Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украина увеличит морскую добычу газа в три раза

На нашей части шельфа будут работать две самые современные буровые платформы в Черноморском регионе. Первая из них на днях уже будет в Крыму.

 Чтобы не встретиться с пиратами, огибали Африку

В начале мая Украина получит одну из наиболее современных буровых установок.

Испытания и окончательная пусконаладка морской буровой платформы “Петр Годованец” завершатся в ближайшие дни — и платформа будет готова для транспортировки на месторождения нефти и газа, расположенные на украинском Черноморском шельфе.

Пока буровая платформа стоимостью 400 миллионов долларов находится в турецком порту Гиресун, неподалеку от Трабзона. Сюда она попала из Сингапура, где была построена на верфи Keppel Fels. Но чтобы доставить ее на Черное море, пришлось провести целую спецоперацию.

— Примерно в начале июня прошлого года мы достроили наконец платформу. И встал вопрос ее транспортировки на Черное море. Могли бы тянуть на буксире хоть до самого Крыма, но дело в том, что пролив Босфор и Дарданеллы перекрывают два моста и еще две линии ЛЭП. Под ними не прошли бы массивные “ноги” платформы, — рассказал Надар Радеш, представитель Keppel Fels, который руководил процессом перевозки и последующей сборки буровой.

Решено было “укоротить” три гигантские 150-метровые опоры, на которых стоит плавучая платформа. Для этого каждую из них отделили от готовой уже платформы, разрезали на пять частей и погрузили на специальное судно-тяжеловес Hansa (кстати, оно снималось в одной из серий научно-популярных передач “Самые большие корабли” на телеканале Discovery). Безопасность прежде всего — чтобы избежать неприятностей с сомалийскими пиратами, морякам пришлось огибать Африканский континент.

— Транспортировка буровой — это вообще уникальная операция. Подобных установок, способных работать на такой глубине в Черном море, раньше вообще не было. Их еще никто никогда сюда не поставлял. Разборка и сварка подобной платформы — это операция на уровне микрохирургии. Компаний, которые проводят такого рода сварку, в мире можно по пальцам пересчитать, — утверждает Василий Мельник, глава совета директоров “Рижской судоверфи” (эта компания поставит вторую буровую. — Прим. авт.).

— К концу ноября 2011-го довезли платформу до Босфора — и в момент ее прохождения по проливу снизили напряжение на проводах (154 тысячи киловатт) и ограничили движение других судов. Иначе платформа могла бы потерять управление и начать дрейфовать, столкнувшись с другими судами, — рассказывает Радеш. 

Собирали воедино разрозненные части платформы и ее опоры в турецком порту Гиресун, недалеко от Грузии. Как пояснили наладчики из турецкой компании “Арас”, причина — в невозможности проведения подобных работ в Украине. Во-первых, море в районе Турции гораздо спокойнее. Во-вторых, в Гиресуне была возможность подготовить причал для проведения довольно сложных работ — в любом из украинских портов столкнулись бы с проблемой загруженности.

“Последние приготовления: три сотни человек работают 24 часа в сутки”

Над сборкой платформы в пиковый момент одновременно работали 330 человек — это рабочие из Малайзии, Сингапура, Азербайджана, Индонезии, Турции, а также европейцы — из Шотландии. Как пояснил “КП” один из руководителей компании “Арас” Сертан Юлдиж, персонал, который нанимали для проведения монтажных и наладочных работ, жил в окрестных отелях и гостиницах, поэтому можно точно узнать количество “человеко-дней” — за пять месяцев сборки мегаплатформы в местных гостиницах суммарно было арендовано 55 000 койко-мест.

— Пригнали четыре спецкрана — один кран на триста тонн, еще три — шестисоттонники. Работы такого объема здесь делали впервые. Например, один из гигантских кранов — плавучий, и его пришлось специально доставлять на Черное море, — поделился Надар Радеш. 

Работы по “склейке” опор, поднятию платформы на три длинные “ноги” и настройке бурового оборудования завершились на днях. На сегодня “Петр Годованец” уже готов к транспортировке на украинскую часть Черноморского шельфа — как подчеркивают сотрудники компании “Черноморнефтегаз”, которая будет заниматься эксплуатацией платформы, это самая прогрессивная буровая во всем Черноморском регионе.

— Вообще сама платформа является океанической, то есть приспособлена для глубоководного бурения и разведывания ресурсов. Но она максимально адаптирована для работы в Черном море, под конкретные месторождения, — пояснил “КП” директор департамента коммерции “Черноморнефтегаза” Владимир Кудик. — На платформу установили большое количество дополнительного оборудования, которое сделало ее максимально эффективной и безопасной. 

