Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Реформы на деньги МВФ: между проеданием и воровством

[13:47 16 июля 2015 года ] [ Деловая столица, № 28, 13 июля 2015 ]

По­сле ре­во­лю­ции Укра­и­на не мог­ла не вер­нуть­ся к со­труд­ни­че­ству с МВФ. Без это­го нель­зя бы­ло из­бе­жать де­фол­та и оста­но­вить па­де­ние грив­ни в усло­ви­ях рез­ко­го со­кра­ще­ния зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вов

Од­на­ко кре­ди­ты Фон­да важ­ны не толь­ко как спо­соб укреп­ле­ния го­су­дар­ствен­ных фи­нан­сов, но и как сти­мул для ре­форм. С точ­ки зре­ния стра­те­ги­че­ских ин­те­ре­сов стра­ны, ре­фор­мы да­же важ­нее де­нег. Бо­лее то­го, без ре­форм, вклю­чаю­щих борь­бу с кор­руп­ци­ей и от­каз от по­пу­лист­ской эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, кре­ди­ты лишь ото­дви­га­ют фи­нан­со­вый кол­лапс, усу­губ­ляя его мас­штаб. В Азии, Аф­ри­ке, Ла­тин­ской Аме­ри­ке бы­ло не­ма­ло при­ме­ров то­го, как из-за кор­руп­ции и по­пу­лиз­ма кре­дит­ные сред­ства раз­во­ро­вы­ва­лись и про­еда­лись, по­сле че­го эко­но­ми­ка ока­зы­ва­лась в еще бо­лее глу­бо­ком кри­зи­се, чем пре­жде.

Не­лиш­не вспом­нить и укра­ин­скую ис­то­рию со­труд­ни­че­ства с МВФ. Вся она мо­жет быть из­ло­же­на в од­ной фра­зе: по­ка МВФ да­ет кре­ди­ты — ре­фор­мы идут впе­ред, со­труд­ни­че­ство пре­кра­ща­ет­ся — ре­фор­мы оста­нав­ли­ва­ют­ся или об­ра­ща­ют­ся вспять.

В 1994-2002 гг. Укра­и­на по­лу­чи­ла от МВФ кре­ди­тов на $4,3 млрд. Эта по­мощь поз­во­ли­ла осу­ще­ствить в 1996 г. де­неж­ную ре­фор­му и вве­сти в обо­рот грив­ню, а за­тем по­слу­жи­ла сти­му­лом для пра­ви­тель­ства Вик­то­ра Ющен­ко (1999-2001 гг.) вы­дви­нуть и реа­ли­зо­вы­вать про­грам­му “Ре­фор­мы ра­ди бла­го­со­стоя­ния”. Но Яну­ко­вич, за­няв пост пре­мье­ра в кон­це 2002 г., ре­шил обой­тись без кре­ди­тов МВФ. Ющен­ко, став пре­зи­ден­том, про­дол­жил его ли­нию, при­крыв­шись по­пу­лист­ским ло­зун­гом “В бу­ду­щее — без дол­гов”. Ни­ка­ких ре­форм от пре­зи­ден­та Ющен­ко (в от­ли­чие от Ющен­ко-пре­мье­ра) Укра­и­на не до­жда­лась, как и борь­бы с кор­руп­ци­ей.

Возоб­но­вить со­труд­ни­че­ство с МВФ вы­ну­дил ми­ро­вой фи­нан­со­вый кри­зис. В 2008-2011 гг. Укра­и­на по­лу­чи­ла кре­ди­тов МВФ на $14,43 млрд. Яну­ко­вич в пер­вый год сво­е­го пре­зи­дент­ства не мог обой­тись без по­мо­щи МВФ и по­то­му де­мон­стри­ро­вал при­вер­жен­ность ре­фор­мам. Но уже в 2011 г. пре­рвал вы­пол­не­ние обя­зательств пе­ред Фон­дом, пред­по­чтя ре­фор­мам по­строе­ние кор­руп­ци­он­ной вер­ти­ка­ли. В ок­тяб­ре 2013-го вви­ду но­вой вол­ны кри­зи­са он возоб­но­вил пе­ре­го­во­ры с МВФ, но не со­гла­сил­ся с его тре­бо­ва­ни­я­ми и счел бо­лее вы­год­ным пред­ло­же­ние Пу­ти­на, по­су­лив­ше­го $3 млрд в об­мен на от­каз от ев­ро­ин­тег­ра­ции.

Сей­час Укра­и­на в тре­тий раз пы­та­ет­ся про­ве­сти ре­фор­мы на день­ги МВФ. Со­рвать эту по­пыт­ку мо­гут все те же кор­руп­ция и по­пу­лизм.

