Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Сколько заплатим за дешевый газ?

[14:50 15 июня 2011 года ] [ Деловая столица, №24, 13 июня 2011 ]

Провал очередного раунда украинско-российских газовых переговоров был предсказуем.

В Белокаменной и раньше недвусмысленно намекали на то, что нынешние условия контракта “Газпром” вполне устраивают. А потому российский газовый монополист с благословения Кремля стоял на своем: подписали — выполняйте. Впрочем, харьковские договоренности, по которым Украина получила газовую скидку в обмен на продление пребывания Черноморского флота в Крыму, явно свидетельствуют о том, что Москва далеко не всегда столь непреклонна. И при наличии достойного с ее точки зрения “бартера” готова снова говорить о цене. Украине есть, что предложить взамен: от ценных государственных активов до разворота внешнеполитического курса в сторону интеграции со странами постсоветского пространства. Вопрос в другом: даже самая большая уступка, на которую может пойти Киев ради удешевления голубого топлива, не застрахует нас от дальнейшего неминуемого роста цены на газ уже в самом ближайшем будущем. Договор дороже газа Миссия Николая Азарова в Москве — изменить формулу расчета цены на российский газ — изначально была маловыполнимой. С экономической точки зрения условия поставок голубого топлива, которые сформировались за последние годы, Кремлю менять невыгодно. Тем более что под контрактами стоят подписи предыдущего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. Но понятие выгоды в данном случае для Москвы довольно условное. Поскольку при определении стоимости газа Белокаменная ставит во главу угла политическую, а не экономическую целесообразность. Хотя и в этом случае не забывает о деньгах. Взять хотя бы наши прошлогодние газовые договоренности (так называемые харьковские соглашения), когда стараниями Виктора Януковича российский Черноморский флот получил прописку в Украине как минимум до 2042 г. в обмен на девятилетнюю газовую скидку. По подсчетам наших пере­говорщиков, это должно было до 2020 г. сэкономить НАК “Нафтогаз” около $39 млрд. Но эта эконо­мия выглядит призрачно, если учесть, что скидка в $100 за каж­дую тысячу кубометров голубого топлива учитывается в стоимости аренды за пребывание российско­го флота в Крыму до 2019 г.

Более того, поскольку формула цены газа предполагает его при­вязку к цене газойля и мазута (а те, в свою очередь, зависят от сто­имости нефти), подорожание черного золота удорожает и газовые поставки. Если на момент заключения харьковских соглашений (без скидки) цена тысячи кубометров для конечного промышленно­го потребителя составляла около $330, то сегодня это практически $320, но уже со скидкой. А глава “Газпрома” Алексей Миллер, указывая на динамику цен на нефть, заявил, что до конца года стоимость газа для Украины (с учетом “скидки”) может составить $500. Таким образом, в обмен на сомнительную уступку со стороны россиян мы вынуждены были оставить в стране иностранные военные формирования. Похоже, именно такими и должны быть другие предложения Киева, чтобы Россия согласилась пересмотреть формулу цены, заменив в ней газойль углем.

На что менять

Главный интерес для россиян сейчас представляет присоединение Украины к Таможенному союзу, а в перспективе — вхождение в Единое экономическое пространство. Причем от Киева ждут полноценного участия, а не деклараций о намерениях. Кремль довольно прохладно отнесся к предложению Виктора Януковича участвовать в Таможенном союзе лишь на одному ему известных условиях, которые глава государства туманно обозначил как “3+1”. Наших переговорщиков снова настойчиво переспросили о планах Украины и на последнем заседании Комитета по экономическому сотрудничеству украинско-российской межгосударственной комиссии, которое проходило в начале прошлой недели в Москве. По окончании этого мероприятия Николаю Азарову вновь пришлось публично выкручиваться: мол, Киев готов участвовать в “отдельных проектах” Таможенного союза.

Несмотря на массовую рекламную кампанию преимуществ присоединения Украины к этой организации, власть пока не торопится бросаться в объятия старшего брата. Да и для страны такая перспектива очень сомнительна. Во-первых, нам придется отказаться от почти уже достигнутых договоренностей по формированию зоны свободной торговли, а затем и от договора об ассоциации с Евросоюзом. Пока Киев не готов идти на этот шаг. По крайней мере официально. Во-вторых, нужно будет поднять ставки на ряд импортных товаров и отдавать значительную часть таможенных поступлений России. Не говоря уже о том, что 500-миллионный рынок платежеспособных европейских покупателей для наших товаров, скорее всего, закроется. Но главное — налицо показательный пример Беларуси, которая, являясь членом Таможенного союза, покупает у “Газпрома” голубое топливо по европейским ценам.

