Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Укртранснафта”: освобождение “пленной” нефти

[09:02 16 апреля 2016 года ] [ Forbes-Украина, 15 апреля 2016 ]

Каковы шансы госкомпании выиграть в судебных тяжбах и что делать далее с технологической нефтью.

“Укртранснафта” (УТН) выиграла очередной суд о признании незаконным договора о хранении бывшей технологической нефти в резервуарах структур “Привата”. Однако даже если УТН вернет себе нефть, велика вероятность, что ее придется продать тому же “Привату”, который  владеет единственным действующим в стране нефтеперерабатывающим заводом — Кременчугским (ПАО “Укртатнафта”).

Технологическая нефть

С октября 2013-го по сентябрь 2014 года ряд участков магистральных нефтепроводов Украины были переведены из режима транспортировки в режим хранения: 385 400 тонн нефти были выкачаны из системы и размещены в резервуарах на ПАО “НПК “Галичина”, ОАО “Нефтехимик Прикарпатья” и ПАО “Укртатнафта”. Эти действия объяснялись угрозой захвата нефтепроводов террористами. В отношении участка трубопровода, ведущего на Лисичанский НПЗ (ОАО “Линник”), это справедливо. А вот изъятие нефти из направления Одесса — Броды трудно признать оправданным.

Со временем “спасенная” нефть стала проблемой для государства. Приватовские структуры начисляли огромные суммы за ее хранение: только в 2014 году они составили 160 млн гривен. А в феврале 2015-го руководство УТН в лице гендиректора Александра Лазорко (подконтрольного Игорю Коломойскому) перезаключило договоры аренды, и тариф на хранение был увеличен в 3,2 раза — до 6,4 гривны за тонну в день. При этом в 2013 году тариф составлял 1,7 грн/т/д, в 2014-м — 3,2 грн/т/д. Эта цена намного выше рыночной.

Тариф на хранение нефти в странах Восточной Европыевро за тонну в год

Польша 10,1
Чехия 18,3
Словакия 19,6
Украина (для “Укртранснафты”) 96,6

Данные — Deloitte

Осенью 2015 года ПАО “НПК-Галичина”, ОАО “Нефтехимик Прикарпатья” и ПАО “Укртатнафта” подали иски против УТН, требуя заплатить за хранение нефти по завышенному тарифу. Суды удовлетворили ряд исков, и общая сумма долга составила 784 млн гривен. В свою очередь, новое руководство УТН в лице гендиректора Николая Гавриленко инициировало судебные процессы с целью признать эти договоры хранения недействительными. На 30 марта 2016 года рыночная цена нефти “Укрнафты” была на уровне 8642 гривны за тонну, а общая стоимость нефти в резервуарах составила порядка 3,3 млрд гривен.

Суды за нефть

12 апреля нынешнего года Киевский апелляционный хозяйственный суд удовлетворил апелляционную жалобу ОАО “Укртранснафта” и отменил решение Хозяйственного суда города Киева о взыскании с УТН в пользу ОАО “Нефтехимик Прикарпатья” 106 млн гривен задолженности по договору аренды резервуарных емкостей. Суд полностью согласился с доводами УТН, что указанный договор аренды имеет очень странные формулировки, которые позволяют назвать его “мнимым и недействительным”, и что заключен он был с целью “скрыть договор хранения нефти”. Также были обнаружены и нарушения законодательства о госзакупках.

Это уже второе судебное решение, которым договоры аренды резервуарных емкостей, заключенные предыдущим руководством УТН с приватовскими структурами, признаны незаконными. Так, 9 февраля Киевский апелляционный хозсуд признал недействительным договор между НПК “Галичина” и ПАО “Укртранснафта” об аренде резервуаров для хранения технологической нефти. А 13 апреля Высший хозяйственный суд рассмотрел кассационную жалобу ОАО “НПК “Галичина” и также встал на сторону “Укртранснафты”, отказав в возможности взыскать с государственной компании более 1 млрд грн.

А 26 апреля в Киевском апелляционном хозсуде пройдет рассмотрение дела, в котором решится судьба основного объема нефти, принадлежащего УТН. Госкомпания просит отменить решение Хозсуда Киева от 24 февраля 2016-го о взыскании в пользу ОАО “Укртатнафта” 496 млн гривен задолженности, а также отменить санкции по договору аренды резервуарных емкостей, и признать договор “мнимым и недействительным”.

