Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Станет ли современное искусство новым брендом Донецка?

[17:40 14 сентября 2012 года ] [ День, №164-165, 14 сентября 2012 ]

13 шахт — в состоянии ликвидации, 21 промышленное предприятие — в состоянии банкротства: Донбасс готов к своему арт-будущему.

Возрос интерес к искусству в Донецке в последнее время значительно. А среди местных художников актуальна тема индустриального Донбасса. Люди искусства вдохновляются урбанистическим пейзажем и выставляют свои работы во всевозможных пространствах — как в муниципальной галерее, так и в торговых центрах. А в начале июля в Донецкой и Луганской областях впервые прошли Ночи индустриальной культуры. Идея подобных мероприятий в том, чтобы конвертировать старые индустриальные площадки в арт-объекты или в места, где возможен любой культурный обмен. Например, в Донецке Ночь индустриальной культуры отметили экскурсиями по Краеведческому музею и заводу NORD, выставками в муниципальной галерее “Арт-Донбасс”, развлекательной программой в Парке Щербакова, экологическими акциями на терриконе, а завершилась Ночь под песни донецких бардов на вершине террикона между Макеевкой и Донецком.

Подобные мероприятия, призванные вдохнуть новую культурную жизнь в ныне “мертвые” и некогда грандиозные индустриальные объекты, регулярно проходят в Германии и Польше. Станет ли эта культура новым смыслом для Донецка, объединяющим его жителей на совершенно иных основах, хотя и в старых полуразрушенных стенах?

На открытии выставки Art Point-2011: Donetsk Goes Contemporary, которую организовала к своему 11-летию компания СКМ, автор еще одного арт-проекта в Донецке “Изоляция. Платформа культурных инициатив” Любовь МИХАЙЛОВА заявила: “Современное искусство всегда будет там, где есть деньги. В Донецке есть деньги, значит, в Донецке будет арт”. Неоднозначная фраза, согласитесь... Тем более, что многие понимают природу донецких капиталов...

Является ли любовь к изобразительному искусству в Донецке новым трендом? Только лишь за последний год в столице шахтеров, металлургов и футболистов произошло большое количество арт-мероприятий. А началось все года три назад, когда создавался Фонд “Изоляция”. Через год Фонд презентовал грандиозный проект совместно с Цаем Го Цяном. Китайский художник создавал “пороховые” картины прямо на глазах у публики. Запоминающимся было также событие, организованное, опять же, компанией СКМ, — выставка современного искусства Art Point-2010 и Art Point-2011: Donetsk Goes Contemporary. На последней было представлено 16 современных художников. А вот несколькими месяцами ранее состоялось открытие нового выставочного пространства “Арт-Донбасс”, которое планировалось как пространство для местных художников. Но здесь выставляют не только региональных авторов, но и известных в мировых масштабах художников-классиков и современных авторов. Именно там состоялись предаукционные выставки аукционного дома “Золотое сечение”, общая стоимость которых составила 150—210 тыс. долларов. А это, согласитесь, сумма немаленькая. Лето 2012-го стало новым толчком для современного искусства — “Изоляция” приготовила два новых проекта: “Переменная облачность” и “В поисках времени”. Свои выставки подготовил и “Арт-Донбасс”, и гостиница “Джон Хьюз”, в которой также выставляются современные художники. Намедни в гаражном помещении открылась галерея DaSein.

На самом деле тема связи индустрии и культуры для Донецка не нова. В этот же контекст, по большому счету, можно вписать и экскурсии по заводу шампанских вин в Артемовске, и выставки в соляных шахтах Соледара (Донецкая область), а также новшество Донецкого агрохолдинга — экскурсии по заводам, в частности — по макаронной фабрике. Правда, последнее совсем не афишируется и только набирает обороты. Донецкий металлургический завод, с которого, собственно, и начинался когда-то Донецк, также раз в год объявляет “День открытых дверей”. Все это — элементы “открытой политики” заводов и фабрик. Но не только. Одна из причин, по которой NORD согласился проводить экскурсии по заводу для жителей города в рамках Ночи индустриальной культуры, — привлечение новой рабочей силы, cвоеобразный пиар среди молодого поколения.

