Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинский ядерно-промышленный комплекс — 2011: стресс-тест на устойчивость развития

[16:54 26 декабря 2011 года ] [ Зеркало недели, № 47, 23 декабря 2011 ]

Уходящий 2011 год стал очередной серьезной вехой в судьбе мировой ядерной энергетики. В предыдущие три года наблюдалась активизация строительства новых ядерных энергоблоков.

Спустя 25 лет после чернобыльской аварии в мире наконец вернулось доверие к ядерной энергетике, а Международное энергетическое агентство и МАГАТЭ оптимистично прогнозировали увеличение установленных ядерных мощностей в мире к 2030 году более чем в два раза.

Но 11 марта 2011-го на японской АЭС “Фукусима-Даичи” произошла авария, причиной которой послужило мощное землетрясение и возникшее после него цунами. Это послужило поводом к тому, что некоторые государства стали пересматривать свои энергетические стратегии. Самые радикальные шаги предприняла Германия, остановив одновременно семь энергоблоков, построенных до 1980 года. Так в одночасье эта страна превратилась из экспортера электроэнергии в импортера.

Украина оказалась в числе стран, которые после событий в Японии не изменили своей политики в отношении использования энергии атома. Первые лица государства заявили, что Украина не откажется от развития ядерной энергетики, поскольку альтернативы для этого вида генерации, производящей почти 50% электроэнергии в нашей стране, не существует.

Основным достижениям и проблемам 2011 года в ядерной энергетике и предприятиям украинского ядерно-топливного цикла, а также зависящим от перспективам, посвящена эта статья.

Главный приоритет — безопасность

Вопросы безопасности эксплуатации АЭС всегда были, есть и будут приоритетными для оператора украинских АЭС — НАЭК “Энергоатом”. Однако в этой сфере возникли новые задачи, решать которые нужно было в сжатые сроки.

Украина уже в марте присоединилась к европейской инициативе проведения так называемых стресс-тестов (целевой внеочередной оценки безопасности) всех действующих энергоблоков стран-членов. Не являясь членом ЕС, наша страна взяла на себя обязательства соблюдать процедуры, подходы и довольно жесткие сроки, определенные ЕС.

Уже в мае 2011 года на национальном уровне был принят соответствующий план действий по переоценке и дальнейшему повышению безопасности энергоблоков АЭС Украины с учетом событий на японской атомной электростанции. Целью переоценки безопасности являлось определение устойчивости энергоблоков АЭС относительно внешних экстремальных природных воздействий (землетрясения, затопления, пожары, смерчи, экстремальные температуры и их сочетания); сохранение живучести энергоблоков при полной потере внешнего энергоснабжения; исследование вопросов управления тяжелыми авариями с целью минимизации радио­логических последствий. И все это надо было осуществить за неполные пять месяцев, с чем успешно справились НАЭК и Госатомрегулирования. Работа эта явилась также своеобразным стресс-тестом для них.

Выводы оптимистичны: не были выявлены ранее неизвестные проблемы безопасности, а энергоблоки обладают запасами безопасности по отношению ко всем экстремальным природным воздействиям и их комбинациям. Вместе с тем был определен комплекс технических мероприятий, которые необходимо реализовать на отечественных энергоблоках. Скорректирована и Комплексная программа повышения безопасности действующих украинских АЭС на 2012—2017 годы, утвержденная Кабмином 7 декабря 2011 года и предусматривающая объем финансирования 12,5 млрд. грн.

Национальный отчет Украины о результатах внеочередной оценки безопасности украинских АЭС будет представлен до 31 декабря 2011 года на рассмотрение ЕС. Независимая партнерская проверка национального отчета представителями регулирующих органов ЕС планируется до конца апреля 2012 года.

Что касается производственной деятельности НАЭК “Энергоатом”, то по всем основным показателям наблюдалась положительная динамика, хотя в процентном выражении прибавка и не выглядит впечатляющей. Но бюджеты разных уровней пополнились за счет НАЭК за 11 месяцев 2011 года на 4,81 млрд. грн., что на 1,5 млрд. грн. больше поступлений за тот же период 2010-го. Да и чистая прибыль “Энергоатома” составила 1,5 млрд. грн.

Сказанное выше — о достижениях. А теперь о проблемах. 12 января 2011 года парламентом Украины был ратифицирован Договор между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве энергоблоков №3 и №4 ХАЭС, который был подписан 9 июня 2010 года. В феврале 2011-го подписано рамочное “Контрактное соглашение на разработку технического проекта реакторной установки типа ВВЭР-1000 проекта В-392 и на поставку оборудования между НАЭК “Энергоатом” и российской компанией ЗАО “Атомстройэкспорт”. Но переговоры с РФ о финансировании строительства энергоблоков №3 и №4 ХАЭС все еще далеки от завершения. Вместо государственного кредита, как было обещано ранее и было одним из условий при проведении конкурса на строительство, Российская Федерация предлагает коммерческие кредиты под государственные гарантии Украины.

