Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинские сокровища: из Америки, с любовью

[12:23 11 апреля 2011 года ] [ Зеркало недели, № 13, 8 апреля 2011 ]

Резонансная история вокруг уникальной коллекции памятников трипольской культуры “Платар” на этой неделе получила продолжение.

В Украину специально прибыл директор Фонда поддержки международного искусства и образования Грег Гурофф (его фонд и занимается данным проектом), чтобы на месте решить многие — по-прежнему открытые — вопросы с представителями украинской власти.

Во всех смыслах золотая коллекция, согласно существующему контракту (его и предъявляет американская сторона), должна экспонироваться в лучших музеях за океаном — в апреле, июне, сентябре… Вплоть до 2012 года.

Однако, как стало известно ZN.UA, Министерство культуры Украины, ссылаясь на наше законодательство, на днях потребовало эту коллекцию вернуть на родину — до 20 апреля 2011-го.

“Довольно витиеватая административно-правовая коллизия может быть чревата для Украины международным скандалом и непониманием украинской позиции американской стороной”, — заявил в эксклюзивном интервью ZN.UA Грег ГУРОФФ после встречи с украинским министром культуры.

Корнями этот скандал уходит в декабрь 2010-го. Когда на гуманитарном совете при президенте Украины и возник вопрос о “возможном невозврате” коллекции “Платар” на родину.

Тема сразу получила резонанс в медиа. Исходя из имен, в ней задействованных (Анна Герман, Сергей Платонов, Сергей Тарута, многие другие). А также в связи с подлинной бесценностью самих экспонатов, которыми в настоящее время любуются американцы.

Напомним, в проекте “Слава Украины: золотые сокровища и исчезнувшие цивилизации”, экспонируемом за океаном, представлено около 14 тыс. уникальных экспонатов, преимущественно памятников трипольской культуры, греко-скифского периода, Киевской Руси. Бессмысленно как-либо оценивать эти сокровища. Они все равно стоят гораздо дороже…

Поначалу коллекция была отправлена на выставку в США, штат Мэриленд. Впоследствии украинский проект вызвал интерес других американских музеев. И “Платар” стал совершать “гастрольный тур” по заокеанским городам. Везде коллекцию принимали с интересом, открывая для себя Украину.

Популярность проекта и предопределила намерение продлить срок его пребывания за рубежом. Минкульт, по словам организаторов, ранее предлагал “временные соглашения” относительно экспонирования украинского золота. (С нашей стороны официальную сторону представляет Киево-Печерская лавра: с руководителями этого заповедника и продолжалась переписка, взаимообмен документацией).

Нынче же ситуация вокруг сокровищ стала еще более неопределенной.

Бесценные экспонаты (а также коллекция икон), согласно предварительным договоренностям, в настоящее время должны выставляться в музее Joslyn в Омахе (штат Небраска), в мае 2011-го — в музее естественных наук Хьюстона (Техас), а в сентябре — в Музее русского искусства в Миннеаполисе (Миннесота). Планировались другие маршруты.

Как стало известно ZN.UA, Минкульт предлагает заново переоформить договоренности (уже не через лавру, а напрямую — с музеем “Платар”). При этом могут быть сорваны намеченные договоренности с американскими институциями и анонсированные экспозиции. К тому же транспортировка скифского золота — туда-сюда-обратно (через океан) — сопряжена с дополнительными рисками как для экспонатов, так и для их владельцев… Американцы, в свою очередь, отказываются воспринимать сложившуюся ситуацию как адекватную.

— Господин Гурофф, все-таки в чем непосредственная цель вашего визита в Киев?

— Цель — определиться по некоторым вопросам, которые у американской стороны вызывают недоумение. Я — американец. И совершенно не понимаю многого из того, что происходит в вашем министерстве, в вашей лавре… Могу лишь сформулировать некоторые свои взгляды на возникшую проблему.

Контракт с лаврой подписан. Мы предлагаем американским ценителям искусства две выставки. Первая: иконы из лавры и Национального музея Львова. Вторая — собственно “Платар”. Мы работаем по четкой профессиональной схеме. Когда шесть лет назад мы проводили в США большую выставку произведений из Национального музея Украины (был представлен модернизм), то все прошло на высочайшем уровне.

Хочу заметить: в американских музеях подобные проекты планируются на много лет вперед. И любая спонтанность в таких вопросах неприемлема. Даже американский посол выяснял, почему возникла подобная проблема с украинской стороной. Но как таковой проблемы нет. Ее создают. Анне Герман преподнесена неправдивая информация. Согласно контракту, определен график — и для выставки икон, и для “Платар”. Ни у кого это не вызывало сомнений. Но у вас, в Украине, так стремительно меняются события: новые выборы, новое руководство, новое руководство лавры, новое руководство министерства… Что, очевидно, тоже сказывается на прежних обязательствах?..