В сказку о миллиардах от Запада больше никто не верит

За шесть месяцев нынешнего года Украина привлекла финансирование от официальных кредиторов всего на $6,5 млрд, в том числе $4,8 млрд выделил МВФ.

Про­шлой вес­ной на фо­не аван­сов в ад­рес Укра­и­ны она пред­став­ля­лась ед­ва ли не ин­ве­сти­ци­он­ной Мек­кой: нас обе­ща­ли фи­нан­си­ро­вать и меж­ду­на­род­ные фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции, и ча­ст­ные ин­ве­сто­ры и ин­вест­фон­ды. Вла­сти не уста­ва­ли по­вто­рять: глав­ное — возоб­но­вить со­труд­ни­че­ство с МВФ и в те­че­ние двух лет в Укра­и­ну по­сту­пит $27 млрд от за­ру­беж­ных фи­нор­га­ни­за­ций. В на­ча­ле это­го го­да в пра­ви­тель­стве за­го­во­ри­ли уже о $40 млрд, из ко­то­рых $17,5 млрд дол­жен был вы­де­лить МВФ.

Пред­по­ла­га­лось, что вслед за офи­ци­аль­ны­ми кре­ди­то­ра­ми под­тя­нут­ся и ча­ст­ные ин­ве­сто­ры. Аме­ри­кан­ские ин­вест­фон­ды обе­ща­ли предо­ста­вить $30 млрд, мил­ли­ар­дер Джордж Со­рос со­би­рал­ся ин­ве­сти­ро­вать в Укра­и­ну $1 млрд, озву­чи­ва­лись дру­гие ра­дуж­ные пер­спек­ти­вы. Од­на­ко этих средств Укра­и­на так и не уви­де­ла. В про­шлом го­ду, по дан­ным Гос­ста­та, объ­ем пря­мых ин­ве­сти­ций в Укра­и­ну со­ста­вил все­го $2,45 млрд. При этом не­ре­зи­ден­ты вы­ве­ли из стра­ны $1,17 млрд. В пер­вом квар­та­ле вли­ва­ния из-за ру­бе­жа ока­за­лись еще мень­ше: ино­стран­цы вло­жи­ли $0,35 млрд, од­но­вре­мен­но изъ­яв $0,22 млрд. По оцен­ке глав­но­го эко­но­ми­ста Dragon Capital Еле­ны Бе­лан, за шесть ме­ся­цев ны­неш­не­го го­да Укра­и­на при­влек­ла фи­нан­си­ро­ва­ние от офи­ци­аль­ных кре­ди­то­ров все­го на $6,5 млрд. Из этой сум­мы $4,8 млрд вы­де­лил МВФ, еще $1 млрд пра­ви­тель­ство по­лу­чи­ло, вы­пу­стив ев­ро­об­ли­га­ции под гос­га­ран­тии США. В бли­жай­шее вре­мя Укра­и­на по­лу­чит 600 млн евро от ЕС в рам­ках но­вой про­грам­мы мак­ро­фи­нан­со­вой по­мо­щи об­щим раз­ме­ром 1,8 млрд ев­ро. Этим щед­рость кре­ди­то­ров по­ка и огра­ни­чи­ва­ет­ся.

Об­щим ме­стом ста­ло объ­яс­не­ние от­сут­ствия де­нег воен­ны­ми дей­стви­я­ми на вос­то­ке стра­ны и от­сут­стви­ем ре­форм. Да, ко­рен­ных из­ме­не­ний не про­изо­шло ни в од­ном из сек­то­ров эко­но­ми­ки. Укра­и­на по-преж­не­му силь­но за­ви­сит от внеш­них рын­ков сбыта, си­ту­а­ция на ко­то­рых оста­ет­ся не­бла­го­при­ят­ной. Ме­та­мор­фо­зы в фи­нан­со­вом сек­то­ре, пре­жде всего “очист­ка” бан­ков­ской си­с­те­мы (с на­ча­ла про­шло­го го­да не­пла­те­же­спо­соб­ны­ми при­зна­ны бо­лее пол­сот­ни фи­нучре­жде­ний), не сде­ла­ли его бо­лее при­вле­ка­тель­ным для ин­ве­сто­ров. Сей­час ни­кто не мо­жет про­гно­зи­ро­вать, как бу­дет раз­ви­вать­ся си­ту­а­ция в даль­ней­шем, бу­дут ли за­ем­щи­ки об­слу­жи­вать кре­ди­ты и не про­изой­дет ли но­вая вол­на де­валь­ва­ции грив­ни, как толь­ко Нац­банк от­ме­нит ад­ми­ни­стра­тив­ные огра­ни­че­ния на ва­лют­ном рын­ке. Но вой­на и от­сут­ствие ре­форм — это толь­ко по­ло­ви­на объ­яс­не­ния, по­че­му в стра­ну не идут день­ги, хо­тя нор­ма при­бы­ли на вло­жен­ный ка­пи­тал у нас за­шка­ли­ва­ет. Вто­рая по­ло­ви­на кро­ет­ся в от­но­ше­нии к ин­ве­сто­рам, ко­то­рых силь­но бес­по­ко­ит во­прос за­щи­ты сво­их прав. За про­шед­ший год по­дви­жек в этой сфе­ре не про­изо­шло. Не­до­бро­со­ве­ст­ные за­ем­щи­ки не про­сто не пла­ти­ли по кре­ди­там, но и от­су­жи­ва­ли у бан­ков за­ло­го­вое иму­ще­ство. Еще од­ной важ­ной про­бле­мой ста­ли огра­ни­че­ния на ва­лют­ном рын­ке, ко­то­рые, по су­ти, ли­ши­ли ин­ве­сто­ров до­сту­па к сво­им сред­ствам.

