Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Razdacha_slonov.html?print

Раздача слонов

Газета 2000, 15 марта 2012. Опубликовано 16:51 16 марта 2012 года
Оценят ли граждане инициативы власти?

Итак, власть обещает повысить пенсии, а также возобновить программу предшествующего правительства по выплате компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР. Много это или мало с точки зрения возможностей казны, экономики в целом, а также реальной покупательной способности этих денег?

В социальных инициативах президента также обозначены такие задания правительству: с апреля с. г. провести перерасчет страховых выплат инвалидам, получившим травму на производстве; повысить пенсии всем военным пенсионерам с 1 июля на 165 грн. в месяц и пенсии 173 тыс. членов семей умерших инвалидов войны в мае — декабре на 119 грн. (0,16 млрд. грн.). Помимо этого, президент потребовал повысить на 30—50% размер выплат 1 млн. участников войны.

Далее — с мая текущего года чиновникам дано задание обеспечить определенным категориям населения получение кредитов по госпрограмме на покупку жилья под 2—3% годовых в гривне сроком на 10—15 лет. Остальное будет компенсировать банкам государство напрямую.

И наконец среди значимых предложений — внедрить т.н. европейский подход к регулированию цен на рынке лекарств, что по сути означает проведение проверок нынешней стоимости лекарств и, возможно, в ряде случаев — ограничение их стоимости некими прямыми мерами государства.

Кроме прочего, стоит заметить, президент провозгласил и т. н. четыре принципа (приоритета) новой социальной политики. Они звучат более размыто, чем вышеуказанные предложения. Но так или иначе и их для полной ясности следует перечислить по пунктам.

Итак, первым по списку обозначен такой: “Восстановить основоположный принцип социальной справедливости, максимально ликвидировав льготы для тех, кто в них не нуждается”. Особо не вдаваясь в подробности, можно предположить, что буквально по ходу раздачи новых доплат (а может, и до их старта) правительству предписано заняться обстоятельным анализом всех действующих льгот. И те, что будут сочтены неуместными, — немедленно упразднять. Каких именно льгот сие коснется — пока неясно. Но то, что таковых наберется немало, несомненно.

Далее, согласно заявлению президента — намерение комплексного преобразования системы оплаты труда и налогов на социальное страхование. В этой связи Янукович считает необходимым введение налога на богатство (о нем — чуть ниже).

Третьим пунктом социальной реформы значится глубокая модернизация сферы социального обеспечения, в частности переход от “бессистемных выплат”, по словам президента, к адресной помощи и социальным услугам. Тут от себя лишь добавим, что данный пункт полностью сопряжен с выполнением пункта второго.

Четвертым направлением соцреформ станет “содействие эффективной занятости и создание новых рабочих мест для граждан”.

Как конкретно будут реализовываться все эти вполне благие пожелания главы государства — пока не очень ясно. Как и неясно, на какие риски вынуждено будет пойти правительство и действительно ли эти программы удастся реализовать без катаклизмов для финансовой сферы, да и экономики в целом. Ясно пока лишь то, во сколько приблизительно обойдутся бюджету озвученные две инициативы — повышение пенсий и выплата части долга Сбербанка СССР.
Откуда деньги?

Если судить по словам вице-премьера — министра соцполитики Сергея Тигипко, то на реализацию озвученных инициатив президента в этом году уйдет минимум около 16 млрд. грн. (т.е. около $2 млрд.). “Мы полностью обсчитали эти инициативы, если не считать стимулов по ипотечному строительству, то вместе с выплатами по вкладам Сбербанка СССР, это порядка 16 миллиардов гривен в этом году, — сказал он. —Эти вещи полностью обсчитаны (вице-премьер снова почему-то употребляет слово “обсчитать”.* — Авт.) Министерством финансов. Министерство финансов имеет на это средства”.

________________________________

*Толковый словарь русского языка Ушакова трактует значение слова “обсчитать” как “неверно сосчитать, дать кому-н. меньше (денег)”.

Так, по словам Тигипко, необходимое финансирование Кабмин сможет обеспечить за счет введения налога на роскошь, а также за счет ожидаемого роста поступлений налогов от Гостаможни.