В конце концов, когда эта экспозиция отправилась в Америку, то представители и министерства, и лавры, прибывшие к нам на открытие, воочию могли убедиться в серьезности наших намерений и профессиональном подходе к этому делу. Мне кажется, многие из ваших специалистов до сих пор не ведают, что творят… Говорят: время экспорта должно совпадать с контрактом. А наши юристы считают, что у нас — полный контракт. И он истекает в марте 2012 года. Это изначальная дата договоренностей.

— Украинское законодательство предопределяет, что такие ценные собрания могут быть за рубежом не больше года…

— Наши юристы считают, что вопрос с разрешением на экспорт — проблема лавры. Не наша. У нас действительный контракт. И наша единственная цель в данном проекте — популяризация украинской культуры в Америке.

Данные проекты имеют эффект в Америке? Как на это реагирует арт-среда? Есть ли от подобных выставок экономические выгоды?

— Вся американская пресса исключительно положительная. Прекрасная статья о выставке икон в “Нью-Йорк таймс”. Для американцев это собрание представляет особый интерес, поскольку мало кто из них знает об Украине. Многие уверены, что Украина — это Россия. Тем не менее украинская иконопись отличается от российской. И потом… уже в связи с экспозицией “Платар”, американцы поражены, что здесь, у вас, существовала цивилизация задолго до Христа… Все эти удивительные произведения искусства, которые были сделаны очень-очень давно! Для большинства это открытие. И отклики замечательные.

— Подобная, новая для американцев экспозиция предполагает какие-то дополнительные комментарии экспертов?

— Да, естественно. В проекте задействованы специалисты нашего фонда. Я сам профессор истории. И много чего могу объяснить. К каждой иконе есть специальная информация. Например, выставка в Омахе занимает целое крыло музея. И мы туда направили нашего эксперта по древности, который работал над каталогом.

Я, кстати, сам удивился такому колоссальному интересу к украинскому проекту. Хотя не один год в этом деле. Например, наш фонд представлял большую выставку импрессионистов из московского Пушкинского музея, напрямую сотрудничая с замечательной Ириной Антоновой. Показали большую выставку ценностей Кремля. Чуть раньше — украинский модернизм.

Вообще многие американцы хотят открывать для себя что-то новое, и готовы за это платить. При этом, повторюсь, нужно непременно объяснять, где находится сама Украина, в чем своеобразие ее культуры и ее православия.

— Столь ценная и в историческом, и в финансовом отношениях коллекция, предполагает какие-то особые формы безопасности?

— Существует мировая система решения подобных вопросов. Определенная компания имеет своих аккредитованных брокеров. Существуют жесткие требования к сохранности, к страховке, к перевозке. Установлены возможные риски, которым может подвергаться эта коллекция при перевозке авиатранспортом или автомобильным транспортом.

Во всяком случае этими вопросами занимаются исключительно специалисты. И это выводится в определенные цифры, где прописаны соглашения о страховых суммах.

— О страховых суммах…

— Существует две дефиниции: страховая сумма и страховая стоимость. Мы говорим о страховой стоимости. Собственник коллекции готов платить определенные деньги за гарантии. Шесть миллионов, десять миллионов… Нельзя же сравнивать это с реальной стоимостью, скажем, такого уникального экспоната, как “Трипольский домик”, который может быть оценен в 4 млн. долл.

Помимо прочего, непосредственно правительство США выступает гарантом подобных имиджевых проектов. И для нас это естественно. В этом нет чего-то особенного. В Америке уникальное законодательство, которое дает временной иностранной выставке иммунитет от возможного юридического ареста. Допустим, возникнет какой-нибудь “наследник”, который решит судиться… Такая история не будет иметь развития. Повторюсь, — адекватное законодательство.

И в случае с “Платаром” еще раз подчеркиваю: мы обязались получить выставку лишь во временное пользование и обязываемся возвратить ее на родину в том виде, в котором и получили. Любая информация относительно того, что экспонаты “могут продать, подарить”, — попросту некомпетентность и досужие домыслы.

— У американской стороны действительно есть желание продлевать выставку? И сколь долго ее можно показывать за океаном? Насколько хватит интереса?

— Даже если ваше законодательство “не разрешает” вывозить экспонаты более чем на год, что ж, мы готовы каждый год возвращать их, затем проводить инвентаризацию — и ввозить обратно в США… До тех пор, пока на Западе будет интерес к украинской культуре. При этом, поверьте, существуют колоссальные затраты. И если украинское государство не выполняет функции по популяризации собственной культуры в мире, то эту миссию должны взять на себя другие…

— Если допустить, что срок подобного “транзита” (привезли, переоформили, увезли обратно) не меньше месяца, то… Может быть, стоит искать какие-то новые и юридически обоснованные пути решения подобного спорного вопроса?