На­при­мер, Нац­банк ка­те­го­ри­че­ски за­пре­тил им вы­во­дить из стра­ны ди­ви­ден­ды. “Вве­дя огра­ни­че­ния на дви­же­ние ка­пи­та­ла — за­прет на вы­ве­де­ние ди­ви­ден­дов, а так­же на вы­пла­ты в свя­зи с воз­вра­том ин­ве­сти­ций при про­да­же ак­ций укра­ин­ских пред­при­я­тий или их кор­по­ра­тив­ных прав, иных цен­ных бу­маг и т. д., НБУ на­ру­шил по­ло­же­ния как внут­рен­не­го за­ко­но­датель­ства по за­щи­те ино­стран­ных ин­ве­сти­ций, так и меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры Укра­и­ны. Тем са­мым Нац­банк по­до­рвал до­ве­рие и ухуд­шил ин­вест­кли­мат. Кто за­хо­чет ра­бо­тать в стра­не с та­ким не­пред­ска­зуе­мым ре­гу­ля­то­ром, ко­то­рый поз­во­ля­ет се­бе так про­сто на­ру­шать за­ко­но­датель­ство?” — заявил “ДС” зам­пред бан­ка с ино­стран­ным ка­пи­та­лом. То есть пол­но­цен­ные ин­стру­мен­ты хеджи­ро­ва­ния ва­лют­ных рис­ков в Укра­и­не так и не по­яви­лись, и это де­ла­ет ин­ве­сти­ции в на­шу стра­ну очень рис­ко­вы­ми.

Итак, се­год­ня меж­ду­на­род­ные фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции го­то­вы лишь то­чеч­но вкла­ды­вать в пер­спек­тив­ные пред­при­я­тия наи­бо­лее ста­биль­ных от­рас­лей эко­но­ми­ки. К при­ме­ру, в этом го­ду по­ряд­ка 240 млн ев­ро Укра­и­не го­тов предо­ста­вить ЕБРР. Ос­нов­ное на­прав­ле­ние для ин­ве­сти­ций — аг­ро­биз­нес и ин­фра­ст­рук­ту­ра. Банк так­же рас­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность вхож­де­ния в ка­пи­тал Райф­фай­зен Бан­ка Аваль.

Гонтарева не сможет выполнить обязательства по резервам

Прогнозы Нацбанка и экспертов относительно объема резервов на конец года отличаются на $5 млрд

И так, в нынешнем году НБУ планирует нарастить свой золотовалютный запас почти втрое — с $6,4 млрд до $18 млрд. До конца 2016 г. резервы должны увеличиться до $22,1 млрд, хотя в начале года в НБУ говорили о $25,4 млрд. Главную ставку регулятор делает на щед­рость кредиторов. “$10 млрд рассчитываем получить от Меж­дународного валютного фонда, около $4 — от Все­мир­ного банка, $2 млрд — от размещения облигаций под госгарантии США. Также собираемся увеличивать резервы за счет выкупа валюты на межбанке и надеемся на улучшение платежного баланса”, — пояснил директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Ни­ко­­лайчук.

Пока резервы действительно прирастают, хотя и не так быстро, как хотелось бы Нац­банку. С более чем 11-летнего минимума в марте ($5,6 млрд) они достигли к началу июля $10,3 млрд (это равно двухмесячному импорту товаров и услуг). Рывок был сделан в основном за счет первого транша от МВФ ($4,8 млрд), полученного в марте, и выпуска правительством еврооблигаций под гарантии США на $1 млрд. В первом полугодии НБУ также конвертировал китайские юани, полученные в рамках подписанного своп-соглашения, на сумму, эквивалентную $0,6 млрд.

