Киев в условиях блокады Москвой транзита украинских грузов нашел альтернативный путь поставок товаров в восточные страны. Таким маршрутом может стать “Новый шелковый путь”. Первый демонстрационный рейс запланирован на 15 января. Состав из 20 контейнеров отправится из Ильичевска в Китай в обход России через Грузию, Азербайджан и Казахстан. Расчетное время в пути от начальной до конечной точки — 11 суток. В Китай контейнеры пойдут пустыми, а вот по обратному пути они уже будут следовать с транзитным грузом. Такой маршрут, по мнению экспертов, позволит обойти блокаду, введенную Владимиром Путиным, но сделает поставки товаров дороже, а сроки доставки увеличит в полтора раза.
Россия с 1 января 2016 года не только ввела торговые ограничения на украинские товары, но и практически заблокировала их транзит через свою территорию, в частности, в Казахстан, Китай, Азербайджан, Монголию, Туркменистан и Кыргызстан. Уже практически неделю транзитные поставки грузов невозможны. По информации Министерства экономического развития и торговли, по состоянию на 5 января с территории РФ было возвращено в Украину около 150 вагонов с товарами. Москва блокирует транспортировку украинских грузов, поскольку опасается, что они могут осесть на территории России. Согласно указу президента РФ Владимира Путина, транзит из Украины на данный момент возможен лишь по железной дороге через Беларусь, причем при организации усиленных мер контроля над перевозкой. Такой вариант пока не работает, поскольку механизм организации перевозок не согласован с Минском. По данным “Апострофа”, детально обсудить этот путь транзита правительство Украины со своими белорусскими коллегами намерено 11 января.
По мнению украинской стороны, один из альтернативных вариантов — “Новый шелковый путь”, позволяющий осуществлять поставки товаров из Китая в Европу и наоборот в обход территории РФ. 13 декабря в Грузию из Китая был доставлен первый контейнер по этому маршруту. 15 января по “шелковому пути” из Украины планируется запустить первый железнодорожный состав в Китай. Контейнерный поезд отправится из Ильичевска по маршруту Украина — Грузия — Азербайджан — Казахстан — Китай (через Каспийское и Черное моря), сообщили в Министерстве инфраструктуры Украины. Маршрут включает две паромные переправы Черного и Каспийского морей (Ильичевск — Батуми и Алят— Актау-Порт). Общее время следования поезда от начальной до конечной точки — 11 суток, однако многое будет зависеть от погодных условий, особенно при использовании паромных переправ.
Первый рейс будет демонстрационным, и 20 контейнеров из Ильичевска выйдут пустыми, уточнили “Апострофу” в Мининфраструктуры. Однако, ожидается, что на обратном пути состав будет идти с транзитным грузом из Китая. Тарифные условия перевозки на сегодняшний день уже согласованы, отмечают в министерстве. Организацией рейса занимается центр транспортного сервиса “Лиски”, который является структурным подразделением Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины. Не исключено, что в январе будут осуществлены еще один или два рейса грузоперевозок по новому пути.
Между тем, и в Украине, и в Европейском союзе уже заявили, что действия России по блокаде транзита нарушают обязательства страны как члена Всемирной торговой организации. Премьер-министр Арсений Яценюк 6 января обсудил вопрос проблем с транзитом с главами правительств Казахстана и Азербайджана Каримом Масимовым и Артуром Расизаде. По итогу переговоров компетентным органам трех стран поручено в ближайшее время найти оптимальный вариант технического решения проблемы.
По словам эксперта по вопросам транспорта Александра Кавы, маршрут транспортировки грузов по транскаспийскому коридору прорабатывался давно по инициативе Азербайджана и Казахстана. Главной сложностью данного маршрута является его стоимость, которая в два раза выше, чем транспортировка по сухопутному пути через Россию.
Помимо этого, транскаспийский маршрут продолжительнее из-за необходимости пересечения Каспийского и Черного морей на паромах, что делает дороже перевозку и увеличивает время в пути. Сухопутный маршрут через РФ в два раза дешевле и в 1,5 раза быстрее. Этот вариант может быть интересен для украинских грузоотправителей для транспортировки украинских товаров в Казахстан, Китай и остальные страны Средней Азии. Но из-за большей стоимости транспортировки часть украинских товаров потеряет свое конкурентное преимущество по цене на среднеазиатских рынках.