Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Торговля с ЕС: по некоторым позициям экспорт даже не начинался

[08:58 30 мая 2016 года ] [ Зеркало недели, 27 мая 2016 ]

Главные причины торговых “успехов” — недостаточное производство и низкое качество продукции, сложности с выходом на европейский рынок.

Результаты свободной торговли Украины на рынках ЕС многозначительны. Мы в мгновение ока исчерпываем квоты на зерновые, но остальные заполнить не можем, а по некоторым позициям экспорт даже не начинался. Отчасти из-за недостаточного производства, но в большей степени — из-за низкого качества продукции и сложного выхода производителей на европейский рынок. 

Так, в 2015 г. полностью использовать удалось лишь квоты на пшеницу, кукурузу, ячменную крупу, овес, мед, виноградный и яблочный соки. Частично использованы квоты на сахар, ячмень и солод. Но остальные группы товаров на рынки Европы либо попали в совсем незначительном количестве (этанол, отруби, крахмал, яйца), либо не попали вообще (молочная продукция, свинина, говядина, баранина, сливочное масло, сахарные сиропы, грибы).

Украина сегодня формально имеет около двадцати действующих соглашений о свободной торговле, готовится к подписанию аналогичных документов с Канадой, Израилем и Турцией. Но экономический эффект в конечном итоге определяется не количеством подписанных договоров, а способностью украинских компаний предложить зарубежным потребителям товары и услуги надлежащего качества по приемлемой цене и в нужном количестве.

Структура экспорта любой страны формируется не только международным спросом, но и особенностями развития национальной экономики. Украинский экспорт, основанный на зерновых и растительных маслах, только частично совпадает со структурой мирового товарного спроса. Проведенное по просьбе Минэкономразвития исследование Института экономических исследований и политических консультаций говорит, что если в мировом экспорте доминируют механическое оборудование (23,7%), минеральные продукты (18,8%), транспортные средства (9,9%), химическая продукция (8,8%) и недрагоценные металлы, то в украинском доля механического оборудования вдвое меньше (10,5%), чем в среднем по миру. При этом доля внешних поставок недрагоценных металлов и изделий из них существенно превышает общемировой показатель (29,8%). Да и доля экспорта минеральных продуктов у нашей страны (12,5%) также меньше среднемировой (18,8%). В то же время удельный вес продукции растительного происхождения в украинском экспорте (11,9%) почти в четыре раза превышает мировые показатели. При этом на украинские жиры и масла приходится 3,5% мирового рынка, на продукты растительного происхождения — 1,6%. Темпы роста украинских внешних поставок сельскохозяйственной и пищевой продукции впечатляют. Наша страна — лидер по подсолнечному маслу и ячменю, входит в десятку крупнейших производителей по объемам пшеницы на экспорт. Казалось бы, это может и должно играть нам на руку, но экспортная выручка, наоборот, сокращается.

В первом квартале 2016-го экспорт снизился на 18,5% (на 1,7 млрд долл.) по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем, а импорт — на 9,3% (на 885 млн долл.). Экспорт товаров в страны Европейского Союза составил 3,1 млрд долл. (41,4% от общего объема экспорта) и уменьшился по сравнению с прошлогодним аналогом на 2,7%. При этом в нынешнем году едва ли не впервые экспорт продукции растительного происхождения сравнялся по объемам с металлами — по 22,2% в общей товарной структуре. В первом квартале Украина экспортировала зерна на 1,3 млрд долл. (97,4% к первому кварталу 2015-го), жиров и масел — на 945,6 млн долл. (112% к первому кварталу 2015 г.). В структуре экспорта зерновых 50% занимает “царица полей” кукуруза, 36% — пшеница, 13% — ячмень.

В Украине производится значительно больше агропродукции, чем требуется для внутреннего потребления. При производстве зерновых (пшеница, рис, кукуруза, ячмень) на уровне 57,2 млн т потребление составляет меньше половины — немногим более 25,5 млн т. Мы растим все это на экспорт, лишь усложняя свое положение. Как видим, Украина занимает ведущие позиции на рынках сельскохозяйственных товаров, руд и металлов, то есть так называемых биржевых товаров. Цены на них, как давно и хорошо известно, очень чувствительны, подвержены колебаниям, зависят от мировой конъюнктуры. Более того, экспорт Украины является концентрированным, что также увеличивает его чувствительность к шокам. По сути, мы в зависимости от политики и стратегии других стран. Следовательно, и количественные, и стоимостные объемы нашего экспорта могут существенно колебаться, но мы на эти процессы не влияем. Как тоже хорошо известно едва ли не школьникам, увеличение доли товаров с высоким уровнем переработки позволило бы повысить стабильность экспортных поступлений и независимость от внешних рынков, да что-то все почти четверть века независимости тенденции упрямо движутся в противоположную сторону…