Относительное спокойствие на жестко зарегулированном межбанковском рынке также дало НБУ возможность запастись валютой для резервов. По данным ведомства, с начала года регулятор приобрел на межбанке около $1,3 млрд.
А вот динамика внешнеторгового баланса пока не радует. Несмотря на сокращение импорта на 39,3% за пять месяцев, отток валюты из страны по-прежнему превышает экспортные поступления. Отрица-тельное сальдо торговли товарами и услугами в

январе-мае составило $405 млн, дефицит счета текущих операций — $345 млн. К осени ситуация станет только хуже. “Мы ожидаем небольшого ухудшения внешнеторгового сальдо осенью из-за сезонного роста неэнергетического импорта и увеличения закупок газа, поэтому прогнозируем дефицит текущего счета по итогам года на уровне 2,0% ВВП ($1,8 млрд)”, — отмечает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.

Ситуация с инвестициями также неоптимистична. По информации регулятора, чистый отток прямых иностранных инвестиций из Украины в январе-мае составил $774 млн. При этом за первое полугодие НБУ потратил около $4,4 млрд из своих запасов на обслуживание валютного долга.

В ближайшие месяцы успешность плана НБУ будет зависеть от слаженности действий парламента и Кабмина, а также реализации заявленных ими реформ. Если власти продолжат бездействовать, денег от кредиторов Нацбанку не видать. “От ЕС мы еще не получили ни цента. Плюс нам должны поступить $800 млн, из которых $500 млн от Всемирного банка и $300 млн от правительства Японии. Но страна не может получить эти деньги, потому что не в состоянии принять необходимые законопроекты. Мы не выполняем своих обязательств”, — заявила министр финансов Наталья Яресько.

Наш главный кредитор — МВФ — все еще обещает сдержать слово. В Минфине утверждают, что следующий транш от Фонда ($1,7 млрд) будет переведен буквально со дня на день. “В отношении МВФ нет никаких угроз. Особенно учитывая недавние заявления о готовности Фонда предоставить помощь, даже если Украина не договорится с кредиторами о реструктуризации долгов”, — отмечает председатель правления Коммерческого индустриального банка Вадим Бере­зовик. По оценкам Dragon Capital, если программа с Фондом не даст сбой, до конца года Украина получит еще $9 млрд от официальных кредиторов, в том числе $5 млрд от МВФ.

Тем не менее в ближайшие несколько месяцев запасы регулятора могут оказаться под угрозой. Наиболее сложный период начнется в сентябре. “Во-первых, осенью традиционно возрастает спрос на валюту, а это значит, что НБУ придется использовать часть резервов для погашения спекулятивных всплесков. Во-вторых, для нормального прохождения отопительного сезона необходимо наполнить склады углем и хранилища газом — это будет давить на торговый баланс”, — полагает ведущий эксперт информационно-аналитического центра “Forex Club в Украине” Андрей Шев­чишин. Изрядную толику резервов придется пожертвовать и кредиторам: в четвертом квартале выплаты по суверенному и корпоративному валютным долгам должны составить порядка $4,3 млрд (включая долг России по “облигациям Януковича” на $3 млрд). Если Москва не согласится на реструктуризацию бумаг, а МВФ признает этот долг официальным, НБУ может распрощаться с третью своего запаса. Но даже если Украина договорится с кредиторами полюбовно, нарастить запасы регулятора до $18 млрд будет почти нереально. “Мы прогнозируем, что резервы НБУ на конец года составят $13 млрд. Этот прогноз предполагает успешное завершение правительством долговой операции до сентября и дальнейшее поступление официального финансирования без значительных задержек”, — говорит Елена Белан.

МВФ поможет Яценюку перед выборами

Прикрываясь требованиями МВФ и, по сути, не проводя никаких реформ, страна смогла сэкономить такие нужные перед выборами 5,6 млрд грн.

Договариваясь с МВФ о программе расширенного финансирования, Киев упирал на тяжелое положение, в котором оказалась Украина из-за российской агрессии. Фонд пошел на уступки по многим вопросам, согласившись не требовать быстрых реформ. В Меморандуме об экономической и финансовой политике, подписанном 27 февраля 2015 г., украинские обязательства на нынешний год многочисленны, но мелковаты, а самые крупные из них представляют собой обещания экономить на расходах.
К примеру, пенсионная реформа свелась к закону, принятому

2 марта, который, как записано в меморандуме, должен обеспечить экономию средств Пенсионного фонда уже в 2015 г. в размере 1,6 млрд грн. Это только первый этап экономии на пенсионерах: в меморандуме обещано не позднее 15 сентября подать в парламент пересмотренный закон “О пенсионном обеспечении”, нацеленный на уменьшение дефицита пенсионной системы. Он должен вступить в силу с 1 января 2016 г.

