Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Тяжелый рок Войцеха Балчуна

[13:52 03 февраля 2017 года ] [ Новое время, 2 февраля 2017 ]

Эксперты транспортного рынка считают, что польский топ-менеджер не справляется с реформированием Укрзализныци.

Британская рок-группа Uriah Heep в апреле 2016-го гастролировала по Украине. Во время одной из поездок она воспользовалась ночным поездом Укрзализныци (УЗ) из Одессы в Харьков и была шокирована бытовыми условиями в нем. Фотография из вагонного туалета была опубликована на страничке группы в Facebook, собрав 1,5 тыс. лайков и более 600 репостов. Легендарные музыканты были явно недовольны.

У коллеги британцев из Uriah Heep — гитариста польской рок-группы Chemia Войцеха Балчуна — был и пока остается шанс исправить ситуацию на украинской железной дороге. Однако успешного реформатора из Балчуна не вышло.

“Я приехал сюда работать по стандартам, к которым я привык”, — заявил Балчун, 46-летний глава УЗ, на заседании Кабинета министров 25 января. Имея за спиной опыт работы руководителем PKP Cargo, польского аналога УЗ, он хотел повторить в Украине апробированный в соседней стране сценарий.

Однако польский менеджер не учел уровня коррумпированности украинской госкомпании. “Мы слишком долго увлекались иностранцами”, — парировал в разговоре с НВ заявление Балчуна министр инфраструктуры Владимир Омелян.

18 января Кабмин на незапланированном заседании забрал у Министерства инфраструктуры УЗ и подчинил ее себе, сделав фактическим супервайзером железнодорожной компании министра экономики Степана Кубива.

Настораживает то, что решение было принято сразу же после того, как Омелян потребовал Балчуна отчитаться о достигнутом, отмечает Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий. “Кресло руководителя УЗ ценится даже выше, чем министерская должность”, — добавляет он.

Через неделю, 25 января, Кабмин снова заседал и снова обсуждал УЗ. Как и в прошлый раз, это стало сюрпризом для Мининфраструктуры. После оптимистичного доклада Балчуна слово взял Омелян и стал отрицать какие-либо достижения поляка. Премьер Владимир Гройсман возмутился и публично указал Омеляну, что у того нет никакого опыта в железнодорожном бизнесе, а у Балчуна такого опыта хоть отбавляй.

Польский менеджер, который выиграл конкурс на должность руководителя УЗ в апреле 2016-го, подчеркнул, что поскольку контракт с ним был подписан в июне, то и отвечать он будет только за вторую половину прошлого года. Показатели УЗ за эту самую вторую половину лучше, чем за первую, однако эксперты отмечают, что происходит это из-за сезонного фактора.

Омелян, в свою очередь, утверждает, что глава УЗ не добился практически ничего. Транзит в 2016-м упал на 30%, в целом грузооборот сократился почти на 2%, а пассажирские перевозки сохранились на уровне 2015-го, подчеркивает министр.

“2016-й был очень тяжелым годом по независимым от нас обстоятельствам”, — говорит Балчун и обещает беспрецедентную инвестиционную программу размером 108 млрд грн, которая сфокусируется на закупке новых вагонов и локомотивов. При этом УЗ остается сильно убыточной — она потеряла 6 млрд грн в прошлом году, если верить ее отчетности согласно международным стандартам.

Для себя же Балчун зарабатывает 463 тыс. грн в месяц — именно такой оклад положен гендиректору УЗ, а система бонусов позволяет увеличить его в четыре раза. При этом, как утверждает источник в Министерстве инфраструктуры, зачастую два дня из пяти рабочих Балчун отсутствует, находясь в Польше, где у него семья и рок-группа Chemia, в которой он играет на гитаре. На странице рок-коллектива в Facebook указан график нового гастрольного турне — в марте-апреле группы отыграет 13 живых концертов и обещает не останавливаться на этом.

