Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Российский бюджет уходит в трубу. В прямом смысле слова.

[16:24 30 декабря 2009 года ] [ Ведомости, 29 декабря 2009 ]

Наше дело — не модернизация. Наше дело — труба.

О чем это говорит (г-н Манилов) Медведев? Модернизация?

Вот куда тратятся и будут тратиться деньги в ближайшее время:

Нефтепровод ВосточнаяСибирь-Тихий Океан (ВСТО) — только что запущен В. Путиным, стоимость 12,2 млрд.долл

Нефтепровод ВСТО-2 — запуск в 2011,еще 5 млрд.долл.

Нефтепровод Западная Сибирь-Китай, ведутся переговоры (зачем было строить ВСТО?)

Газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, строительство начато в 2009, 1я очередь к 2012. Общая стоимость 2 очередей — 11 млрд.долл.

Газопровод Северный поток, НордСтрим, начало строительства 2010, 7,4млрд.евро

Газопровод Южный поток, 2011-2015, 25 млрд.евро

Газопровод Якутия-Хабаровск-Владивосток, стоимость должна быть астрономическая

Вообще вся Восточная газовая программа — 2,7 трлн.р., около 90 млрд.долл.

Перечислены не все, а только самые амбициозные планы по строительству трубопроводов.
ВСЕ эти трубы очень дороги в строительстве — стоимость 1км вдвое и более дороже нормативов.

ВСЕ эти трубы очень дороги в эксплуатации — затраты на прокачку по ним будут выше существующих, иногда в разы.

Что там поворот сибирских рек советской властью! Ерунда…

Часть этих проектов отчаянно бессмысленна. Трубу Сахалин-Владик просто нечем наполнять, газа на Сахалине добывается в разы меньше, чем мощность этой трубы и инвесторы очень не заинтересованы отправлять его в эту трубу — они только что запустили завод по сжижению газа прямо на Сахалине (кстати Д. Медведев открывал) и имеют долгосрочные контракты на поставки сжиженного газа. Проект, спешно делается для того, чтобы обеспечить газом саммит АТЭС-2012 (спец.ветка на о.Русский, где жили ранее 2 десятка семей рыбаков, а сейчас и их выселяют — больше 100 км., т.е. в районе полмиллиарда долларов). Чтоб хотя бы окупить его — нужен газ Якутии, труба из Якутии, т.е. затраты еще в десятки миллиардов…

А вот здесь — сомнения по поводу целесообразности Северного Потока. Кроме инвестиционных и экологических рисков, еще и тариф за транзит здесь оказывается ВДВОЕ выше, чем при транзите через Украину…

Посмотрим чуть ближе — в качестве примера — на один из этих проектов — только что запущенный ВСТО-1. История этого проекта потрясает своей очевидностью.

М.Ходорковский предложил построить трубу из Западной Сибири в Китай. За 4 млрд.долл. Но победил проект перегонки газа через весь Дальний Восток — к Тихому Океану, стоимостью в 6,7млрд.долл (2004 год). Потом в 2006 личным решением В. Путина труба была вынесена за пределы водосборной зоны Байкала, а потом оказалось, что надо еще и сейсмические зоны обойти — труба ушла далеко на север, а стоимость увеличилась до 11,2 млрд.долл. (вот что такое — широкий жест! Последнее с себя снимем, но 5 млрд.долл. — закопаем!). Потом (2007) труба подорожала до 12,2 млрд.долл. (только первая очередь).

Но труба-то только до Сковородино. Далее — перевалка на железную дорогу и цистернами до порта Козьмино. Достройка трубы ВСТО-2 до Козьмино — еще 5млрд.долл. А еще китайцы за свой счет должны построить 1000 км трубы от Сковородино в Китай (кризис! пришлось согласиться, китайцы кредит дали в 25 млрд.долл. — 15 Роснефти и 10 — Транснефти).

И, наконец, апофеозом всей истории стали переговоры Миллера в 2009-2010 о прямой трубе в Китай из Ангарска — просто проект Ходорковского. И зачем огород городили? Повысив стоимость проекта в 5 раз и потеряв 5 лет? Посмотрите на карту, любой школьник поймет какая труба короче, а значит выгоднее…?

Но строительство — только полбеды. ВСТО призван не столько гнать нефть Западной Сибири на восток, сколько развивать восточносибирские месторождения, принадлежащие в основном Роснефти (еще часть Сургутнефтегазу и совсем немного ТНК-ВР). Какая сейчас цена на нефть? От 70 до 80 долл./барр? А почем будет себестоимость восточносибирской нефти? По заявлению С. Богданчикова — 80 долл с транспортировкой только ДО ВСТО. А сколько стоит прокачка по ВСТО? еще минимум 8 долл. (тариф утвержден в дек.2009). Получается себестоимость нефти в Козьмино под 90? И в чем смысл всей операции? Нету? Сейчас будет!

И начинаются чудеса. Все месторождения Восточной Сибири освобождаются от таможенных пошлин (а это — до 30% стоимости нефти). Только в этом году Роснефть получит за счет налогоплательщиков 400 млн.долл. на этих льготах. В 2010 — миллиарды. Тариф на прокачку по ВСТО занижается, т.е. фактически транспорт оплачивается за счет других компаний и направлений прокачки. Надо же сделать проект рентабельным. И вот принимается решение о повышении тарифов на прокачку ВСЕХ нефтепроводов Транснефти в 2010 году на 16%. Сколько чудес нас еще ждет здесь?

И кто платит за все это? Налогоплательщик. Например, для москвичей тарифы на коммуналку повышаются с 1 января 2010 года на 20-25%. В других регионах, наверное, также (кроме Приморского края). А еще цены на бензин у нас никак не связаны с падением мировых цен на нефть. Не из нее наш бензин, наверное. С Новым Годом, товарищи!

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НАМ НУЖНО? (ответ не требуется, это не вопрос, а крик души)

Вы думаете при таком громадье планов прокладки труб и таком расточительном политическом подходе к строительству и эксплуатации их — останутся деньги на какую-то там модернизацию? Я напомню, что бюджет не резиновый. И впереди — выборы. А значит повышение социальных расходов. А еще Олимпиада-2014 (сколько там 12 или 14 млрд.долл? Неважно, по факту все равно будет больше) и АТЭК-2012 (бюджет в дек.2009 увеличен вдвое — почти до 20 млрд.долл., в основном, правда из внебюджетных источников, например за счет роста тарифов на прокачку нефти, повышения оптовых цен на газ для оплаты инвестпрограммы Газпрома, бюджетных льгот Роснефти и т.п.).

В общем наше дело — не модернизация. Наше дело — труба.

Алексей МИХАЙЛОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.