Подобным образом реформа энергетического сектора свелась, по сути, к выполнению пункта под названием “резкий рост цен для конечных потребителей”. Согласно меморандуму дефицит НАК “Нафтогаз України” должен уменьшиться с 5,7% ВВП в 2014 г. до 3,1% ВВП в 2015-м, а с 2017 г. компания должна стать бездефицитной. Для этого цены на газ (и соответствующие цены на тепловую энергию) для населения к апрелю 2016 г. будут повышены до уровня 75% стоимости импортируемого газа, а к апрелю 2017 г. — до уровня 100%.

Для структурной реформы “Нафтогаза” было обещано принять два закона. Первый из них, направленный на стабилизацию финансового положения компании, был принят 14 мая и вступил в силу 6 июня. Этот закон затевался, чтобы снять мораторий на принудительное взыскание с энергокомпаний задолженности за поставленный газ. Плани­ровалось отменить мораторий с 1 июля, но в итоговом тексте он отменен с 1 сентября. Также в меморандуме было обещано до конца апреля принять новый закон “О рынке природного газа”. Он был принят 9 апреля и вступил в силу 8 мая, но будет введен в действие лишь с 1 октября. Итак, обязательства выполнены, но посмотреть на результаты можно будет не раньше осени. И в любом случае это еще не реформа “Нафтогаза” как таковая, а лишь подготовка к ней. Приступить к этой реформе правительство обещает в первом полугодии 2016 г.

Обещана в меморандуме и структурная реформа Нацбанка. С этой целью надлежало до конца апреля внести в закон об НБУ изменения, которые, как записано в меморандуме, должны привести к трансформации правления центробанка, к усилению надзорных полномочий Совета НБУ и к укреплению автономии Нац­банка. Обещанный закон был принят парламентом 18 июня и вступил в силу 10 июля. В действительности главное в этой реформе то, что она избавила председателя НБУ от персональной ответственности и фактически превратила Нацбанк в карательный орган по отношению к коммерческим финучреждениям.

Наконец, Украина пообещала МВФ сократить дефицит госбюджета с 9,6% ВВП в 2014 г. до 4,3% ВВП в 2015-м. При прогнозном объеме номинального ВВП 1850 млрд грн. дефицит госбюджета должен составить не более 78,2 млрд грн. Из­ме­нениями к закону о госбюджете на 2015 г., принятыми 2 марта, утвержден дефицит в размере 75,82 млрд грн., т. е. ниже максимально допустимого. По информации Минфина, в январе-мае вместо дефицита получен профицит в размере 5,61 млрд грн. Стало быть до конца года остались в запасе 81,43 млрд грн.

Чтобы понимать, благодаря чему и за счет чего был получен этот результат, полезно сравнить нынешние цифры с прошлогодними. В январе-мае 2015 г. доходы госбюджета увеличились на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и достигли 204,92 млрд грн. Если не принимать в расчет 8,77 млрд грн., полученные от продажи 3G-ли­цензий, то доходы выросли на 30,2% — прежде всего благодаря увеличению налоговых поступлений. В то же время расходы госбюджета выросли не столь сильно — на 22,5%, достигнув 198,64 млрд грн.

Однако финансирование расходных статей изменялось очень неравномерно. Две статьи потребовали резкого увеличения затрат: обслуживание госдолга — в два раза, до 33,43 млрд грн., и расходы на оборону — в 2,8 раза, до 16,45 млрд грн. Зато расходы на экономическую деятельность сократились на 13,8%, до 11,22 млрд грн., на соцзащиту и соцобеспечение — на 1,4%, до 36,23 млрд грн. В частности, расходы на покрытие дефицита Пенсионного фонда для выплаты пенсий снизились на 11,7%, до 7,33 млрд грн.

Можно предположить почти наверняка, что до конца года правительство таки не допустит выхода дефицита госбюджета за пределы обязательств перед МВФ. Но нынешний “запас” будет использован почти полностью — или на оборону, или на выплаты по внешним долгам, или на повышение пенсий и зарплат в госсекторе. На что именно — зависит от степени безумия в Кремле, от переговоров с кредиторами и от силы желания правящей коалиции поднять доходы тех слоев населения, которые наиболее зависят от государства, перед местными выборами.

