Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Транш “в блокаде”, или Почему МВФ взял тайм-аут

[08:15 21 марта 2017 года ] [ Економічна правда, 20 березня 2017 ]

Таких прецедентов в истории сотрудничества Украины с МВФ еще не было: украинский вопрос исчез из повестки дня в последний момент. ЭП разбиралась, почему так произошло, и какие расчеты для фонда приготовили в Кабмине.

МВФ неожиданно отложил решение о выделении Украине транша в размере 1 млрд долл.

Буквально в канун заседания совета директоров МВФ украинский вопрос исчез с повестки дня кредитора. Его рассмотрение было запланировано на 20 марта.

Как правило, информация о дате заседании держится в строгом секрете. Когда МВФ официально оглашает дату и ставит страну в график, это означает только одно: все решено и кредитор настроен на положительное решение.

Официальная версия от Минфина: фонд перенес рассмотрение украинского вопроса из-за решения СНБО о транспортной блокаде с оккупированными территориями.

Блокада скажется на макропрогнозе, а по словам министра финансов Александра Данылюка, уточнение расчетов важно “для максимальной эффективности программы”.

Представитель Украины в МВФ Владислав Рашкован рассчитывает, что НБУ с Минфином смогут в течение нескольких дней предоставить необходимые макрорасчеты, и уже вскоре фонд вернется к рассмотрению вопроса.

Впрочем, блокада может оказаться не единственной причиной такого поведения МВФ. Собеседники ЭП в Кабмине допускают, что фонд решил взять тайм-аут в ожидании очередного витка политической турбулентности.

Блокадная смута

Транспортная блокада железнодорожных путей с зоной АТО началась в декабре 2016 года. В связи с этим правительство ввело чрезвычайные меры в энергетике, но все это время воздерживалось от оценок влияния блокады на экономику.

В конце февраля Нацбанк заявил, что Украина потеряет 2 млрд долл валютной выручки.

В начале марта премьер-министр Владимир Гройсман озвучил более устрашающую цифру.

“Убытки украинского горно-металлургического комплекса в результате блокады составят около 3,5 млрд долл, что приведет к сокращению до 75 тыс рабочих мест в отрасли”, — заявил премьер в эфире телеканала “Интер”.

Еще позже, 15 марта, после заявлений главарей боевиков в ОРДЛО о “национализации” украинских предприятий, СНБО запретил перемещение грузов автомобильным и железнодорожным транспортом в оккупированные территории и обратно. С этого момента блокада стала позицией государства.

Несмотря на это, в последующих заявлениях первых лиц страны не было единства.

Президент Петр Порошенко поддержал блокаду, а премьер Владимир Гройсман продолжал настаивать, что блокада сдерживает экономический рост страны и наносит экономике огромные убытки.

Министерство экономики от какой-либо конкретики все эти дни воздерживалось.

Министр финансов Александр Данылюк сказал, что правительство рассчитывает два макроэкономических сценария в связи с блокадой: оптимистический и пессимистический.

По информации источников ЭП, оптимистический сценарий предполагает, что темпы развития экономики в 2017 году замедлятся на 1,2%, номинальный ВВП сократится на 25,8 млрд грн, а инфляция ускорится на 1,8 п. п.

К тому же блокада окажет давление на гривню. К концу 2017 года нацвалюта может ослабеть еще на 3 грн по отношению к доллару.

Согласно пессимистическому сценарию, ВВП упадет на 2,5%. Влияние на номинальный ВВП составит минус 39 млрд грн. Инфляция прибавит 8,5 п. п. В таком случае гривня к концу 2017 года потеряет 5,6 грн за долл.

Эффект блокады Минимальные потери Максимальные потери
ВВП номинальный — 25,8 млрд грн — 39,0 млрд.грн.
ВВП реальный — 1,2п.п. — 2,5 п.п.
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) +1,8 п.п. +8,5 п.п.
Прибыль прибыльных предприятий — 5,96 млрд грн — 9,9 млрд грн
Экспорт товаров и услуг — 1,2 млрд. долл — 1,79 млрд долл.
Импорт товаров и услуг — 0,63 млрд. долл — 0,95 млрд долл
Курс гривны (на конец года) +3 грн/долл +5,6 грн/долл
Курс гривны (средневзвешенный) +1 грн/долл +1,4 грн долл
Влияние блокады на доходы бюджета, млрд грн Минимальные потери Максимальные потери
Единый социальный взнос — 1,38 — 2
НДФЛ — 1,23 — 1,78
Налог на прибыль — 0,7 — 1,19
Акциз с произведенных в Украине товаров (за счет курсовых колебаний) 0,44 0,618
Акциз с импортных товаров 1,57 2,2
НДС с произведенных в Украине товаров  — 0,72 — 1,09
НДС с импортных товаров 5,32 7,19
        — за счет повышения курса 7,71 10,8
        — за счет сокращения импорта — 2,4 — 3,62
Ввозная пошлина 0,57 0,76
        — за счет повышения курса 0,83 1,15
        — за счет сокращения импорта — 0,26 — 0,4
Влияние блокады на расходы бюджета, млрд грн, по курсу на конец года  
Погашение госдолга  +7,8-14,6  
Обслуживание госдолга +4,9 — 9,5  
Деятельность дипломатических ведомств  +0,11-0,15   
Развитие физкультуры и спорта +0,03-0,05  

Национальный банк, в свою очередь, также планирует обновить макроэкономические прогнозы с учетом эффекта торговой блокады ОРДЛО. Заседание центробанка состоится в понедельник.