За многие годы безуспешных попыток “присесть” на украинскую газовую трубу россияне не охладели к этой идее. По мнению экс- представителя президента Виктора Ющенко по энергетическим вопросам Богдана Соколовского, в Москве будут требовать, чтобы Киев отказался от совместной с Евросоюзом модернизации ГТС и предоставил “Газпрому” эксклюзивные права на этот проект. Еще в 2009 г. ЕС выказывал готовность собрать $1,7 млрд на обновление украинской газотранспортной системы, что гарантировало бы безопасность и бесперебойность поставок через нашу страну европейским потребителям. И хотя с тех пор дело так и не сдвинулось с мертвой точки, официально от европейских денег пока никто не отказывался. Более того, в апреле текущего года Николай Азаров заявил, что ЕС должен профинансировать хотя бы половину проекта по реконструкции и обновлению ГТС. В Брюсселе пока готовы вы­делить деньги лишь на подготовку технико-экономического обоснования для работ. Остальные средства могут быть предоставлены лишь при условии, что Россия обеспечит поставки газа через нашу “трубу”. Москва же сыплет бравурными заявлениями о том, что “Южный” и “Северный” потоки в перспективе оставят не у дел транзитные мощности Украины и не менее беспокойной Беларуси. Таким образом, ГТС может пойти в обмен на газовую скидку только “в полном пакете” с возможностью для россиян сначала реконструировать, а затем и приобрести в собственность (по демпинговой цене) наши транзитные мощности.

Что действительно готовы гарантировать россиянам украинские переговорщики, так это негласное политическое содействие в получении контроля над стратегическими отечественными активами. Это прежде всего харьковский завод атомного машиностроения “Турбоатом”, в котором украинское государство владеет 75% акций. О том, что Москва заинтересована участвовать в его развитии, недавно заявлял глава “Росатома” Сергей Кириенко, по словам которого Россия не прочь создать на базе завода совместное предприятие с российским “Атомэнергомашем” для производства нового поколения турбин для атомной промышленности. Интерес россиян к “Турбоатому” понятен: чтобы построить аналогич­ный завод с нуля, понадобилось бы не менее десяти лет и миллиардные инвестиции. Если же хотябы 50% предприятия достанется россиянам в обмен на мифическую газовую скидку, это уже будет невероятно успешная сделка для российского атомпрома.

Еще одним возможным “обменным” активом может стать Одесский припортовый завод, приватизация которого с участием совладельца группы “Приват” Игоря Коломойского и приближенной к “Газпрому” компании “Сибур” уже однажды срывалась. На сегодняшний день ключевым претендентом на предприятие является известный скупщик химических активов Дмитрий Фирташ, который, как поговаривают, собирается затем перепродать весь комплекс химпредприятий россиянам. Однако в “Газпроме”, если уж речь пойдет о скидке на поставляемый для страны газ, могут запросить прямую продажу ОПЗ. Это позволит приобрести его по стартовой цене (в конце 2009 г. его оценили в $0,5 млрд) и не переплачивать за посредничество химического олигарха, который явно захочет заработать на перепродаже.

Впрочем, даже если россияне захотят получить вдобавок к перечисленным заводам авиастроительные и судостроительные предприятия, пребывающие пока в собственности государства, нет никаких гарантий, что выторгованная нами взамен приемлемая цена на газ останется таковой надолго. Ведь формульной системы расчета цены на голубое топливо никто отменять не собирается. А это значит, что оно будет дорожать пропорционально мировому росту цен на нефтепродукты, который, к слову, может провоцировать и сама Россия.

Чтобы не зависеть от переменчивого настроения Кремля и не прогибаться каждый раз под его желаниями, правительству стоило бы кардинально изменить подход к газовым переговорам с Москвой, оставив позицию “просящего” и начав жестко отстаивать свои интересы. Но для этого, безусловно, нужны сильные аргументы. Попытки шантажировать россиян возможным изменением ставки транзита успеха иметь не будут, ведь она зафиксирована долгосрочным контрактом еще при Юлии Тимошенко, который можно расторгнуть разве что в Стокгольмском арбитраже. А вот целенаправленная государственная политика на привлечение реальных инвестиций и поддержку проектов получения энергоресурсов из альтернативных источников (сжиженный газ через MSJ- терминал, сланцевый газ, возобновляемые источники энергии) вполне может стать для Москвы аргументом, способным поубавить ее пыл в повышении цен. По крайней мере опыт европейских стран показывает, что именно таким образом они добиваются для себя экономически обоснованных скидок и преференций.


 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.