МВФ стал заложником Украины

Сегодня наша страна нужна Фонду не меньше, чем его ресурсы — нам

Уже несколько месяцев подряд тема предоставления нам кредита МВФ тесно переплетена с другим событием — ожидающейся реструктуризацией долгов перед частными кредиторами. Переговоры между Минфином и советом кредиторов идут тяжело — Украина согласна на частичное списание, иначе дефолт, держатели наших облигаций категорически против. Министр финансов Наталья Яресько не перестает убеждать украинцев, что позиция МВФ, готового дать деньги, не изменится независимо от того, чем завершатся переговоры. Это же подтверждают и в самом Фонде. Так, в июне заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон заявил, что они готовы продолжать финансирование даже в случае отсутствия соглашения с кредиторами. Что, по сути, прямо противоположно тому, что говорили представители Фонда еще несколько месяцев назад. Что же изменилось за это время?

Кто заказывает музыку

Прежде всего следует понимать, что сегодня поддержка Украины — вопрос для МВФ принципиально важный политически. Согласно данным, опубликованным на сайте Фонда, Украина входит в четверку государств по объемам кредитования этой организацией (вместе с Португалией, Грецией и Ирландией). После дефолта Греции в западных СМИ стартовал очередной раунд дискуссии о целесообразности существования Международного валютного фонда. В частности, много пишется о том, что, во-первых, он оказался не способен повлиять на страну, которой были выданы вполне приличные суммы (32,3 млрд евро) из общей “складчины”. Во-вторых, якобы Фонд — какие бы цели он не декларировал — де-факто существует для поддержания развитых государств, тогда как развивающиеся получают от него лишь крохи. В-третьих, слышны обвинения, что в последние годы МВФ сосредоточился на спасении стран ЕС, и это вызывает не самую радостную реакцию у государств Латинской Америки и Азии.

Между тем с 2010 г. Фонд пытается доказать свою важность Китаю (а заодно и другим членам БРИКС). Именно тогда было принято решение о перераспределении квот в пользу развивающихся стран, благодаря чему Китай должен был стать третьим (сейчас седьмой) по размеру квоты государством — членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия — войти в десятку крупнейших акционеров Фонда. И одновременно должен был быть увеличен размер квот с приблизительно 238,5 млрд СДР до 477 млрд СДР (около $737 млрд по текущему обменному курсу). Но США, у которых блокирующий голос в Совете МВФ, по своим внутренним мотивам отказываются одобрить это решение. В июне Исполнительный совет в очередной раз отложил этот вопрос еще на три месяца. В сложившейся ситуации поддержка Украины в трудную минуту (прежде всего на переговорах с кредиторами) — самый простой и эффективный способ доказать, что Фонд еще чего-то стоит. Поскольку МВФ уже открыто встал на сторону Украины, то любые уступки частным кредиторам на трехсторонних консультациях будут восприняты как еще один показатель слабости. И, соответственно, индикатор возрастающей силы частных финансовых организаций.

Кто весит больше

Действительно, в новом веке экономические и финансовые реалии в мире серьезно изменились. Как написал в одной из своих статей известный экономист Джозеф Стиглиц, в прошлом веке переговоры о реструктуризации долгов проходили по иным схемам. “Можно было собрать кредиторов, в основном крупные банки, в маленькой комнате и выбить сделку посредством уговоров или даже выкручивания рук со стороны правительств и регуляторов, стремящихся к тому, чтобы дела шли гладко. Но с появлением секьюритизации долгов кредиторов стало намного больше, и в их число теперь входят хедж-фонды и другие инвесторы, над которыми у регуляторов и правительств нет контроля”, — отметил экономист. Поэтому не стоит удивляться, что ныне переговоры проходят очень болезненно, а страна-заемщик зачастую идет на откровенный шантаж. Так делала и делает Греция, так поступает Украина. И что самое ужасное для МВФ — его слово уже не имеет былого веса. Здесь можно вспомнить частичное списание долга Греции трехлетней давности — 107 млрд евро частным кредиторам. Фонд тогда всячески поддерживал Афины, но ни у кого не было сомнений, что первую скрипку играл Берлин. Именно Германии удалось убедить кредиторов простить Греции большую часть займов.

