Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Слишком горячий газ

[16:24 18 декабря 2009 года ] [ Газета 2000, №51, 18 - 24 декабря 2009 ]

Сколько будем платить за него в следующем году?

Инициативы В. Ющенко и “победы” Ю. Тимошенко привели к многократному росту цен на природный газ и фактическому банкротству отечественного нефтегазового монополиста — НАК “Нафтогаз Украины”.

Очевидно, что при таком положении дел НАК “Нафтогаз Украины” практически не может решать стратегические задачи — организовывать разведку и освоение новых месторождений, наращивать объемы добычи углеводородов, модернизировать ГТС и, главное, — обеспечивать энергобезопасность страны.

В течение 2005—2008 гг. газовый баланс страны утверждался Кабмином с опозданием на три-шесть месяцев. Похоже, подобная практика стала нормой для правительства Тимошенко: утвержденного на 2010 г. газового баланса по состоянию на середину декабря нет.

В этой связи для анализа мы вынуждены использовать прогнозные показатели потребления природного газа в 2010 г., утвержденные распоряжением Кабинета Министров № 256-р от 19 февраля 2009 г.

 

Потребности в природном газе в следующем году предполагается удовлетворить за счет газа собственной добычи — порядка 20,5 млрд. куб. м и импорта из России — 33,75 млрд. куб. м.

Основными потребителями природного газа в Украине являются население, промышленные предприятия и производители тепловой энергии (предприятия теплокоммунэнерго).

Население

Постановлением Кабмина от 27 декабря 2001 г. № 1729 “Об обеспечении потребителей природным газом” (с многочисленными изменениями, последнее из которых — от 26 марта 2008 г. № 247) установлено, что потребность в природном газе населения удовлетворяется из ресурса государственных газодобывающих организаций, а также предприятий с участием государства.

Основными поставщиками тут выступают ДК “Укргаздобыча” (дочерняя компания НАК “Нафтогаз Украины”), ГАО “Черноморнефтегаз” (100% акций принадлежит НАК) и ОАО “Укрнефть” (государство владеет 50% + 1 акция). Эти три компании добывают в год порядка 19 млрд. куб. м газа, что с лихвой перекрывает потребности населения.

За время своего премьерства Тимошенко неоднократно заявляла, что цены на газ для населения повышаться не будут, одновременно подчеркивая, что сначала населению нужно “нормально увеличить заработную плату, пенсии, стипендии”.

Так было и в конце января, после подписания долгосрочного контракта на поставки российского газа в Украину. “Нет никаких оснований для повышения цен на газ для населения”, — озвучила премьер позицию правительства на пресс-конференции в Киеве.

Между тем если до прихода к власти “оранжевых” газ для населения стоил 175—190 грн. за 1 тыс. куб. м, то за годы их правления цена увеличилась до 483,6—1968,6 грн. (в 3—10 раз). Для абонентов, потребляющих не более 2,5 тыс. куб. м в год, цена на природный газ при наличии счетчика составила 483,6 грн., при отсутствии счетчика — 531,6 грн. за 1 тыс. куб. м; не более 6 тыс. куб. м — соответственно 732 грн. и 805,2 грн.; не более 12 тыс. куб. м — 1498,8 грн. и 1648,2 грн.; более 12 тыс. куб. м — 1790,4 грн. и 1968,6 грн.

Причем оснований для повышения не было, так как “Нафтогаз Украины” получал газ для населения от газодобывающих компаний по стабильной цене. (Для “Укргаздобычи” она в текущем году установлена НКРЭ на уровне 182 грн. за 1 тыс. куб. м, для “Укрнефти” — 199,2 грн., “Черноморнефтегаза” — 289 грн.)

Структуру экономически обоснованного предельного уровня цены на природный газ для населения составляют:

1) стоимость газа как товара;

2) налог на добавленную стоимость;

3) тарифы на транспортировку и поставки газа.

Произведя соответствующие расчеты, мы установили, что этот предельный уровень колеблется от 374,4 грн. до 502,8 грн. за 1 тыс. куб. м.

Отметим, что основная часть газа собственной добычи (около 85%) реализуется населению из ресурсов ДК “Укргаздобыча”, предельный уровень его цены — 374,4 грн. за 1 тыс. куб. м.

Почему же тогда так стремительно растут цены?

Думается, что объяснение во многом лежит в структуре отечественного нефтегазового монополиста — НАК “Нафтогаз Украины”. Ведь ее концепция была задумана как концентратор финансовых потоков отрасли с целью их непрозрачного перераспределения в интересах правящей кланово-политической группировки. Менялись президенты, премьеры, министры, но паразитические схемы оставались неизменными, они лишь модифицировались.