Купленный для работы на буровой вертолет Augusta-139 оборудован дополнительными системами безопасности — противооблединительной, которая очень важна в наших зимних условиях. А в случае экстренного приземления на воду (летать вертолету придется в основном над Черным морем) он выбросит буи и не потонет. Не исключено, что в экстренной ситуации это спасет жизнь людей.

Новая буровая постоянно связана с диспетчерским центром “Черноморнефтегаза” через канал спутниковой связи. И информация о процессе бурения, скорости движения бурового долота, прочих технологических процессах будет поступать на центральный пульт компании. Если вдруг соединение будет прервано, бурение приостановится.

Из дополнительного оборудования, установленного на “Годованце”, — усиленные системы бурения на глубину до 9500 метров, современная установка для подготовки и подачи бурового раствора, а также система для очистки взвеси, поднимаемой со дна моря. Новая буровая позволит Украине быстрее и эффективнее разрабатывать запасы шельфа. 

— Экологическая безопасность была одним из ключевых требований украинской стороны. В Мексиканском заливе, Тихом океане, Желтом море пульпу, которую отсасывают насосы из скважины, просто выливают в море или океан. Но Черное море — внутреннее, оно имеет ограниченные выходы в Мировой океан, поэтому тут действуют специальные экологические стандарты, и просто так сливать отходы в море нельзя, — пояснил Василий Мельник (детальный репортаж с борта украинской платформы читайте в ближайших номерах “КП”).

Буровая окупится за два года

Безопасностью платформы серьезно занялись после позапрошлогоднего инцидента в Мексиканском заливе, когда из-за механического повреждения в море начали выливаться кубометры сырой нефти. На украинской буровой периодически проводятся учения, связанные с ликвидацией разлива нефти. 

— Мы не можем допустить сегодня какие-то необоснованные риски в акватории Черного моря — это курорт, это наше достояние, это перспектива нашей добычи, и поэтому мы должны применить самые современные технологии, которые мы специально для этого докупили, — говорят представители “Черноморнефтегаза”. Конечно, покупка буровой платформы — удовольствие не из дешевых. Тем более для дочерней структуры “Нафтогаза”, которому приходится периодически проводить расчеты за дорогое импортное топливо. 

— Но тем важнее для нас разрабатывать внутренние возможности. Исходя из нынешней стоимости импортного газа (Украина платит одну из самых высоких цен в Европе — 425 долларов за тысячу “кубов”. — Авт.) “Петр Годованец” окупится, как только с помощью этой платформы на Черноморском шельфе добудут 1 миллиард кубометров газа, — объясняет председатель правления “Черноморнефтегаза” Валерий Ясюк. — Это произойдет в ближайшие полтора года (как пояснили “КП”, речь идет о начале 2014 года. — Авт.) Таким образом реализуется задача, поставленная президентом, — за пять лет максимально отойти от импорта энергоносителей.

К слову, тенденция к переходу добычи газа и нефти на шельф (20-километровая зона вдоль берега богата полезными ископаемыми) характерна для всего мира. В 2010 году более половины всего мирового газа и нефти была добыта именно в море. И, по словам экспертов, в дальнейшем этот процент будет только расти. Черноморский шельф являет собой лакомый кусок — он освоен лишь на 5%, а глубоководные его залежи, на разработку которых и будут брошены силы новых буровых, еще мало изучены. Ожидается, что в следующем году в Украину доставят вторую установку, которая по своим характеристикам не уступает “Петру Годованцу”. 

Наша справка 

Платформа названа в честь легендарного украинского буровика, принимавшего участие в открытии всех известных месторождений на Черноморском и Азовском шельфе Украины. Придя в 1961 году простым рабочим, Петр Годованец со временем руководил буровыми платформами “Таврида” и “Сиваш”, отдал отрасли почти полвека. За время работы был награжден многочисленными орденами и медалями. В 2007 году ушел из жизни в результате скоротечной болезни, так и не оставив пост начальника буровой “Таврида”. 

Золотое дно

Планы “Черномор- нефтегаза” по бурению скважин на шельфе

Год  Скважин

2012/16

2013/19

2014/26

2015/16

ВСЕГО 77 

Источники поступления газа в страну (миллиардов кубометров в год) 

Дополнительная добыча “Черноморнефтегаза” после запуска двух новых буровых установок - 3 

Собственная добыча в Украине - 20 

Покупка у России в 2012 г - 27

Сергей МЕДВЕДЬ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.