Логику этих процессов следует искать отнюдь не во внутриевропейской кухне. Дело в суммах, которыми ныне оперируют игроки. Квоты МВФ (то есть средства, находящиеся в управлении) сейчас составляют чуть более $327 млрд (из которых почти половина уже резервирована). В частных инвестфондах денег намного больше. К примеру, в управлении у основного нашего кредитора — Franklin Templeton — находится $885 млрд, а у Fidelity Investments — $1,7 трлн. Остальные тоже не из бедных: суммарно у членов нашего совета кредиторов в управлении пребывает порядка $5 трлн. У МВФ есть еще заемные средства — около $800 млрд. Но это одолженные у Европы, Японии, США и других государств ресурсы, причем под конкретные цели (например, спасение Греции). То есть, оперируя этим ресурсом, Фонд выступает скорее посредником, что не делает его более сильным игроком.
Таким образом, заставить “прогнуться” украинских частных кредиторов и показать свою состоятельность для МВФ не менее важно, чем для Киева. Для нас же в сложившейся ситуации важны два “но”. Во-первых, если кредиторы таки не “прогнутся”, нам грозит дефолт. Хотя рядовым украинцам не стоит ожидать в этой связи апокалипсических последствий. Просто на какое-то время страна будет отрезана от внешнего рынка займов, что сегодня де-факто уже состоялось. Также у Украины не будет альтернативы МВФ, что лишит нас малейших возможностей для маневров в торгах с этой организацией. Во-вторых, есть угроза, что первое списание долгов станет для нашей страны началом греческого или аргентинского пути. В свое время оба государства рассудили, что, списав один раз, спишут и другой. Чем это закончится в Греции, покажет недалекое будущее. Чем закончилось в Аргентине — уже понятно. Страна живет от дефолта к дефолту, а недовольные кредиторы, которым в принудительном порядке списали долги, рыщут по судам мира, требуя заставить это государство рассчитаться с ними в полном объеме. И рыщут вполне успешно. А президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер продолжает топить страну в экономическом популизме.

Долг в размере 1,8 трлн грн — не предел

При неблагоприятном развитии ситуации на переговорах с кредиторами о реструктуризации части государственного долга его общий размер может превысить 100% ВВП уже в следующем году

Премьер-министр Арсений Яценюк и глава Минфина Наталья Яресько любят повторять, что нынешний масштаб госдолга — вина их предшественников. Действительно, за 2010-2013 гг. госдолг вырос на $34,1 млрд (с учетом выплат по старым займам). При этом режим Януковича предпочитал не одалживать у МВФ и других международных финансовых учреждений, которые свой сравнительно дешевый ресурс сопровождают рекомендациями, решительно не подходящими популистам во власти. Вместо этого предпочтение отдавалось более дорогим рыночным ресурсам, но уже безо всяких условий. Так, ставки по еврооблигациям на $13,9 млрд, размещенным при Азарове, колеблются в диапазоне от 5% по наиболее коротким евробондам (в частности, двухлетним бумагам, выкупленным Россией) до 8% по самым длинным — десятилетним. В результате сформировалась неудачная структура внешнего долга, состоявшего в основном из дорогих заимствований: на конец 2013 г. из $27,9 млрд только $7,7 млрд приходилось на займы от международных финорганизаций и свыше $18 млрд составляла задолженность по выпущенным ценным бумагам.

Поэтому сегодня одной из главных задач по обслуживанию госдолга является замещение дорогих денег дешевыми. В течение прошлого года правительству и Нацбанку удалось немного улучшить структуру долга. На 1 января 2015 г. из $30,8 млрд внешнего долга средства, предоставленные МВФ и другими международными финорганизациями, составляли $10,7 млрд, а задолженность по выпущенным ценным бумагам сократилась до $17,3 млрд.

По дорогим внешним заимствованиям Украине предстоит расплачиваться до 2023 г. Последнее размещение дорогих евробондов (без учета тех, которые были выкуплены Россией) состоялось в апреле 2013 г. Ставка купона по этому выпуску на $1,25 млрд составила 7,5% годовых. Именно его Украина и должна погасить последним в 2023 г. по действующим условиям.

Единственной альтернативой (кроме дефолта) могут стать успешные переговоры с держателями бумаг о списании части номинала долга и снижении процентных ставок. По подсчетам МВФ, изменение условий заимствований должно обеспечить Украине экономию по внешним платежам за обслуживание долгов государства примерно на $15,3 млрд за период реализации программы Фонда. Также это должно обеспечить до 2020 г. соотношение госдолга к ВВП на уровне не выше 71% и расходы на обслуживание долгов на уровне 10% ВВП в 2019-2025 гг.

На фоне нынешних показателей будет большим успехом, если такой прогноз удастся реализовать. К концу весны госдолг Украины, включая гарантированные государством долги, достиг рекордных 1,4 трлн грн. — это около 73% ВВП. При этом Нацбанк уверен, что антирекорд еще впереди. По прогнозам регулятора, к концу текущего года совокупный прямой и гарантированный госдолг страны составит 1,8 трлн грн., или 95% ВВП. “Кроме бюджетного дефицита, существенный вклад в его рост будет обусловлен финансированием дефицита НАК “Нафтогаз України” (более 3% ВВП) и поддержкой Фонда гарантирования вкладов и банков”, — говорится в июньском инфляционном отчете НБУ. Госдолг может даже превысить эту отметку, если население начнет накапливать долги за газ и правительству придется увеличить заимствования для финансирования НАК. А по оценке руководителя аналитического подразделения группы ICU Алек­сандра Валь­­чишена, если кредиторы не пойдут на реструктуризацию, размер госдолга будет колебаться в диапазоне 94-107% ВВП вплоть до 2020 г.