Газодобывающие предприятия реализуют добытый газ НАК “Нафтогаз Украины” (фактически аппарату чиновников, не имеющих никакого отношения к процессу добычи газа), затем топливо передается ДК “Газ Украины”, от нее — ОАО по газоснабжению и газификации (облгазам), которые поставляют углеводородное сырье конечному потребителю (населению). Именно в этой цепочке у посредника (НАК “Нафтогаз Украины”) оседает разница между экономически обоснованным предельным уровнем цены и обоснованным чиновниками уровнем тарифов, составляющая миллиардные суммы.

Казалось бы, в условиях замораживания уровня прожиточного минимума и размера пенсий дальнейшее повышение цен на газ просто кощунственно. Однако в следующем году нас ждут новые потрясения. Дело в том, что в рамках получения стабилизационного кредита от Международного валютного фонда правительство обязалось (под соответствующим меморандумом стоят подписи президента, премьера, министра финансов и главы Нацбанка) в 2010 г. ежеквартально повышать цены на газ для населения на 20% и к концу года уравнять газ собственной добычи в цене с импортным.

Из этого следует, что к концу 2010 г. мы будем платить за газ в зависимости от объемов потребления порядка 950—3850 грн. за 1 тыс. куб. м.

Промышленность

В интервью “5-му каналу” премьер-министр заявила: “По тем прогнозам, которые мы сейчас имеем: цен на нефть, мазут, газойль, а это составляющие формулы, у нас как минимум в первом полугодии цена для промышленности на природный газ не изменится. Она будет такой, какой была в 2009 году”. И далее: “То, что мы сейчас слышим всякие провокации о том, что с 1 января (2010 г. — Авт.) — армагеддон, что цена на газ будет заоблачной, что упадет вся украинская экономика... Просто необходимо фильтровать все эти заявления кандидатов в президенты. Потому что они живут так: чем громче заявление, тем больше они ожидают прироста рейтинга. Я убеждена, что цена для Украины на газ будет почти такой на 2010 год, как и на 2009-й. Поэтому хочу успокоить промышленников, всех, кто потребляет природный газ: именно так мы видим следующий год”.

Подобное мы слышали и год, и два назад. Но в 2008-м при сохранении цены на импортный газ на уровне 2007 г. ($179,5 за 1 тыс. куб. м) для промышленных предприятий она выросла на 45%.

Это произошло потому, что, во-первых, правительство увеличило целевую надбавку на природный газ с 2% до 12% (на какие цели она идет, известно только чиновникам Кабмина).

Во-вторых, с 1 мая в структуру оптовой цены на природный газ была включена новая надбавка в размере 87,43 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС) — услуги НАК “Нафтогаз Украины” по реализации газа. Примечательно, что подобная надбавка отсутствовала даже у посредника поставок импортного газа в Украину — RosUkrEnergo.

И, наконец, по рекомендации правительства НКРЭ в начале августа пересмотрела размеры тарифов газораспределительных организаций (ГРО) на транспортировку и поставки природного газа. В результате общий тариф на транспортировку газа трубопроводным транспортом увеличился для потребителя на 26,7% — до 122 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС). Средний же расчетный тариф в результате этого пересмотра возрос на 28,7% — до 34 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС).

Отметим, кстати, что контрольные пакеты акций практически всех ГРО принадлежат зарегистрированным в основном на Кипре компаниям (Krezer Holdings Limited, Nesiba Venchers Limited, Pasler Enterprises Limited, Porala Venchers Limited, Tanter Holdings Limited, Eriswell Trading Limited, Sagacity Limited, Sodeman Limited и т. д.).

В итоге конечная цена газа для промышленных предприятий составляет порядка 2500 грн. за 1 тыс. куб. м (около 300 долларов) при прогнозируемой среднегодовой цене импортного газа 239,65 долларов за 1 тыс. куб. м.

С 1 января 2010 г. из действующей газовой формулы будет изъят понижающий коэффициент 0,8, что автоматически увеличит цену импортного газа на 25%. Поэтому уже сегодня понятно, что украинским предприятиям нужно быть готовыми к внутренней цене на уровне $400 за 1 тыс. куб. м — если Кабмин не придумает еще какие-то надбавки или в очередной раз не повысит тарифы на транспортировку и поставки.

