизнес-конгломерата Рината Ахметова, МГУ — “управляющая компания, объединяющая телевизионные и “новые” медиапроекты Группы СКМ”. Еще в 2011 году при выручке в 38 миллионов долларов чистый убыток МГУ составил 37 миллионов долларов. Но уже в прошлом году этот рекорд был начисто побит. Хотя выручка МГУ и выросла до 47 миллионов долларов, убыток составил аж 118 миллионов долларов! Очевидно, что в случае с телеканалами “Украина”, “Футбол”, “Донбасс” и иже с ними Ахметов живет по принципу героини из “Даун Хауса” (по “Идиоту” Достоевского): “И деньги здесь ни при чем — я ими и пользоваться не умею!”.

Фактически МГУ это не просто планово-дотационный проект. Это большая черная дыра. И если в нее закачиваются сотни миллионов долларов в год без какого-либо видимого отскока, то делается это исключительно в надежде использовать этот “матюгальник с движущимися картинками” на ближайших по календарю выборах. В этой ситуации выход Ахметова из крупнейшего в стране интернет-холдинга выглядит слегка скоропостижно.

Неужели бенефициары, скрывающиеся за личиной Курченко, показали приличной встрече г-ну Ахметову нагретый утюг, после чего положили перед ним перо и бумагу? С учетом послужного списка Рината Леонидовича — верится с трудом.

Что же толкнуло самого богатого из ныне живущих татар расстаться с перспективным направлением бизнеса? Видимо, в первую очередь, понимание, что влияние СКМ на UOV (несмотря на пусть и миноритарную, но все же позволяющую заблокировать любое собрание акционеров этого холдинга долю) достаточно ограничено. Генеральным директором United Online Ventures уже около года является Дмитрий Лисицкий, который одновременно является вице-президентом United Media Holding. До этого он 3 года он проработал коммерческим директором “1+1” Игоря Коломойского и, естественно, особой любви к “ахметовским” не испытывает.

Не в последнюю очередь в решении расстаться с пакетом UOV сыграла “родовая травма” интернет-направления Рината Ахметова. Ушлые польские специалисты, создававшие в конце нулевых его Tochka.net, не только не сумели сделать этот ресурс лидером по популярности и прибыльности, но и освоили такой бюджет, о котором до сих пор с восхищением вспоминают старожилы Уанета. В итоге СКМ при создании United Online Ventures, в отличии от остальных партнеров, пришлось входить в совместное предприятие не столько порталом, сколько деньгами. Менеджерам Ахметова было наглядно продемонстрировано, что Интернет — это не металлургия и энергетика, здесь они — “лохи кудрявые”. От перенесенного шока СКМ, похоже, не оправился по сей день. И продажа холдинга, в состав которого входит Tochka.net, позволяет поставить жирную точку в этой мучительной истории.

Наконец нельзя забывать о конфликте интересов, заложенном уже в момент создания МГУ. Объединение под одной крышей нескольких телеканалов и диджитал-проектов кажется логичным только на первый взгляд, покуда до телевизионщиков не доходит простая мысль, что глупо (особенно в условиях столь впечатляющего дефицита текущего бюджета — см. выше) помогать расти и развиваться своим будущим если не конкурентам, то могильщикам. Во внутрикорпоративном “cлабом звене” зачастую побеждает не то направление бизнеса, за которым будущее, а то, которое уже сегодня с неподдельным интересом смотрит Акционер СКМ (так его величают на официальном сайте группы): чего стоит “Большой футбол” и целых два специализированных канала, посвященных “спорту миллиардеров”. Впрочем, хозяин этих сокровищ уже готов поделиться их свечением со всеми обездоленными, для которых матчи английской Премьер-лиги или испанской La Liga — чуть ли не единственное, что они еще ждут из продукции отечественного ТВ. Так что если продажа одного (проблемного, скажем так) актива стала поводом сделать “скидку” на другой — то Ринат Леонидович все сделал верно.

Что же до надежд “лучшего из курьеров” использовать новые приобретения “по назначению”, c максимальной пользой для своих анонимных покровителей, то оно понятно. Но пока, несмотря на все героические усилия, прилагавшиеся в United Online Ventures для “консолидации”, “оптимизации” и “поиска синергий” между тремя порталами (за полтора года существования интернет-холдинга был даже отправлен в отставку один генеральный директор) они стремительно теряли аудиторию, освобождая “поляну” из украинских пользователей для своих российских и западных конкурентов.

Так, по данным Gemius Ukraine, с февраля 2012, когда был создан UOV, и по сентябрь 2013 года количество посетителей I.ua снизилось на 605 тыс. человек, Bigmir.net — на 226 тыс., Tochka.net — на 900 тыс. Генеральный директор МГУ Федор Огарков прокомментировал это неподобство сакраментальной фразой, что-де UOV развивалась несколько медленнее рынка. О том, к чему привело это “отставание в развитии” демонстрирует нижеследующая таблица.

Компания Gemius Украина представила “Топ-20 сайтов Уанета за сентябрь 2013 года”, которую привел Форбс 1 ноября.

Топ-20 сайтов Уанета за сентябрь 2013 года

Как видим, первая десятка наиболее популярных у украинцев ресурсов полностью оккупирована зарубежными игроками. Отечественные начинаются с 11 места и представлены в основном нишевыми, специализированными ресурсами (крупнейший он-лайн-аукцион, он-лайн-магазин, B2B-площадка, файлообменник, пара сайтов про погоду). Здесь всего два проекта, которые можно идентифицировать как порталы, и которые по своему охвату явно уступают зарубежными конкурентами из первой десятки. На этом фоне все надежды как-то контролировать кругооборот информации в украинском сегменте Сети — чистой воды волюнтаризм…

Тем более, есть более реалистичный вариант получения контроля над ресурсом №1 в каждом из наиболее популярных сегментов. Не случайно недавно сразу два крупнейших (каждый в своей нише) украинских ресурса — rozetka.ua и ex.ua — пережили наезды “силовиков”, о всех последствиях которых можно лишь гадать и догадываться.

В общем, лишь будущее покажет, вникал ли г-н Курченко в данные, подобные приведенным в таблице, обнародованную его же “Форбсом”, — или же он его вовсе не для того, чтоб читать, покупал.

Иван ПАВЛОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2013-11-05 12:39:12] [ Аноним с адреса 91.124.202.* ]

Все просто - зачем терпеть убытки. Пусть Курченко отработает и оплатит выход в свет.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.