Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Ugo_CHaves_zagruzit_Odessa__Brodi.html?print

Уго Чавес загрузит Одесса — Броды

Экономические известия, №61, 16 апреля 2010. Опубликовано 11:18 16 апреля 2010 года
Украина и Беларусь близки к соглашению о транспортировке американской нефти.

Нефтепровод Одесса — Броды заработает в аверсном режиме уже летом этого года ради транспортировки венесуэльской нефти на белорусские перерабатывающие заводы. По мнению экспертов, более приемлемый маршрут поставок — через Приднепровские нефтепроводы и Кременчугский НПЗ. Однако в этом случае белорусам придется договариваться с группой “Приват”.

Вчера в ходе заседания межправительственной смешанной украинско-белорусской комиссии была создана группа на уровне министерств и государственных компаний, которая будет заниматься изучением различных маршрутов поставки венесуэльской нефти на белорусские НПЗ. А в частности, транспортировки этого ресурса по нефтепроводу Одесса — Броды. Как значится в протоколе, подписанном по результатам заседания межправительственной комиссии, соответствующие поручения получат Министерство топлива и энергетики Украины и концерн “Белнефтехим”, а также хозяйствующие субъекты сторон. Они рассмотрят несколько вариантов транспортировки нефти на белорусские НПЗ с использованием магистральных нефтепроводов Украины и Беларуси. Свои предложения рабочие группы должны представить правительствам обеих стран до 1 июня.

Первый вице-премьер-министр Андрей Клюев вчера заявил, что транспортировка сырья на белорусские НПЗ интересна Украине. “Я думаю, что в ближайшее время мы получим нормальный взаимовыгодный ответ”,— резюмировал министр. “Но пока речь идет просто о поставке железнодорожным и комбинированным транспортом, без Одесса — Броды”,— дополнил своего украинского коллегу первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.

В частности, вчера стороны договорились о поставке 80 тыс. т нефти, которая прибудет танкером в Одессу уже в конце этого месяца. Украинцы и белорусы также условились, что в ближайшие две недели будет согласован вопрос установления конкурентного тарифа на транспортировку железнодорожным транспортом нефти, следующей транзитом через Украину в Беларусь.

Между тем до конца года общий объем сырья из Венесуэлы должен составить около 4 млн. т. Напомним, что в середине марта президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе своего визита в Венесуэлу подписал контракт на поставку нефти на Мозырьский НПЗ с транспортировкой через Одесский порт. После чего господину Семашко было поручено начать переговоры с украинским правительством о поставке сырья через Одесса — Броды и до июля решить этот вопрос. Искать альтернативные источники поставок нефти на свои заводы белорусы стали после того, как у них разгорелся конфликт с их главным поставщиком черного золота Россией, лишившей их льготных условий импорта сырья. Так, в результате перебоев с поставками сырья в начале года, пока шли переговоры между конфликтующими сторонами, объем первичной переработки нефти на НПЗ, по данным Белстата, упал на треть по сравнению с первым кварталом 2009 г. и составил всего 3,65 млн. т.

Развернуть Одесса — Броды, дабы повысилась привлекательность заморских поставок сырья на белорусские заводы, технически возможно, но чревато риском для украинцев потерять стабильные прокачки по этому нефтепроводу. Который, в частности, использует с ноября прошлого года и российский “Лукойл” для поставки сырья на свой Одесский НПЗ (маршрут госграница Украины с Беларусью — Броды — Одесса). И хотя амбициозные планы белорусов включают поставку 11 млн. т. нефти в 2011 г., эксперты настроены скептически. “Этот проект во многом политический и сопряжен с большими рисками. Загрузка россиянами мощностей нефтепровода гарантирована. А что делать, если поток венесуэльской нефти иссякнет, а трубу уже развернули?” — задается вопросом глава “Консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн. По его мнению, целесообразней задействовать другую сеть магистральных нефтепроводов, по которым нефть уже сейчас транспортируется в северном направлении. “Можно отправлять по Приднепровским нефтепроводам, принимая в Одессе, или даже в “Южном”, используя перемычку между нефтепроводами. И доставлять на Кременчуг. А уже оттуда по ж/д транспортировать в Беларусь”,— рассуждает эксперт. Однако в этом случае об отгрузке и отправке сырья по железной дороге белорусам придется договариваться с группой “Приват”, которая до сих пор контролирует Кременчугский НПЗ и поставляет туда по Приднепровским магистралям каспийскую нефть. Но не исключено, что к тому времени правительство может вернуть КНПЗ государству, если ему удастся вытребовать его имущественный комплекс в судебном порядке. Об этом станет известно также в конце апреля.

Наталья ДАВЫДЕНКО