По мнению Анны АГАФОНОВОЙ, куратора проекта “Креативная деревня” Фонда “ИЗОЛЯЦИЯ” (проект направлен на объединение искусства и творчества с объектами архитектуры, экологией, местами отдыха, устойчивым развитием, использованием природных ресурсов, повторной переработке, дизайне и т.д.), арт-будущее в Донецке может быть вполне реальным. “Если современное искусство и креативная экономика в целом станут новым брендом Донбасса, это будет выгодно многим группам населения и решит многие социальные и экономические сложности региона. Успешность такой трансформации имеет очень хорошие шансы (при соблюдении некоторых условий и дисциплины), чему есть целый ряд предпосылок. Рынок культуры и искусства — самый быстро развивающийся рынок в Украине. Тому есть политические и экономические причины (легитимизация власти и первичного капитала). Проблема заключается в том, что украинское искусство отстает от украинской современности”, — считает Агафонова.

Донецк любит рисковать и любит все делать в огромных масштабах. Правда, с искусством пока еще не все так грандиозно, как, например, со спортом. Но здесь не боятся вкладывать деньги в арт, потому что видят перспективу такого инвестирования. Примером этого является гостиница “Джон Хьюз”, которая выставляет художников из Донецкого региона, — как молодых и малоизвестных, так и уже достаточно именитых. Они предлагают художникам свои услуги совершенно бесплатно. Это и оформление картин, и создание каталогов, и транспортные услуги. Руководитель арт-проектов в гостинице, арт-дилер Анастасия ПРИМАЧЕНКО утверждает: “Во всем мире давно широко практикуются инвестирования в индустрию искусства. В последнее время и в нашем регионе самая передовая аудитория — бизнесмены, банкиры, политическая элита — поняли, что единственно правильные финансовые вложения — вложения в духовное. Теперь инвестиции в искусство — это новая и быстро развивающаяся тенденция и в Украине. Что же касается Донецка, то Донецкий регион богат и многогранен в своих талантах. Например, герой нашей следующей экспозиции, известный Москве, Нью-Йорку, Сан-Франциско, Парижу, Мюнхену и другим крупным центрам искусства, неподражаемый Равиль Акмаев есть в коллекции Президента В.Януковича. Кроме того, это любимый художник мэра Донецка А.Лукьянченко”.

Знаково также то, что само современное искусство неравнодушно к индустриализации. Мы все привыкли к тому, что, например, Львов и Черновцы богаты на культуру и здесь есть как традиционные, так и нетрадиционные жанры, но здесь нет того, что может позволить по-настоящему экспериментировать. Донецк же, индустриальный регион, полон таких особенностей. Терриконы, заброшенные шахты и заводы, остатки советского прошлого, трущобы и бараки — вот она, привлекательная (хоть и мрачноватая) сила территории. Об этом можно не только писать, здесь можно создавать. Подтверждение тому — все та же “Изоляция”, которая расположилась в заводском помещении.

Примерами также могут послужить подобные проекты в Польше и Германии, где шахты и заводы становятся арт-объектами. Так, например, после закрытия Металлургического завода в Фелькнингене (Германия) в 1986 году власти земли Саар сделали из него промышленный памятник, в котором расположен музей, проходят выставки и концерты. Завод сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Кроме того, в Польше и Германии ночи индустриальной культуры — это действительно репрезентация новой культуры, направленной на улучшение имиджа индустриальных городов, реальная возможность дать им второе дыхание. Здесь проводят экскурсии, выставляют картины, показывают спектакли. Кроме Польши и Германии, следует также вспомнить Россию, где каждый год проходит Уральская индустриальная биеннале современного искусства, а также Фестиваль АRТ-ЗАВОД в Саратове.

Молодой художник, который известен в Украине под псевдонимом МИХАЛЫЧ, комментирует эту ситуацию так: “Тенденция в Донецке действительно есть. В последнее время я периодически слышу о различных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие искусства в Донецке. С появлением организаций, поддерживающих творческие инициативы, начался подъем интереса в этой сфере. Такой резкий ажиотаж обусловлен ростом интереса к искусству в стране, и, соответственно, ростом самого рынка искусства. За последний год современное искусство зарекомендовало себя как самая надежная и прибыльная инвестиция. Множество компаний по всему миру давно уже имеет у себя корпоративные коллекции. Количество меценатов постоянно растет. Люди предпочитают вкладывать деньги именно в современное искусство. Причастность к этой сфере стала показателем высокого статуса. Ну и, конечно же, участие в творческих процессах и их поддержка отображают культурный уровень того или иного региона. Я думаю, пришло время и Донецку подключаться к остальным городам Украины, активно участвующим в культурной жизни страны. И рад, что это уже происходит. Хотелось бы большей активности от молодых донецких художников, большей смелости и желания выразить себя, а главное — выразить свои идеи, свою точку зрения. Ведь мы живем в очень непростое время, и где, как не в искусстве, можно смело, дерзко высказываться?”