Еще цитата из учебников: для обеспечения ускоренного роста ВВП стране важно не просто наращивать экспорт, а наращивать экспорт товаров и услуг, обеспечивающих более высокий прирост добавленной стоимости. Экспорт зерновых не должен быть конечной целью, это лишь перевалочный этап, способ удержаться на плаву. Хотя даже в этой сфере есть потенциал для роста и улучшений. “Средняя урожайность пшеницы в Украине на уровне 4,1 т/га. При европейской норме 6,1 т/га страна имеет значительный потенциал для роста продуктивности в отрасли. При условии максимально эффективного использования земельных ресурсов, инвестиций в агросектор, оптимизации затрат на производство сельскохозяйственной продукции Украина может повысить валовые сборы с нынешних 40—60 млн т до 100 млн т в год и более, усилить свои ведущие позиции по производству зерновых в мире”, — отмечают в своем последнем исследовании эксперты E&Y Александр Романишин и Борис Трофимов. — В целом производительность сельского хозяйства в Украине все еще значительно отстает от других стран. По данным FAOSTAT, средняя урожайность зерновых культур у нас примерно в два раза ниже, чем в США и странах Западной Европы”.

Животноводство является вторым по значимости сегментом агросектора Украины. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства доля продукции животноводства составила 29,7% (2015 г.). Внутреннее потребление мяса в Украине при этом снижается — 42,6 кг на душу населения в 2015 г. против 46,5 кг в 2014-м, и значительно отстает от аналогичного показателя в странах ЕС (в среднем 65 кг на душу населения). Таким образом, это направление в Украине имеет потенциал для дальнейшего роста, но мешает низкая покупательная способность украинцев. Многие семьи потребляют только то, что вырастили сами. Значительная часть поголовья скота и птицы сосредоточена в домохозяйствах. В 2015-м они содержали 76,6% коров, 49,2% свиней, 85,0% овец и коз и 42,8% птицы всех видов.

На внешние рынки мы в основном поставляем курятину. В период с января по апрель 2016 г. экспорт украинского мяса птицы и субпродуктов составил 81,9 млн долл. (данные ГФС). В частности, только в апреле экспорт данной продукции оценивается в 29,7 млн. Главными импортерами мяса птицы украинского производства являются Ирак (30,58%), Нидерланды (11,5%) и Египет (8,7%). В прошлом году спрос в странах ЕС на украинскую курятину был столь высок, что правительство было вынуждено просить об увеличении квоты на ее поставки. Квоту увеличили, однако товар на рынки не зашел — его качество оказалось не соответствующим стандартам. И это другая проблема нашего сельскохозяйственного экспорта — на внешние рынки выходит ограниченный круг компаний, и если одна из них испытывает проблемы, заменить ее часто некому. В настоящее время три крупнейших аграрных производителя обеспечивают объем валовой агропродукции, превышающий объемы всех фермерских хозяйств Украины.

В этом году с курятиной вопрос решился. По данным E&Y, по состоянию на 1 февраля 2016-го украинские компании уже использовали на 100% квоту на поставку мяса птицы в страны ЕС. В то же время существенно увеличивается спрос на украинский экспорт крупного рогатого скота, в частности со стороны покупателей из стран Ближнего Востока и Северной Африки. К 2017 г. ожидается переориентация украинского экспорта молочной продукции на Молдову, Казахстан и Беларусь. Что мы сможем им предложить?

На данный момент Украина не использует в полном объеме квоты, предоставленные ей Евросоюзом на экспорт свинины, говядины, баранины и молочной продукции. Эксперты E&Y ожидают, что отечественным производителям потребуется года три для того, чтобы выйти на уровень экспорта в объеме этих квот. Это при хорошем стечении обстоятельств. Теоретически на рынки ЕС могли бы выйти небольшие животноводческие хозяйства, но им для этого нужно не только время, но и помощь.

На мировых рынках экспортеры сталкиваются с двумя видами проблем: прямыми ограничениями и процедурными. Преодоление этих проблем требует различных подходов как со стороны государства, так и со стороны экспортеров, убеждены эксперты Института экономических исследований и политических консультаций. Прямые ограничения экспорта — это импортные и экспортные пошлины и квоты, а также прямые запреты импорта и экспорта товаров и услуг. Но сегодня на первый план в международной торговле выходят именно нетарифные ограничения, то есть меры политики, которые не относятся к обычным пошлинам, но могут потенциально влиять на международную торговлю, меняя как объемы поставок, так и цены товара. При этом адекватно и быстро на нетарифные ограничения реагировать сложно, а вот барьеры для международной торговли они создают ощутимые.

По оценкам экспертов Всемирного экономического форума, проблемы, с которыми сталкиваются украинские экспортеры, — это отсутствие доступа к торговому финансированию, недостаточный уровень технологий производства и навыков персонала, трудности в определении потенциальных рынков и покупателей, несоответствие продукции международным техническим требованиям и стандартам, а также проблемы доступа к импортным ресурсам, необходимым для производства.