Эти условия не устраивают украинскую сторону. Проект ТЭО строительства подготовлен, но не утвержден пока правительством Украины. Время идет, цены растут. Заказать оборудование с длительным циклом изготовления у “Энергоатома” нет финансовой возможности. Новое строительство важно для будущего энергетики, поскольку в связи с ужесточением требований по безопасности, возможно, не всем действующим энергоблокам удастся продлить ресурс на планируемый срок.

А Российская Федерация тем временем интенсивно ведет строительство собственных энергоблоков на европейской части своей территории, в т.ч. в Калининграде с очевидной целью дальнейшего экспорта электроэнергии в страны ЕС. Более того, РФ будет строить АЭС на территории Беларуси, и все необходимые контракты, в т.ч. относительно кредитования этого строительства, уже подписаны в 2011году. Получается, что украинский проект не приоритетен для РФ.

Одна из самых серьезных проблем для ядерной генерации, о которой говорится много лет — это существование дискриминационных тарифов на электроэнергию, производимую АЭС, в 2,5—3 раза меньших, чем для ТЭС. Подвижек в ликвидации такого явления, как перекрестное субсидирование, не наблюдается. Оптовый рынок электроэнергии в стране не реформируется. В результате НАЭК “Энергоатом” вынуждена брать коммерческие кредиты для покрытия кассовых разрывов и реализации своих инвестиционных программ. Страдают и смежные отрасли, такие как уранодобыча, поскольку в тарифе НАЭК отсутствует целевая надбавка для развития уранового производства.

Однако украинские атомщики с оптимизмом смотрят в будущее. В 2012 году должно быть принято решение о продлении срока эксплуатации энергоблока №1 Южно-Украинской АЭС. Успешно реализуется проект по диверсификации поставок ядерного топлива на украинские АЭС производства американской компании “Вестингауз”. И будет продолжаться реализовываться программа по повышению безопасности украинских АЭС, потому что безопасность — самый главный приоритет.

Добыча урана — есть прогресс!

В уходящем году Восточный горно-обогатительный комбинат (ВостГОК) — единственное в Украине предприятие, добывающее уран и производящее из него концентрат, который используется для изготовления ядерного топлива, —праздновал свой 60-летний юбилей, Долгие годы производство уранового концентрата в Украине оставалось на уровне 800 тонн в год, что обеспечивало годовые потребности украинских АЭС только на треть. К своему юбилею ВостГОК сделал себе и стране подарок — наконец, началась опытно-промышленная эксплуатация Новоконстантиновского месторождения. Событие, без преувеличения, знаковое. Ведь денег, предусмотренных Государственной целевой экономической программой “Ядерное топливо” ВостГОК пока так и не получил, хотя бюджетом-2011 и предусматривалось всего-то 23,3 млн. грн. А капитальные вложения за счет собственных средств ВостГОКа в 2011году составили 63,2 млн. грн. (из 113,1 млн. грн. запланированных).

В 2012 году планируется увеличить финансирование капитальных вложений до 500 млн. грн. за счет собственных средств предприятия и выдать на-гора вдвое больше урановой руды на Новоконстантиновской шахте — до 100 тыс. тонн, а к 2017-му довести производство уранового концентрата на всех шахтах до 2107 тонн (в 2011 году производство составило 890 тонн). Судя по проекту государственного бюджета-2012 на средства из него опять рассчитывать не приходится.

Хроническая украинская болезнь — госпрограммы пишутся, принимаются, пересматриваются. Но их финансирование от этого не улучшается. Хотя очевидно, что если сконцентрировать ресурсы на отечественном производстве концентрата урана (который в стоимости готового ядерного топлива составляет до 47%), то выйдет дешевле, чем покупать его у РФ в готовых изделиях.

А еще есть иностранные инвесторы, готовые вложить средства в нашу уранодобычу, не претендуя на готовую продукцию. Например, Казахстан, который стал лидером по производству уранового концентрата в мире (около 20 тыс. тонн по итогам 2011 года). Президент Украины дал поручение Минэнергоугольпрому Украины по итогам встречи со своим казахстанским коллегой 14—15 сентября 2010 года: “Разработать трехсторонний план сотрудничества (совместно с Российской Федерацией) относительно добычи урана и производства ядерного топлива (урановых таблеток) для атомных электростанций”. Срок — первая половина 2011 года.

…Плана нет, хотя все сроки прошли давно, и движений в этом направлении не наблюдается. А урановое месторождение для совместного труда и отечественной пользы готово к освоению, и на нем можно использовать технологию подземного скважинного выщелачивания, активно применяемой Казахстаном для добычи урана, — это Сафроновское месторождение.

Уранодобыча по-прежнему остается на периферии интересов руководства профильного министерства, занятого обеспечением страны газом и нефтью и, очевидно, имеющим собственные бизнес-интересы в этой сфере. До такой степени занятого, что даже игнорируются поручения президента страны. Кстати, без всяких для себя отрицательных последствий. А ведь речь идет об обеспечении топливом электрогенерации, производящей 46% электроэнергии в стране!

Мечта, чтобы государственные украинские чиновники заботились о национальных интересах, вряд ли сбудется и в наступающем 2012 году. Поэтому остается надеяться только на энтузиазм руководителей ВостГока, сумевших в 2011-м найти средства и силы для увеличения добычи урана.