Да и обслуживание госдолга сейчас обходится правительству как никогда дорого. В госбюджете на текущий год на эти цели предусмотрено 92,7 млрд грн., или 18,3% доходов бюджета.

Единственный выход для страны — использовать ресурсы только официальных международных доноров и планомерно сокращать расходы на обслуживание долгов. В том числе и при помощи принятых парламентом законов, которые дали правительству право вводить мораторий на выплаты по долгам внешним коммерческим кредиторам для защиты национальных интересов. Ставки по кредитам МВФ, полученным в 2014-2015 гг., составляют около 3% годовых. Евросоюз предоставляет нам макрофинансовую помощь по цене не более 2% годовых, Канада — до 3%, а Япония — под 0,1% годовых. Также с начала 2014 г. правительству удалось дважды разместить евробонды под гарантии США под ставку менее 2% годовых. Поэтому в перспективе платежи по обслуживанию долга будут снижаться.

Андрей Вигиринский: Замдиректора ОО “Публичный аудит” о том, когда наша страна сможет привести свой госдолг к европейским стандартам

 

Чем чреваты для Украины нынешние темпы роста госдолга?

Соотношение госдолга к ВВП может достигнуть 94% к концу го­да. Но пока есть международные кредиторы, готовые финансировать нашу страну, Украина может позволить себе и дальше наращивать внешний долг. Нынешний показатель высокий, но не катастрофический. В той же Греции со­от­ношение номинального гос­дол­га к ВВП превышает 176%. МВФ допускает максимальный показатель соотношения госдолга к ВВП на период действия программы IFF 95%. Это означает, что в вопросе наращивания долга сверх этого показателя у Украины связаны руки.

Сколько времени понадобилось бы нашей стране, чтобы привести свой госдолг в соответствие со стандартами ЕС — до 60% ВВП?

Это недостижимая цель в ближайшие пять лет. Такой показатель для нашей страны возможен лишь в долгосрочной перспективе. До тех пор, пока не будут созданы комфортные условия для инвестиционной деятельности, темпы прироста инвестиций будут крайне низкими. Украине понадобится четыре года только для того, чтобы вернуться к докризисному показателю ВВП 2012 г. Если бы после этого отечественная экономика росла европейскими темпами — на уровне 2-3% в год, — мы действительно смогли бы в течение пяти-шести лет снизить показатель госдолга до 60%. Но учитывая нынешнее положение вещей, это маловероятно. К тому же требования ЕС не ограничиваются лишь показателем госдолга. Они включают и условия по стабильности курса национальной денежной единицы, низкого уровня инфляции, бюджетного профицита на протяжении нескольких лет и т. д. В ближайшие пять-восемь лет Украина объективно не сможет соответствовать этим критериям.

Что нужно сделать для повышения вероятности?

Для сокращения внешнего и внутреннего госдолга бюджет должен получать достаточный доход. Достичь этого можно за счет сокращения госрасходов и повышения доходов госказны благодаря развитию экономики, росту инвестиций и т. д. Сейчас в Украине больны и экономика, и весь государственный механизм. У нас очень высока доля госрасходов в структуре ВВП.

В развитых странах мира этот показатель составляет 30-35%, у нас — 50%. Государство тратит огромные средства на содержание госпредприятий, которые не приносят ему прибыли. Этот вопрос должна решить приватизация. Приход инвесторов и рост инвестиций не только позволят сократить госрасходы, но и создадут новые рабочие места, повысят эффективность предприятий, позволят перезапустить экономику. Но это очень длительный процесс.

Означает ли это, что Украина еще надолго останется зависимой от денег международных кредиторов и по истечении нынешней четырехлетней программы нам снова придется просить деньги у МВФ?

Да, это так, но в этом нет ничего плохого. Без внешних заимствований не обходится ни одна страна. Другое дело, что они должны носить целевой характер и значительно меньший объем. Если в будущем правительству будут нужны средства для реализации какого-то проекта, финансирования какой-то отрасли, их можно одолжить. И если в стране есть регулярный бюджетный профицит, мы сможем вернуть этот долг без его рефинансирования, за счет собственных ресурсов.

Виктория БАРАНОВА, Мария КОЛЫВАНОВА, Мария МИНСКАЯ, Татьяна ПИСЬМЕННАЯ, Юрий ВИШНЕВСКИЙ

 

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.