Прежде всего, экспортерам следует повысить эффективность собственного бизнеса. Исторически управление во многих украинских компаниях носит авторитарный характер и зачастую осуществляется в ручном режиме. Поэтому, когда возникает дополнительная нагрузка на бизнес-модель, такой управленческий подход лишь снижает эффективность предприятия. Успешный выход на новые рынки требует от компаний четкого понимания своих сильных и слабых сторон, особенностей и конъюнктуры целевых рынков, продуманной стратегии позиционирования. Один человек или группа собственников не могут выполнять все эти задачи. 

Кроме того, для привлечения иностранных инвестиций важен достаточный уровень конкурентоспособности, прозрачности и эффективности бизнеса компании. А с этим у украинских фирм тоже сложности. Для этих целей украинские аграрии стремятся максимально оптимизировать и структурировать свою бизнес-модель, а также соответствовать международным принципам корпоративного управления. Но пока получается далеко не у всех, так как у всех на слуху истории, когда за корпоративной системой стоит единый авторитарный собственник со своим личным интересом.

Появление крупных холдингов в Украине сопровождается возникновением вертикально интегрированных бизнесов, что, в теории, позволяет производить продукты с более высокой добавленной стоимостью. Но в сельскохозяйственном секторе продолжает преобладать выращивание зерновых и технических культур, а переработка сельхозпродукции и производство продовольствия с высокой добавленной стоимостью для большинства компаний пока имеют второстепенную приоритетность. Именно желание стремительной окупаемости, “быстрых денег”, является второй причиной того, почему мы не завоевываем внешние рынки, а топчемся на месте.

Также существует огромный потенциал сокращения расходов и потерь на всех этапах цепочки поставок. Например, в украинском зерновом секторе логистические расходы на тонну зерна в полтора раза выше, чем во Франции, Германии и США. Аграрии из года в год оправдываются, что работают на грани рентабельности, но выходит, что лишь за счет оптимизации расходов на перевозки они могут ее повысить.

В рейтинге Doing Business 2016 Украина занимает 83-е из 189 мест (Польша — 25-е, Германия — 15-е), поднявшись на четыре позиции по сравнению с 2015 г. Маркер “международная торговля” у нас неизменен — 109-е место (Польша — 1-е, Германия — 35-е). Для проведения экспортной операции в Украине требуется 11 документов, общий процесс продлится в среднем 127 часов и будет стоить 667 долл. Причем больше всего времени тратится именно на подготовку документов. На стоимость процедур оформления также приходится почти половина стоимости экспортной операции. А внутренние перевозки являются самым дорогим этапом экспорта.

По мнению украинских экспортеров, наименее проблемными процедурами в Украине является получение сертификата происхождения и прохождения экологического контроля, а наиболее проблемными остаются возмещение НДС и валютный контроль (опрос ИЭИ, проведенный в рамках проекта “Торговая политика и практика в Украине”, 2015 г.). Основными причинами нежелания экспортировать товары в ЕС остаются неблагоприятная экономическая ситуация в Украине, отсутствие партнеров за рубежом, обременительность внутренних экспортных процедур и отсутствие финансирования. В то же время названные проблемы по-разному воспринимаются предприятиями в зависимости от их размера.

Так, отсутствие партнеров за рубежом является самой большой проблемой для малых и средних компаний. Их же сдерживает нехватка финансирования. Недостаток информации также острее чувствуют небольшие предприятия, тогда как крупные практически не упоминают об этой проблеме. И если правительство всерьез нацелено на “экспортный прорыв”, то сосредоточиться нужно именно на устранении барьеров для средних и небольших компаний.

По оценкам ИЭИ, доля малого и среднего бизнеса составляет 14,5% от общего объема поставок из Украины. Это вдвое меньше, чем в среднем в странах ЕС и соответствует условному предпоследнем месту в Европе. При этом малые предприятия тратят вдвое больше времени на оформление товара, а стоимость оформления внешнеторговых операций у них выше из-за небольших размеров партий.

А ведь для того, чтобы принципиально изменить ситуацию, достаточно лишь навести порядок в системе госрегулирования экспортных процедур, убрать бюрократические барьеры, создать действительно равные для всех условия. Стратегически важно также развитие инфраструктуры именно с учетом потребностей международной торговли. И не только развитие терминалов и сети дорог, но и транспортных услуг — дистрибуции, логистики, страхования. А также политических, юридических и финансовых условий предоставления этих услуг.

В погоне за экспортной выручкой государство не замечает мелкого производителя и, увы, глухо к его просьбам. Мощное лобби агросектора продвигает решения, выгодные крупным компаниям, а мелкие пока вынуждены самостоятельно сражаться с ветряными мельницами украинской бюрократии, торговых квот и ограничений.

Юлия САМАЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.