Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Состоится ли “развод” с Киевэнерго

[15:23 23 марта 2018 года ] [ Новое время, 22 марта 2018 ]

Еще пять лет назад, когда в городе не было домовых счетчиков, за тепло платили по нормативам, а трубы были “моложе”, Киевэнерго активно строило планы — как взять в концессию тепловой блок столицы.

Еще пять лет назад, когда в городе не было домовых счетчиков, за тепло платили по нормативам, а трубы были “моложе”, Киевэнерго активно строило планы — как взять в концессию тепловой блок столицы.

Сейчас они оставляют себе энергобизнес, создав для дистрибуции электричества новое юрлицо, и деловито избавляются от коммунального хлама, требуя компенсировать все многолетние “улучшения”, выполненные за счет тарифной составляющей.  А город за три года подготовки к этому разводу так и не решил, как жить дальше, кто придет на смену Киевэнерго и придет ли вообще.

Политические силы, представленные в Киевсовете, реагируя на настроения электората, давно превратились в заложников своих же заявлений. Ведь задолго до окончания договора пользования коммунальным имуществом они радостно предвкушали, что наконец-то вернут актив. Некоторые строили целые избирательные кампании на лозунгах: “заберем у Киевэнерго имущество общины”. И теперь все с опаской ждут 27 апреля, потому что для кого-то это будет черная пятница (срок договора истекает 26 апреля).

При всем многообразии мнений (а у политиков они часто расходятся с реальностью), есть всего три возможности, ни одну из которых нельзя назвать выигрышной для киевлян.

1. Вернуть имущество городу и возложить почетную миссию предоставления тепловой энергии на специально созданное коммунальное предприятие “Киевтеплоенерго”. Оно уже год работает в зоне обслуживания Дарницкой ТЭЦ на Левом берегу, эксплуатирует сети, реагирует на аварии. Энтузиазм мэрии и будущего тепловика тормозит целый ворох разрешительных документов, которыми должен обладать лицензиат теплоснабжения такого масштаба. Есть и еще одна маленькая деталь для тех, кто дочитал в законе О теплоснабжении до нормы, что на нового оператора переходят долги за газ перед поставщиками сырья, если таковые имеются. У Киевэнерго долгов перед Нефтегазом почти 5,5 млрд гривен (суммарно за газ, использованный для производства тепловой и электроэнергии, по состоянию на 13 марта), а значит, войдя в эту “пищевую цепочку” новое коммунальное предприятие (КП) сразу всем должно.

Когда эту норму вводили в 2011 году, она предназначалась для частников: чтобы попасть в тепловой бизнес согласно закону Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности, они должны были заменить убыточные КП и взять на себя их долги. Только очереди из страждущих концессионеров не наблюдалось.

Сейчас эта норма больно бьет бумерангом именно по КП. Самый простой способ: выделить средства на погашение долгов из городского бюджета путем наполнения уставного фонда Киевтеплоэнерго. Фактически город должен заплатить живыми деньгами по долгам частного акционерного общества без малейшей пользы бенефициарам. Да, вы все правильно поняли, это значит понять и простить Киевэнерго 5,5 млрд. При том, что дебиторская задолженность (долги потребителей и контрагентов перед Киевэнерго) — это, видимо, еще вопрос переговоров.

2. “Ни войны, ни мира, а армию распустить” — это вариант дарения или продажи акций Киевэнерго городу. В нем все хорошо, кроме того, что он не реализуем. Даже если предположить внезапно возникшую волю нынешнего собственника Киевэнерго — подарить (продать) акции, а Киевсовета — принять их в дар (купить), все равно остается небольшая доля акций, принадлежащая физическим лицам-миноритариям. Этот пакет не позволит трансформировать акционерное общество обратно в коммунальное предприятие. То есть с АО обязательно нужно заключить некий договор об использовании сетей, а по сути, пролонгировать существующий, потому что его невозможно трансформировать в договор аренды или концессии без проведения конкурса.

В этом и состоит правовая коллизия: право аренды или концессии претендент должен получить на конкурентных основаниях. Более того,  Киевэнерго, в случае, если его основным акционером станет город, не сможет принять участие в конкурсе из-за конфликта интересов, потому что тогда в одном лице объединяются претендент и организатор конкурса. Если же Киевсовет своим решением захочет изменить условия передачи имущества на аренду или концессию, это повлечет нарушение закона и возбуждение череды уголовных производств. А если пойдет на конкурс, то потратит еще два года и кучу денег на громоздкую и сложную процедуру, которая включает инвентаризацию и оценку основных средств и товарно-материальных ценностей, составление и обновление технической и строительной документации по каждому объекту, отвод земельных участков и пр.

3. Оставить все, как есть, “без обіцянок і пробачень”. Уже сейчас некоторые политики делают осторожные заявления о неразрывности теплового и энергетического блоков. Похоже, что произошла некая договоренность у людей, принимающих решения, и началась подготовка общественного мнения к тому, чтобы решением Киевсовета продлить существующий договор пользования, не меняя сути, без всяких трансформаций и инвестиционных обязательств. Шантаж нарастающим долгом за газ тоже придаст нужный импульс. Наблюдаем, кто первый прямо об этом скажет.

Правда, решиться на такой шаг означает расписаться в собственной несостоятельности управлять процессом, лишиться политической или профессиональной карьеры. Он гарантировано повлечет за собой электоральные потери в 2020 году на местных выборах. Никакие международные аудиторы и рекомендации большой четверки не помогут.

Однако существует также угроза, что город, вернув актив под прямое управление, не справится с возникшими трудностями: тариф гарантировано вырастет, сети будут прогнозировано рваться. И отвечать за это будет местная власть. А ведь Киевэнерго долго выполняло роль громоотвода, позволяя городу объяснять проблемы теплоснабжения тем, что оно в чужих частных руках.

В общем через месяц большая часть Киева может остаться без легального поставщика горячей воды и тепла. Это может заставить депутатский корпус быть сговорчивее и проголосовать за “очень временное” продление существующего договора в ожидании частного инвестора/концессионера.

Вита СТРУКОВА, член правления ГО “Новая коммунальная Украина”, юрист

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.