Курс  главное неизвестное

Блокада скажется и на доходах, и на расходах бюджета. Точное влияние просчитать сложно, так как это будет зависеть от курса гривни.

Если говорить о налоговых поступлениях, то ЕСВ может уменьшиться на 1,4-2 млрд грн, налог на прибыль — на 0,7-1,2 млрд грн, налог на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров — на 0,7-1,1 млрд грн.

Сокращение импорта товаров и услуг ожидается в диапазоне 0,63-0,95 млрд долл и повлечет за собой сокращение поступлений от импортного НДС на 2,4-3,6 млрд грн. Однако сыграет роль и другой фактор.

Импортный НДС — один из максимально чувствительных к девальвации налогов. Блокада может оказать давление на курс гривни, в результате чего поступления от импортного НДС перекроют ожидаемый недобор налога от сокращения импорта. Аналогичная метаморфоза может произойти и с ввозной пошлиной.

Ожидается, что падение гривни будет основным бюджетным компенсатором.

Без учета курсовых колебаний бюджет потеряет около 10 млрд грн, но если гривня упадет, согласно расчетам правительства, то казна соберет около 14,8 млрд грн. В итоге бюджет по доходам окажется в плюсе на 3,9-4,7 млрд грн.

Каждый виток девальвации также влечет за собой увеличение расходов. В первую очередь, растут затраты государства на обслуживание и погашение госдолга. Увеличиваются также расходы на содержание дипломатических ведомств.

В целом разрыв баланса казны в зависимости от курса гривни может составить 0,4-21 млрд грн.

Что дальше

Дальше возможны два сценария.

Первый — сотрудничество Украины с МВФ будет зависеть исключительно от пересчета макропрогноза и бюджета в привязке к фактору блокады.

В этом случае есть шанс, что фонд рассмотрит украинский вопрос достаточно быстро. При этом НБУ и Минфин оперативно передадут расчеты в МВФ.

“Приезд миссии МВФ не планируется. Все хотим согласовать в телефонно-электронном режиме”, — сообщил ЭП источник в правительстве.

По его словам, фонд не может не считаться с блокадой как с государственной позицией.

“МВФ должен посмотреть расчеты и сказать, что они или не влияют на макропрогноз, или влияют, и если это влияние выходит за рамки программы, то как его компенсировать”, — отмечает собеседник.

Второй вариант — МВФ воспользовался блокадой как поводом для приостановки сотрудничества с Украиной, чтобы посмотреть, как дальше будут развиваться политические события и выполняться требования программы.

Фонд всегда уделял особое внимание тому, как Украина выполняет антикоррупционные пункты. Сейчас же один из них под угрозой: парламент не может определиться с кандидатурой независимого аудитора НАБУ, как того требует закон.

Так, в четверг, 16 марта, часть членов комитета по вопросам противодействия и предотвращения коррупции от БПП, НФ и “Возрождения” рекомендовали на рассмотрение парламента две кандидатуры на должность аудитора НАБУ: Найджела Брауна, которого считают человеком президента, и Роберта Сторча.

“А кто сказал, что МВФ перенес рассмотрение украинского вопроса через Донбасс? Возможно, это из-за ситуации вокруг НАБУ? У нас сейчас нет проблем с бюджетом. А вот если НАБУ “вжух” — и уже не НАБУ, то это уже угроза одному из ключевых требований по антикоррупции”, — считает исполнительный директор “CASE-Украина” Дмитрий Боярчук.

Есть еще один фактор. 14 апреля исполнится год правительству Владимира Гройсмана. Чем ближе к этой дате, тем больше разговоров на уровне политических фракций о возможных кадровых перестановках в Кабмине.

К тому же, один из подписантов меморандума — глава НБУ Валерия Гонтарева — в краткосрочной перспективе также может покинуть свой пост.

“МВФ не может не учитывать все эти факторы. Для фонда важно понимать, с кем ему предстоит иметь дело в будущем”, — говорит собеседник ЭП в правительстве.

Галина КАЛАЧОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2017-03-30 11:29:37] [ Аноним с адреса 164.132.3.* ]

Надо понимать для чего вообще дается кредит МВФ. Он дается в первую очередь для покрытия кассовых разрывов в платежах по внешним долгам. В марте у Украины пик выплат по внешнему долгу - почти миллиард долларов. Видимо, изначально предполагалось что Украина не сможет обеспечить эти деньги и надо перевести часть частных валютных долгов в государственные через кредит МВФ. Теперь, возможно, ситуация изменилась. Возможно, в связи с реструктуризацией долгов олигархов.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.