Очевидно, что больше всего пострадают предприятия металлургии и химической промышленности, не готовые противостоять негативному воздействию очередного ценового скачка на рентабельность производства.

Усугубляет ситуацию и то, что большинство объектов этих отраслей находятся в процессе модернизации, успешности которой не способствовала убыточная деятельность в текущем году. Таким образом, в 2010 г. эти предприятия войдут не готовыми к новым затратам.

А переход предприятий металлургии на использование коксующихся углей вместо газа может помочь лишь частично  ввиду предполагаемого сохранения дефицита коксующихся углей.

Особенно ощутимо повышение ударит по предприятиям, себестоимость продукции которых включает большие затраты на газовое топливо и сырье (например, по производителям аммиака и азотных удобрений). В меньшей мере, но также существенно цена на газ влияет на себестоимость таких производств, как цементное, стекольное и т. д.

По данным Европейского совета химической промышленности (CEFIC), цена на природный газ для химических предприятий Украины — самая высокая в мире по отрасли. Так, в середине года она достигала $318 за 1 тыс. куб. м — это на 30% превышает цену газа, покупаемого конкурентами в Евросоюзе, на 40% — в странах Северной Америки и в 2,2 раза — в России.

Следует ожидать, что очередное ценовое повышение может привести к коллапсу отечественного химпрома.

Предприятия теплокоммунэнерго

Предприятиям тепловой энергетики НАК “Нафтогаз Украины” поставляет природный импортный газ.

Предельный уровень цен на него для производителей тепловой энергии составляет 872,78 грн. за 1 тыс. куб. м (с учетом НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку и поставки).

Разница в цене (872,78 грн. за 1 тыс. куб. м) и стоимости импортного газа ($239,65 за 1 тыс. куб. м) компенсируется из бюджета. В 2009 г. на эти цели предусмотрено порядка 7,5 млрд. грн.

Однако даже при сравнительно низкой цене производители тепловой энергии являются самыми недисциплинированными плательщиками.

По состоянию на 4 декабря, по данным МинЖКХ, предприятия коммунальной теплоэнергетики (ТКЭ) с начала года потребили природного газа на сумму 7 640,1 млн. грн., а оплатили 6 466,2 млн. грн., в том числе 4 293,1 млн. грн. — за текущее потребление и 2 024,4 млн. грн. — в счет погашения задолженности, образовавшейся в 2008 г.

За потребленный в этом году газ предприятия ТКЭ задолжали 3,3 млрд. грн., а общий их долг достиг 4,7 млрд. грн. Самые большие должники — теплоэнергетики Днепропетровской (1028,9 млн. грн.), Харьковской (721,7 млн. грн.), Донецкой (634,2 млн. грн.), Луганской (281,7 млн. грн.), Запорожской (227,6 млн. грн.), Одесской (198,9 млн. грн.), Ровенской (156,3 млн. грн.), Черниговской (121,7 млн. грн.), Черкасской (118,1 млн. грн.), Львовской (116,8 млн. грн.) областей.

По данным ДК “Газ Украины”, средний уровень расчетов по стране составляет 56%. Ниже среднего он у предприятий Днепропетровской (36%), Кировоградской (42%), Закарпатской (43%), Луганской (48%), Херсонской (49%), Харьковской (50%), Запорожской (52%), Черкасской (53%), Донецкой (53%), Ивано-Франковской (54%) областей и Киева (52%).

Во многом это следствие не только неудовлетворительной хозяйственной деятельности, но и неэффективного руководства со стороны местных органов власти. Так, многие предприятия ТКЭ до сих пор не воспользовались возможностью уменьшить задолженность путем оформления и проведения соответствующих протоколов, как того требует порядок оформления компенсации из госбюджета разницы в тарифах (постановление Кабмина от 5.03.09 г. № 193 — Авт.). На начало декабря не проведено протоколов на сумму свыше 146,6 млн. грн.

В следующем году ситуация с производством тепловой энергии может быть критической, если не сказать патовой, и причин тому несколько.

Во-первых, в рамках соглашения с МВФ о предоставлении кредита Stand-by правительство обязалось повышать цену для предприятий ТКЭ ежеквартально на 20%.

Во-вторых, правительство заявило о готовности до 1 июля 2010 г. прекратить компенсировать разницу между ценами на закупку импортированного природного газа и его реализацию субъектам хозяйствования на производство тепловой энергии для населения. Именно поэтому в проекте госбюджета-2010 не предусмотрены средства на соответствующую компенсацию.