Балчун на настойчивые попытки НВ с ним встретиться или хотя бы получить письменные ответы, не отреагировал. “Мои советники говорят, что надо больше пиара, потому что в этой стране пиар — это самое главное, но я пиаром не занимаюсь”, — сказал он во всеуслышанье на Кабмине. Помощница топ-менеджера объяснила, что Балчун сейчас не хочет общаться с прессой, а глава пресс-центра УЗ Константин Жура подчеркнул, что в отличие от Омеляна глава компании не хочет заниматься ненужными разговорами.

В это время, премьер Гройсман в кулуарах пытается убедить в том, что за министром инфраструктуры стоят “влиятельные люди”, которые им руководят, и приводит в пример итоговую пресс-конференцию министра, куда лично прибыл нардеп и правая рука президента — Игорь Кононенко, которого называют “серым кардиналом” власти.

Реформа даже не начиналась

Эксперты транспортного рынка говорят, что Балчун особых успехов пока не достиг. Запуск поезда Интерсити на Перемышль — всего лишь точечный ход, а закупка новых вагонов анонсировалась еще до прихода Балчуна, говорит Вовк из Центра транспортных стратегий. Он подчеркивает, что не был наведен порядок с финансовой отчетностью компании, не была проанализирована структура тарифа. “Балчун пытается переложить неэффективность УЗ на грузоотправителей, — резюмирует эксперт. — Монополисту так проще, хотя он мог бы оптимизировать свои закупки, расходы”.

С Вовком согласен Александр Мартыненко, аналитик инвесткомпании ICU. “Необходима программа по оптимизации затрат и политическая воля руководства по ее выполнению”, — отмечает эксперт, добавляя, что ключевая проблема УЗ — дефицит и износ парка грузовых вагонов, что приводит к низким показателям операционной деятельности.

Отдельная претензия у экспертов к нынешнему руководству УЗ — отсутствие стратегии. И это не заезженный штамп политтехнологов ющенковского периода, а невозможность планировать будущее транспортной отрасли. УЗ необходимо определиться, делает ли она ставку на дневные или на ночные пассажирские перевозки, ведь для каждого из направлений нужны свои поезда.

Помимо этого, есть тарифы — только их дальнейшее увеличение для грузоотправителей и пассажиров позволит и госкомпании выйти в стабильную прибыль, которую Омелян ожидает на уровне порядка 10-20 млрд грн, и простимулировать, например, развитие речного транспорта, который станет более выгодным. При этом Балчун не скрывает, что не очень хорошо понимает, как развивать УЗ, поэтому он объявил тендер на закупку консалтинговых услуг на эту тему. Цена вопроса — 3,1 млн евро.

Ни шагу без коррупции

В Мининфраструктуры говорят, что Балчун сосредоточился на внутренних процессах УЗ, совершенно не уделяя внимания борьбе с коррупцией, в которой госкомпания погрузла по самые уши. Экс-замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер оценивает ежегодные потери УЗ от коррупции в $2 млрд в год. С приходом Балчуна, по его словам, коррупция на закупках не прекратилась.

По подсчетам Международного центра перспективных исследований (МЦПД), УЗ с 2008 года потратила 40,4 млрд грн на закупку товаров и сервисов от компаний олигархов и политиков, имеющих отношение к руководству госгиганта. Учитывая, что в год железнодорожная компания закупает на тендерах продукции и сервисов на 20 млрд грн, больше 25% приходится на политико-олигархические группы.

Из лиги олигархов в деле УЗ фигурируют Ринат Ахметов и Виктор Пинчук. Первый поставляет рельсы по тендерам, которые специально под него же и прописаны, по словам Владимира Доценко из проекта Железная дорога без коррупции. Поэтому система тендеров Prozorro не может в этом случае повысить конкуренцию. В целом Ахметов заработал на железнодорожных поставках больше 8,4 млрд грн. По данным Шульмейстера, на обслуживании компаний Ахметова УЗ, предоставляя им низкие тарифы, теряет в год около $400 млн. При этом олигарх активно лоббирует сохранение этих тарифов через своих людей в УЗ, говорит экс-чиновник. Пинчук, в свою очередь, продает УЗ колеса, выручив за них 2,7 млрд грн.