“В связи с признанием договора аренды недействительным у “Укртранснафты” появились основания для применения двойной реституции, в рамках которой каждая из сторон обязана вернуть второй стороне то, что ею было получено в рамках выполнения договора. То есть теперь “Укртранснафта” может предъявить НПК “Галичина” требование о возврате нефти и, в случае невозврата, осуществить возврат нефти в принудительном порядке, — поясняет адвокат Виктор Мороз, управляющий партнер АО Suprema Lex. — Если в решении суда не содержится указаний о применении последствий недействительности договора, необходимо будет получить дополнительное решение, которым суд обяжет вернуть нефть. Затем следует обращаться в исполнительную службу и осуществлять принудительное исполнение”.

Скорее всего, НПК “Галичина” будет сопротивляться возвращению нефти, но вернуть ее придется либо добровольно, либо принудительно в рамках исполнительного производства по решению о возврате нефти. Потому что, если решение не будет исполнено, появятся основания для открытия в отношении должностных лиц НПК “Галичина” уголовного производства по факту умышленного невыполнения решения суда, поясняет ситуацию Виктор Мороз.

Что делать с нефтью?

Суды судами, а вопрос, что же делать с этой технологической нефтью, остается открытым. Нефть до сих пор находится в резервуарах: на “Укртатнафте” около 200 000 тонн, на Дрогобычском и Надвирнянском НПЗ примерно по 40 000 тонн. Всего — 280 000 тонн.

Нажмите для увеличения

Сейчас в Приднепровском нефтепроводе и в одной из веток “Дружбы” нефти нет — она заменена химическим консервантом (раствор воды и извести), поясняет глава консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн

Теоретически, можно “вытеснить” нефтью этот раствор из трубопровода с севера на юг, а в Одессе его каким-то образом утилизировать. Но тогда придется наполнять трубопровод технологической нефтью, а, учитывая расположение трубы, оптимальный вариант — покупать ее в России.

“Проект закупки 125 000 тонн в правительстве есть. Но он пока не принят, — рассказывает Сергей Куюн. — Этот вариант позволил бы разблокировать нефть в нефтехранилищах Одесской области, и продать ее на свободном рынке. Схема не принесет особых доходов государству, но разблокирует нефтепровод Одесса — Броды”.

Вариант переработки “пленной” технологической нефти, хранящейся на западноукраинских НПЗ, на Одесском заводе крайне сомнителен. Сейчас завод управляется ГП “Укртранснафтопродукт”, подконтрольным группе Тищенко — Пашинского. Против указанной группы ГПУ все никак не может довести до конца уголовное дело о “разбазаривании” нефти и нефтепродуктов Курченко. Кроме того, для возобновления переработки нефти на ОНПЗ никаких предпосылок нет: денег на закупку нефти нет; модернизация завода стоит настолько дорого, что даже крупнейшая российская компания “Лукойл” отказалась от планов развития завода и продала его. Остается вариант “пленную” нефть продать и вывезти морским путем.

А вот что делать с нефтью, хранящейся на ПАО “Укртатнафта”, на севере Украины — вариантов еще меньше.  Кременчугский НПЗ соединен нефтепроводом с Лисичанским НПЗ, и откачанная из этого участка нефть была изначально предназначена для работы Лисичанского завода. ОАО “Линник”, принадлежащий ОАО “Роснефть”, пока стоит, перспективы его запуска, учитывая межгосударственные отношения, невелики. Еще есть нефтепровод, ведущий к Херсонскому НПЗ, но на данный момент завод практически прекратил свое существование в качестве промышленного предприятия. Группа “Континиум”, в 2007 году получившая контроль над Херсонским НПЗ, неоднократно заявляла о планах по его запуску, но так и не сделала этого.

“Всю нефть, которая не нужна для работы по транспортировке, нужно запустить в работу. Если государство решит создать стабфонд, мы можем ее передать туда. Можем продать, переработать, что угодно сделать — лишь бы не в разрез с коммерческими и стратегическими целями”, — сказал Forbes генеральный директор УТН Николай Гавриленко.

Остается вариант: всю технологическую нефть по давальческой схеме переработать на Кременчугском НПЗ. Полученный бензин будет принадлежать УТН, которая сможет его продать на рынке. Но в этом решении много подводных камней. “Технологическая карта, предложенная КНПЗ, имела существенные недочеты не в пользу госкомпании как по цене переработки (она завышена), так и по уровню отбора нефтепродуктов”, — отмечает Куюн.

При всех минусах оптимальная ситуация видится так: вся “пленная” нефть достанется “Привату”, для которого логистика останется на нуле, поскольку нефть уже находится на НПЗ, подконтрольных группе. Государство получит минимальную цену, потому что на аукционах никто не станет конкурировать за нефть “Привата”, понимая, что ее попросту не поставят. А платежки за хранение государству все равно придется оплатить, даже если их снизят в 1,5-2 раза. Назад в магистральную трубу нефть никто закачивать не будет.

Максим ГАРДУС

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.