И, наконец, Кабмин обязался законодательно закрепить усиленный централизованный механизм установления тарифов на отопление с целью возмещения производственных затрат и потерь на районных сетях теплоснабжения. Очевидно, что при таких условиях жизнеспособность предприятий ТКЭ можно сохранить только путем резкого (в 2—3 раза) повышения тарифов на теплоэнергию (отопление и горячую воду) для населения.

Транзит газа

ДК “Укртрансгаз”, одной из основных функций которой является транспортировка российского газа по территории Украины в европейские страны, еще совсем недавно была в числе самых прибыльных “дочек” “Нафтогаза Украины”.

Напомним, что в соответствии с межправительственным соглашением от 4 октября 2001 г. “О дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины” (со сроком действия до 2013 г.) ДК ежегодно осуществляла транзит газа в объеме от 110 до 115 млрд. куб. м, а Украина в оплату своих газотранспортных услуг получала порядка 24 млрд. куб. м газа в год.

Все резко поменялось с приходом к власти “оранжевых”. За последние два-три года компания превратилась в бедную падчерицу, у которой нет средств не то что на модернизацию ГТС, но и на осуществление текущих плановых ремонтов и поддержание системы в рабочем состоянии.

Премьер-министр прогнозирует повышение в 2010 г. ставки транзита российского природного газа по территории Украины приблизительно вдвое по сравнению с текущей — $1,7 за 1 тыс. куб. м на 100 км. В то же время по выкладкам “Газпрома” ставка должна составить $2,56—2,7, что на 50—60% выше существующего уровня.

Произведя собственные расчеты по формуле, заложенной в контракте НАК “Нафтогаз Украины” и ОАО “Газпром”, мы пришли к выводу, что ближе к истине “Газпром” — ставка должна составить порядка $2,6 за 1 тыс. куб. м на 100 км.

Будет ли весь объем транзита в следующем году оплачиваться по такой ставке? Сомнительно.

Подписанный в январе контракт предусматривает, что в текущем году объем транзита газа по украинской ГТС в страны Европы и Молдову должен составить 120,083 млрд. куб. м, в том числе в I квартале — 29,49 млрд. куб. м, во II — 30,333 млрд., III — 27,115 млрд. и IV — 33,145 млрд.

Фактически же (по данным Минтопэнерго) в январе — октябре он равнялся 74,5 млрд. куб. м, что на 23,43 меньше, чем предусмотрено контрактом (97,93 млрд. куб. м).

Примечательно, что “Газпром” не несет никакой ответственности за то, что украинская ГТС работает с неполной загрузкой — в контракте не установлен минимум объемов транзита с оплатой по принципу ship or pay (“качай или плати”), то есть не предусмотрены симметричные условия ответственности сторон за риски и симметричные штрафные санкции (контракт на поставки газа содержит условие take or pay — “бери или плати”).

Более того, в текущем году ДК “Укртрансгаз” транспортирует российский газ фактически бесплатно.

Так, в соответствии с соглашением от 2004 г. (по погашению задолженности за ранее потребленный российский газ — Авт.) “Нафтогаз Украины” должен был в этом году оказать “Газпрому” услуги по транзиту газа по тарифу $1,09375 за 1 тыс. куб. м на 100 км (при действующем тарифе $1,7) на $250 млн., что эквивалентно прокачке около 18,4 млрд. куб. м.

В январе “Нафтогаз Украины” договорился с “Газпромом” о покупке находящихся в украинских подземных газовых хранилищах 11 млрд. куб. м природного газа на $1,6 млрд. в счет услуг транзита, что означает обязательство прокачать по действующему тарифу еще около 75,9 млрд. куб. м.

И, наконец, в апреле Тимошенко договорилась о покупке 800 млн. куб. м газа для закачки в ПХГ в счет будущих услуг транзита. По действующей во II квартале цене $270,95 за 1 тыс. куб. м эта покупка эквивалентна оказанию услуг по транзиту около 10,3 млрд. куб. м газа.

Итого общие обязательства украинской стороны по транзиту составляют 104,5 млрд. куб. м при расчетном его объеме в нынешнем году 89,5 млрд. куб. м.

Таким образом, в 2010 г. НАК “Нафтогаз Украины” вынуждена будет транспортировать как минимум 15 млрд. куб. м российского газа по действующей в 2009 г. ставке.

Леонид ГУСАК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2009-12-21 03:37:29] [ Аноним с адреса 80.73.6.* ]

Юлю на мясо!!!

[2009-12-21 03:37:29] [ Аноним с адреса 80.73.6.* ]

Юлю на мясо!!!

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.