— Распоряжением украинского правительства можно было бы продлить эту выставку в Америке на три года, на пять лет. Но к правительству мы не обращались, пытаясь решить вопрос с Минкультом… И потом, у нас нет какой-то базовой установки на продление выставки.

— Сколько стоит билет в ваш музей, чтобы американец мог полюбоваться украинским золотом?

— Это внутренние вопросы разных музеев. Может быть, от десяти до двадцати долларов. А государственные музеи, например, бесплатно проводят выставки, привлекая спонсорские средства.

Но вы учтите, что хранитель музея в Америке может получать до 7 тыс. долл. в месяц... У нас ценят профессионалов.

В данной ситуации “Платар” был готов взять на себя многие расходы — и касательно икон, и золота, и государственную часть расходов, и частную. Если мы уже получили от наших спонсоров какие-то средства, то и стараемся вложить это в выставочное дело.

— Помимо проекта “Слава Украины…”, какие другие программы разрабатывает и реализует ваш фонд?

— В основном это художественные выставки — из стран бывшего Советского Союза. Только что завершились три русские экспозиции. Большой проект — “Американские художники из Российской империи”. Делали проект, посвященный отцу нашего нынешнего посла в России. Он оказался единственным американским солдатом, который воевал и за СССР, и за Америку. Потом попал в плен, чудом спасся. Это интересная история.

В планах — две выставки в Санкт-Петербурге (июнь). Есть проекты с Казахстаном.

Мне вообще кажется, что за время вашей независимости в Америке вряд ли был более резонансный проект, нежели “Слава Украины…” Во всяком случае, ваше государство таким образом получает бесплатный пиар.

А сам Фонд поддержки международного искусства и образования — неприбыльная организация, общественная. У нас совет директоров. Председатель совета — Артур Хартман, был американским послом в СССР в 80-е, а до этого работал во Франции. Всего тринадцать директоров. И каждый курирует отдельное направление. Фонд существует с 1995-го. Сам я до этого курировал президентские программы — между СССР и Америкой. До этого преподавал в университете историю России и СССР. Непосредственный период моей работы с Россией приходится на эпоху Горбачева и Ельцина: с 1986-го по 1993-й. Сейчас этот фонд и популяризация искусства бывших советских стран в Америке — для меня и работа, и удовольствие.

— В украинской прессе неоднократно высказываются мнения на предмет того, что не все экспонируемые вами ценности — подлинные, а есть и “достижения” черной археологии… Что скажете?

— Понятие “черная археология” — в подходе к данному проекту — для нас снято полностью. Вы, должно быть, знаете, что американское законодательство в вопросах музейного дела и сохранности экспонатов намного жестче. Это связано с колоссальной практикой, которую имеют американские художественные институции. Данную выставку патронирует Институт археологии США и лично председатель археологического общества Америки. И этот уважаемый человек не считает украинскую выставку предметом черной археологии.

А то, о чем пишут у вас в Киеве, мне неизвестно. Практически 90% археологических предметов в разных музеях мира не всегда предполагают точную “родословную”. Но это не значит, что все эти музеи должны закрыться. Наш Фонд как раз и помогает многим культурным учреждениям из стран бывшего СССР донести информацию о своих ценностях до большого мира… Для нас важно, чтобы существовали постоянные контакты между музеями России, Казахстана, Грузии, Азербайджана, Украины и американскими институциями.

Во всяком случае, мы хотим как можно шире представить украинскую культуру.

Украинская диаспора в Штатах — в восторге. За океаном практически никто не хочет показывать украинскую культуру, кроме Украинского музея в Нью-Йорке, куда мало кто ходит. А у нас много партнеров.

Например, в Омахе — а это центр страны — выставка прошла бесподобно! В этом большая заслуга директора музея, которому присущ просветительский талант. Казалось бы, небольшой городок — 400 тысяч, а среди них — более двух десятков миллиардеров… И для них такие экспозиции — праздник. На открытие пришло полторы тысячи приглашенных. Многие говорили, что украинская экспозиция здесь едва ли не главное культурное событие за десять лет. Многие живо интересовались, откуда взялись такие уникальные произведения из золота на территории Украины?

Кстати, название выставки “Слава Украины…” никак не видоизменяется во время экспозиций в разных городах Америки.

И могу совершенно искренне сообщить: если Украина никак не заинтересована в сотрудничестве в данном направлении, а пытается в этом деле вставлять палки в колеса, что ж, поверьте — для нас найдется работа и в других 14 странах бывшего Советского Союза.

О. ВЕРГЕЛИС, Е. КОНСТАНТИНОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.