Завод по производству ядерного топлива для украинских АЭС

В истории с этим заводом с самого начала было много странностей (см. ZN.UA №39 от 23 октября 2010 года: “Все идет по плану. Российскому”). А тут еще в начале 2011-го стало известно, что подпись руководителя украинского госконцерна (ГК) “Ядерное топливо” почему-то стоит среди заверивших отчет российской компании “ТВЭЛ” об итогах деятельности за 2010 год, в том числе финансовых показателей (см. на официальном сайте “ТВЭЛ”). Руководитель украинского госконцерна имеет доступ ко всем первичным документам, несет ответственность за правдивость сведений этого отчета? И почему среди заверивших его нет руководителей соответствующих компаний Казахстана, Чехии, Словакии, Франции, активно сотрудничающих с “ТВЭЛ”?

Только 22 ноября 2011 года, спустя 13 месяцев после подписания договора с “ТВЭЛ” о строительстве завода, ГК “Ядерное топливо” был назначен оператором предприятия по производству ядерного топлива для реакторов ВВЭР приказом Минэнергоугольпрома №734, хотя до этого операторы назначались исключительно Кабмином. В соответствии со ст.33 закона Украины “Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности” только назначенный государством оператор имеет право осуществлять деятельность, связанную с выбором площадки, проектированием, строительством и эксплуатацией. Казалось бы, это решение надо было принять еще в 2010 году — после подписания с “ТВЭЛ” соответствующего договора. О причинах того, почему больше года понадобилось для выполнения этой нормы закона, можно догадываться, но получается, что именно “родное” министерство тормозило процесс.

В августе 2011 года госконцерн объявил, что выбрана площадка для завода — в пгт Смолино Кировоградской области — на основании решения Комиссии по выбору площадки из трех альтернативных вариантов. Заявление о намерениях относительно строительства и заявление об экологических последствиях сооружения и эксплуатации завода были подготовлены ГК в сентябре 2011 года. То есть на тот момент ГК не имел статуса оператора. ТЭО проекта еще не готово, соответствующих государственных экспертиз не проходило, общественности не доступно. Однако общественные слушания по поводу выбора площадки для строительства завода были проведены ГК 29 октября и 4 ноября 2011 года в пгт Смолино и в Кировограде. Что характерно: объявлений об этих мероприятиях на официальном сайте концерна не было, новости об их результатах украинские граждане получали от пресс-службы компании “ТВЭЛ” сразу по их завершении. ГК же требовалось несколько дней, чтобы об этом сообщить соотечественникам.

И вот еще одно из последних сообщений, опять же от пресс-службы “ТВЭЛ”: совместное украинско-российское предприятие ЗАО “Завод по производству ядерного топлива” внесено в единый государственный реестр юридических и физических лиц Украины 2 декабря. Согласно документам, соответствующие доли в акционерном капитале распределены следующим образом: 50%+1 акция принадлежит ГК “Ядерное топливо”, а 50%-1 акция — ОАО “ТВЭЛ”. Уставный капитал СП оплачен участниками в полном размере. Да, это достижение. Но потеря темпа имеет место.

В соответствии с госпрограммой “Ядерное топливо” завод должен был заработать в 2013 году. Стоимость строительства оценивается в программе в 1,679 млрд. грн., из которых 1,092 млрд. грн. планировалось привлечь в качестве инвестиций. Наверняка тоже российских (см. выше историю с кредитованием строительства ХАЕС-3,4). Руководство ГК в этом году говорило о начале эксплуатации завода в 2015 году и даже назвало месяц — сентябрь. Как говорится, дай бог, чтобы эти планы реализовались. Хотя “старожилы” помнят историю с обещаниями РФ в 1996 году, когда по условиям тендера на поставки ядерного топлива для украинских АЭС до 2010 года победитель должен был участвовать в создании его производства на украинской территории. Однако ничего не было реализовано, при этом без последствий для “обещавшего”. И без соответствующих выводов для украинской стороны…

Очень важное для всей украинской ядерной отрасли событие произошло 15 июня 2011 года. Генеральная Ассамблея Европейского ядерного форума проголосовала за присоединение Ассоциации “Украинский ядерный форум” в качестве ассоциированного члена этой организации. Ассоциированное членство УЯФ в “Форатоме”, объединяющем 16 национальных ядерных форумов и более 860 крупнейших европейских и транснациональных компаний, поставляющих все виды продукции и услуг в ядерной отрасли (от добычи урана до изготовления реакторных установок) позволит координировать действия по ключевым вопросам развития ядерной энергетики, наладить более тесные отношения с европейскими структурами, формирующими европейскую энерге­тическую политику, обмениваться опытом в ядерной сфере с ведущими мировыми компаниями.

Украина и ЕС имеют 20-летние традиции сотрудничества в сфере ядерной энергетики и ядерной и радиационной безопасности. И события этого года продемонстрировали, что украинские атомщики в этих направлениях практически уже интегрировались в ЕС. Если бы еще и вся страна так…

Ольга КОШАРНАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.