Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Угольщикам предлагают скинуться

[13:38 25 августа 2011 года ] [ Коммерсант, №157, 25 августа 2011 ]

Расширение Транссиба может стоить им всей экспортной маржи.

Минтранс предложил повысить железнодорожный тариф при перевозке угля на экспорт. Надбавка может составить, по разной информации, от 20 до 30%. Дополнительные деньги нужны РЖД, чтобы увеличить пропускную способность участка Транссиба Тайшет—Междуреченск, без чего не смогут заработать крупные угольные проекты в Туве. Угольщики уже начали подсчитывать убытки: ежегодные потери только предприятий Кузбасса могут составить 19 млрд руб.

Министерство транспорта вынесло на обсуждение возможность введения 20-процентной надбавки на экспортную перевозку угля, рассказали “Ъ” источники в ведомстве, РЖД и ряде угольных компаний. По данным “Интерфакса”, предложено 30-процентное повышение тарифа, а идея озвучена 18 августа на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.

По словам одного из топ-менеджеров РЖД, на том совещании должен был обсуждаться вопрос о реализации проекта по строительству новой железнодорожной линии Кызыл—Курагино протяженностью 409 км, которая ведет к месторождениям Улуг-Хемского угольного бассейна в Туве. Там готовятся начать добычу угля Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова, “Северсталь” Алексея Мордашова и ЕПК Игоря Алтушкина и Руслана Байсарова. Без этой железнодорожной ветки реализация тувинских проектов невозможна. Но обсуждение в итоге свелось к разговору об источниках финансирования развития уже существующего участка Красноярской железной дороги — Тайшет—Междуреченск (к нему будет подключена ветка Кызыл—Курагино).

Дело в том, что уже сейчас Транссиб испытывает дефицит провозных емкостей, а в ближайшее десятилетие, по расчетам РЖД, грузооборот должен вырасти на 86,7 млн тонн, то есть в 1,7 раза к текущему уровню. В этом году РЖД объявили о начале проекта комплексного развития участка Междуреченск—Тайшет, в ходе которого должно быть построено 145 км вторых путей и обновлены основные объекты инфраструктуры. На эти цели в 2011-2013 годах монополия выделит 4,4 млрд руб. Но источник в РЖД говорит, что общая стоимость расширения Транссиба на этом участке — больше 120 млрд руб. Без увеличения пропускной способности участка Тайшет—Междуреченск реализация угольных проектов в Туве может затрудниться. В связи с тем, что проект Кызыл—Курагино завязан на обновлении и расширении участка Транссиба, Минтранс предложил повысить в следующем году стоимость перевозки экспортного угля.

Повышение тарифа коснется в основном компаний Кузбасса, где сосредоточены основные угледобывающие мощности. Крупнейшие из работающих в Кемеровской области компаний — “Кузбассразрезуголь” (КРУ), Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), “Южный Кузбасс” группы “Мечел”, “Южкузбассуголь” и “Распадская” (на 100 и 40% соответственно принадлежащие Evraz), “СДС-уголь”, “Сибуглемет”, Кузбасская топливная компания.

Суммарный объем производства кузбасских предприятий в 2010 году составил 185 млн тонн (более 60% от общего объема добычи по стране). На экспорт было поставлено порядка 80 млн тонн угля, уточнил источник в администрации Кемеровской области.

Никто из кузбасских угольщиков вчера не захотел обсуждать инициативу Минтранса. В то же время, по информации источников, в защиту угледобывающих компаний уже выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В начале недели он направил письмо премьер-министру Владимиру Путину, в котором просит “более тщательно проработать предложения по дополнительной индексации железнодорожных тарифов”. В письме утверждается, что “реальный рост железнодорожного тарифа для угля в 2011 году уже составил 25-30%”. По данным господина Тулеева, рентабельность экспорта угля “даже для лучших предприятий” составляет 15-16%. “Повышение тарифа на экспортные перевозки угля на 20% приведет к изъятию из угольной отрасли Кузбасса 19 млрд руб. в год”, — пишет губернатор региона.

По оценкам источников в угольной отрасли, повышение тарифа затронет в основном производителей энергетического угля. Сейчас железнодорожная составляющая в экспортной цене энергетического угля в порту отгрузки (FOB) составляет 40% (в цене коксующегося — менее 20%). Себестоимость продажи энергетических углей в порту составляет $90-105 за тонну плюс порядка $10 — расходы на морскую транспортировку, уточняет Борис Красноженов из “Ренессанс Капитала”. При текущей цене угля на уровне $125 за тонну в Европе и $149 в Китае рентабельность экспортных продаж составляет 20-30%, подсчитал Олег Петропавловский из БКС. Если общий тариф поднимут на 20%, рентабельность поставок в Европу будет стремиться к нулю, если на 30% — экспорт и вовсе станет бессмысленным.

Роман АСАНКИН, Александр ПАНЧЕНКО
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.