Но не только олигархи зарабатывают на УЗ. Братья Дубневичи, которые стали депутатами парламента от Блока Петра Порошенко в 2014-м, резко начали выигрывать огромное количество тендеров госкомпании. Через подконтрольные им юрлица — Путейные ремонтные технологии, Экспозиция, ПРТ — Дубневичи обогатились на тендерах УЗ, поставляя крепления и рельсы, на 4,4 млрд грн.

Младший из братьев Дубневичей, Ярослав, еще и возглавляет транспортный комитет Верховной Рады. На него же оформлены патенты на металлические изделия, который он монопольно поставляет УЗ. По словам Омеляна, Балчун с Ярославом Дубневичем нашел общий язык и даже получал от него “добро” на занятие кресла в УЗ. “Я неоднократно обращался к Гройсману, к Порошенко, говоря, что у Дубневича конфликт интересов — он и комитет возглавляет, в гостендеры выигрывает, но результата не было”, — признается министр. Так, он может в подконтрольном ему комитете блокировать инициативы Министерства инфраструктуры, если его победам на тендерах угрожают какие-либо риски.

В самый разгар конфликта вокруг УЗ Ярослав Дубневич, которого сложно назвать блоггером или вообще публичным человеком, написал колонку для онлайн-издания Lb.ua, в котором открыто поддержал Балчуна, с которым ему вполне удобно работать.

Связями Дубневичей и УЗ уже интересуется Национальное антикоррупционное бюро, рассказывает источник НВ, который давал свидетельские показания по этому делу. НАБУ, по его словам, рассматривает версию о близости Дубневичей к Сергею Михальчуку, заместителю Балчуна. Министр Омелян подал кандидатуру Михальчука на увольнение еще 1 июня, но Гройсман заблокировал увольнение, о чем у НВ есть подтверждающие документы.

Кроме того, при Балчуне в департамент корпоративного управления УЗ была назначена Елизавета Пушко-Цыбуляк, а главой департамента строений — Максим Миняйло. Оба, по данным источников НВ — люди Дубневичей.

Дубневичи — не единственные парламентарии, совершающие сделки с железнодорожным бизнесом. Депутат Александр Пономарев из группы Воля народа тоже входит в транспортный комитет. Контролируемые его родственниками компании Агринол, Трейд Коммодити и МирОил продали УЗ масел и смазочных материалов на 1,4 млрд грн.

Особо хитрым способом тендера госкомпании выигрывает компания WOG, близкая к группе Воля народа. Она сначала предлагает самую низкую цену, а после победы на аукционе повышает ее. Так, в декабре 2016-го WOG получила заказов на 65 тыс. т дизельного топлива, повысив по ним цену впоследствии на 9%. “Я знаю компании, которые на тендере показывают реальную цену и не понимают тактику WOG”, — говорит Шульмейстер, экс-замминистра инфраструктуры.

Тендеры, на которых искусственно занижается конкуренция, ведут к прямым денежным потерям госкомпании, которая и без того не выходит из убытков.

Омелян, пытаясь спасти свою репутацию как главы министерства, контролирующего УЗ, написал письмо в Совет национальной безопасности и обороны, в котором описал подозрения по поводу коррупции в госкомпании. После этого его вызвал Гройсман и, как утверждает осведомленный источник НВ, непублично отчитал за такую инициативность.

Как результат, министр намерен забрать УЗ обратно в Мининфраструктуры через суд и провести повторный конкурс на должность гендиректора. “Я не вижу будущего УЗ с Балчуном”, — говорит он и сравнивает польского топ-менеджера  и рок-музыканта в одном лице с футболистом Артемом Милевским, который вначале неплохо играл в Динамо, но потерял место в составе из-за любви к ночным клубам. “Я общался со Славомиром Новаком, который сейчас возглавляет Укравтодор, а в Польше в свое время был супервайзером Балчуна, — признается Омелян. — Оценка Новака по поводу главы УЗ совпадает с моей”. Балчун же говорит, что не может работать под слишком жестким контролем Омеляна.

Иван ВЕРСТЮК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.