На сегодняшний день в Донецке подобным видом пространства могла бы стать одна из 13 шахт, которые были ликвидированы или которые сейчас находятся в состоянии ликвидации, или же одно из 21 промышленного предприятия, которые находятся в состоянии банкротства. Но обратят ли их хозяева внимание на то, что пространство может приносить прибыль в другой области, неизвестно. С другой стороны... Какой там арт, если Донетчина вся изрыта “копанками”, в которых работают подростки?

Дмитрий МЕЛЬНИК, соорганизатор проекта, который направлен на брендинг городов, “ВикиСитиНомика”, уверен, что сегодня заводы и шахты должны получать новые импульсы. “Заводы практически умирают. Человек хочет продолжать себя реализовывать и быть нужным, но то, что он делает, является и ненужным, и невостребованным. А почему? А потому, что умер дух этого завода, умерла идея, которая была соединена с этим заводом, она исчезла. Нет ни носителя идеи, ни самой идеи. Структура смыслов того, ради чего существует все это, разрушилась”, — уверен Мельник.

“Хочется, чтобы именно искусство стало новым брендом Донбасса, потому как промышленный регион — это очень интересная среда для зарождения новых, передовых идей, — считает художник Михалыч. Индастриал всегда привлекал фотографов и художников во всех уголках мира — это очень мощный источник вдохновения для современного искусства, место переосмысления сущности человека, его бытия. Я думаю, что донецкие власти обязаны дать свободу художнику, не диктуя рамок его самовыражения. В свое время многие талантливые молодые люди покинули регион, так как не видели перспектив и поддержки. Эти люди уже не вернутся, но можно взрастить новых, показав им, что перспектива есть. Это огромная работа, но оно того стоит. Донецк уже давно — обладатель не самой лучшей репутации в стране, и я вижу выход только в кардинальном изменении имиджа города, в изменении курса в сторону развития современного искусства на высоком уровне”, — считает художник.

Но в этом смысле для Донецка все только начинается. Пока же отдают предпочтение спорту.

“Во время Евро-2012 Донецк действительно закрепил за собой образ спортивной столицы Украины, бизнес-столицы и наиболее организованно подготовленного города к Евро по мнению Мишеля Платини. Донецк не тянул одеяло на себя, а отработал Евро в команде с другими городами Украины и Польши, оставаясь узнаваемым и самобытным. Многие гости удивлялись, как городу шахтеров и металлургов, крупных бизнес-корпораций и спорта удается лидировать в балете и театральном искусстве, развивать культуру национальных меншинств и детское творчество. Важно сейчас Донецку удержать и закрепить эти светлые впечатления о себе и, сохранив свою уникальность, влиться в стратегию брендинга Украины, — считает Татьяна НАГОРНЯК, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Донецкого национального университета. — Донецкая облгосадминистрация последние полгода пытается активизировать рабочую группу по брендингу города и области, но знакового результата нет. Идеи, смыслы, образы есть интересные, но они разрознены, не составлены в единую стратегию, а значит, не заработают, пока власть не услышит тех, кто знает, любит свой город и чьи дети хотят тут состояться”.

Пока в нашем регионе еще не привыкли создавать бренды из чего-либо другого, нежели футбол или хоккей. Поэтому масштабы инвестирования в область искусства гораздо меньше. По словам Анны Агафоновой, и само искусство пока что не дотягивает до нужного уровня. “Качество искусства, которое якобы поддерживают фирмы, остается на очень низком уровне и часто совершенно не попадает в нарратив”, — говорит она.

Но даже если появятся в городе еще несколько десятков арт-галерей, центров, музеев, даже они автоматически не сделают из города-миллионника центр мирового арт-пространства, а из его жителей — ценителей живописи или графики. Для этого нужны сотни таких заведений, десятки лет их посещения и огромное количество литературы, прочитанной еще со школы. И это — проблема нетолько Донецка, это в компетенции всей страны. Как сделать из Черкасс центр зеленого туризма или из Каменец-Подольска — центр мастеров резьбы по дереву?.. Поэтому заявка на то, чтобы превратить индустриальный регион в огромный культурный центр, должна была бы привести к гораздо более значительным деятельным последствиям прежде всего со стороны государства, а не исключительно частных инициатив.

Екатерина ЯКОВЛЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.