Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Sleduyushchiy_hod_Putina_Kogda_Rossiya_priznaet_tamogennikov_ORD.html?print

Следующий ход Путина. Когда Россия признает таможенников ОРДЛО

Деловая столица, 10 марта 2017. Опубликовано 16:34 10 марта 2017 года
После признания паспортов ОРДЛО Россией, Украине следует готовиться к признанию таможенно-грузовых деклараций и прочей экспортно-импортной документации, выданной в ОРДЛО для местных предприятий.

Еще 18 февраля 2017 г., после издания указа Путина о признании документов, выданных в ОРДЛО, стало понятно, к чему все идет. Ведь цель этого указа была не в том, что бы воздух сотрясать, а для того, чтобы на основании документов ДНР/ЛНР можно было пересекать границу, устраиваться на работу, поступать в вузы и проводить операции в банках. Неожиданно, правда? Особенно учитывая вялую реакцию нашего МИДа и НБУ. Уже тогда тот же Нацбанк должен был официально заявить, что проведение банковских операций на основании документов, выданных на неконтролируемых территориях, будет расценено как грубое нарушение правил банковских операций и повлечет за собой жесткие санкции к виновным.

Между тем фраза из путинского указа звучит так: “в Российской Федерации признаются действительными документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств, выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях указанных районов, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на этих территориях.”

Информацию о том, что Сбербанк начал обслуживать граждан по паспортам ДНР/ЛНР, сообщило “РИА Новости” со ссылкой на пресс-службу банка. Однако на сайте банка новости на эту тему нет. В Украине первым на это известие отреагировал не министр иностранных дел Украины, а министр внутренних Арсен Аваков. Реакция была лаконичной: Сбербанку нетактично предложили очистить пляж. Да, еще был риторический вопрос, сколько времени НБУ будет нужно на внятную реакцию.

К сожалению, все это сотрясание воздуха и гневные инвективы не стоят и выеденного яйца. Гипотетическим нарушителем (если факт использования документов из ОРДЛО подтвердится) является материнская структура — Сбербанк РФ, поэтому санкции могут касаться только его. Что можно вменить украинской “дочке”? Ну, запретить корреспондентские отношения с “мамой”. Запретить размещать в ней депозиты, выдавать межбанковские кредиты. Как говорится, напугали ежа... К слову, в самой украинской “дочке” Сбербанка поспешили разъяснить, что “банк работает в рамках правового поля страны и не принимает “паспорта” ДНР и ЛНР”.

Что касается возможности вывести с украинского рынка Сбербанк России, то раньше нужно было думать, а именно в 2014-2016 годах, когда НБУ утверждал российским банкам планы докапитализации и разрешал зачислять в капитал кредиторскую задолженность перед “материнками”. Тогда и нужно было разрабатывать стратегию относительно условий функционирования банков из страны-агрессора, включая и такой немаловажный вопрос, как возможность функционирования в Украине банков — конечным бенефициаром которых является иностранное государство. Именно тогда и можно было “подержаться за кадык” и прописать базовые условия игры на украинском рынке капитала. А теперь все эти банки “белые и пушистые”, неукоснительно выполняющие действующие нормативы НБУ. Нет законодательных путей выведения их с рынка. Есть ещё механизм национализации. Но для его применения нужно согласие собственников, а его очевидно не будет. Правда, можно быстро состряпать специальный закон на две странички, но тогда придётся выплатить собственникам справедливую цену за национализированный актив. Или это заставит сделать беспристрастный международный суд.

С другой стороны, в теории использование документов ДНР/ЛНР — грубое нарушение требований FATF, и за это нарушитель может понести серьезную ответственность. Для того чтобы задействовать весь арсенал FATF (международная организация, которая противодействует финансированию терроризма и отмыванию средств, полученных преступным путем), Украина, как ее полноправный участник, должна была выполнить цепочку обязательных процедур. Цепочка эта выглядит примерно так: принятие специального закона Украины о признании организаций террористическими; признание ДНР/ЛНР террористическими организациями в судебном порядке; официальное уведомление о данном факте ООН и FATF; включение ЛНР/ДНР в международный список FATF; рассылка НБУ специальных уведомлений в международные финансовые организации, включая SWIFT (международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей, без которой невозможна ни одна финансовая транзакция в современном мире). Осуществить всю эту цепочку, учитывая процедурные моменты, реально можно было за шесть-девять месяцев, то есть до конца 2014 г. Однако это не поздно сделать и сегодня, чтобы ни один банк в мире, даже в РФ, не смог бы “обслужить” клиента с паспортом ДНР/ЛНР.

С точки зрения международного права, “ЛНР/ДНР” — не признанные, самопровозглашённые структуры, но не террористические. В санкционные списки попали лишь отдельные персоналии, но не сами организации. Кстати, в мировой практике есть подобные прецеденты: граждане Южной Осетии и Абхазии, признанные РФ и Науру, могут со своими паспортами открывать счета в банках РФ. Граждане Нагорного Карабаха могут делать то же самое в банках Армении, граждане Косово — в банках ЕС, граждане Тайваня — в банках США и т.д. Здесь нужно очень чётко понимать, что в мире умеют разделять понятие “самопровозглашённый” и “террористический”. Первое понятие не требует алгоритма необходимых действий: статус “самопровозглашённости” присваивается по факту непризнания. А вот для присвоения “террористического” статуса, необходимо решение страны, пострадавшей от терроризма.

Если вчитаться в текст указа Путина, становится понятно, что именно этого и опасаются россияне. Поэтому и написали “выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях...”. Без указания аббревиатуры “ДНР/ЛНР”. Они ещё опасаются наших действий в этом направлении.

Кстати, следующий шаг РФ, к которому нам нужно готовиться — это признание таможенно-грузовых деклараций и прочей экспортно-импортной документации, выданной в ОРДЛО для местных предприятий. Это позволит ДНР/ЛНР осуществлять торговые операции и прочую хозяйственную деятельность с предприятиями РФ, минуя таможенные и налоговые органы Украины, в том числе получать экспортную выручку в рублях, минуя валютный контроль НБУ. Но что-то подсказывает, что для наших чиновников это тоже станет большой неожиданностью...

Алексей КУЩ