Как пояснил чуть позже (11 марта) уже сам Янукович, повышение соцстандартов вообще стало возможным лишь благодаря тому, что власти удалось стабилизировать финансово-экономическую ситуацию в стране, радикально переломить негативные тенденции и обеспечить рост экономии. То есть, прирост ВВП и должен дать дополнительные доходы в бюджет, прежде всего по налоговым отчислениям. Именно такой алгоритм, дескать, кардинально отличается от политики предыдущего правительства, которое накануне президентских выборов в 2009 г. лишь набирало дорогие кредиты, чтобы затем мгновенно пустить их на популистские социальные нужды. “Экономический рост, который был два года подряд — 2010 г. — 4,2%, прошлый год — 5,3%, создал фундамент, на котором фактически базируется эта социальная программа, которую я провозгласил. Этот год, мы видим, что динамика сохраняется”, — пояснил Янукович.

Так или иначе, но 12 марта Николай Азаров поручил Министерству экономического развития и торговли уточнить макроэкономические показатели на 2012 г. в соответствии с ростом экономики, на основе которых Минфину и будет поручено разработать изменения в бюджет-2012. Правда, чуть позже стало известно, что у Минфина уже есть (!) лишние 10—11 млрд. грн., которые поступают прежде всего за счет превышения плановых показателей по НДС на импортную и отечественную продукцию, а также за счет сверхплановых поступлений от налога на прибыль.

Наконец, дополнительными источниками поступлений в казну, как ожидается, должны стать доходы от принятия закона о налоге на богатство (общая сумма, по оценкам г-жи Акимовой, может составить до 0,5 млрд. грн.), а также принятия закона о либерализации рынка добычи полезных ископаемых (ожидается сумма поступлений на уровне 5—5,5 млрд. грн.).

Как уверяет Янукович, закон о налоге на роскошь вскоре поступит в парламент и его якобы одобряют крупнейшие бизнесмены страны — Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Константин Жеваго. С ними президент недавно имел беседу по этому поводу.

Впрочем, каким именно окажется итоговый документ и будет ли он затрагивать налогообложение всего, что на самом деле можно считать роскошью, — пока неясно. По крайней мере судя по некоторым утечкам информации из АП, в документе предполагается ввести специальное налогообложение на жилье, находящееся в собственности одного человека размером более 200 кв. м, а также на элитный транспорт (частные самолеты, вертолеты, яхты, а также легковые авто с большим объемом двигателя и с высокой рыночной стоимостью).

Пенсионный мизер

Итак, разберемся в сути президентских инициатив по пунктам. Начнем, пожалуй, с пенсий. Да, согласимся, что в последние два года власть кое-как повышала соцстандарты, индексируя их хотя бы на уровень инфляции (официальной). С пенсиями и многими другими отчислениями этого не происходило при Ю.Тимошенко в 2008—2009 гг., т. к. они были де факто заморожены, хотя инфляция тогда оказалась рекордной за все предыдущие 10 лет (25,2 и 15,9% соответственно). При этом доходы граждан еще и серьезно “сдулись” по покупательной способности за счет почти двукратного обесценивания гривни к доллару в 2008 г.

И все же на сегодняшний день почти 4 млн. украинских пенсионеров (т.е. по сути каждый второй) получают пенсию на уровне 870 грн., что даже меньше официального прожиточного уровня! Причем, что любопытно, доля этих самых бедных пенсионеров в общей сумме расходов на выплату пенсий составляет лишь около 32%. Т.е. не всем пенсионерам жить невыносимо трудно. Средний размер пенсии, назначенной, например, госслужащим, почти в три раза превышает ежемесячную выплату обычного пенсионера. А многие бывшие высокие чиновники, несмотря на стартовавшую пенсионную реформу (в ней ограничения коснутся лишь новых пенсионеров), по-прежнему получают ежемесячные спецпенсии на уровне 50 и даже 75 тыс. грн.

Как утверждает Тигипко, пенсии в размере свыше 7,6 тыс. грн. сейчас получают не менее 14,4 тыс. человек. Те же бывшие нардепы, имея по 15—20 тыс. грн. пенсии (зависимо от некоторых хитростей в расчетах трудового стажа конкретного депутата), не стесняются еще и получать материальную помощь.

Итак, по ряду оценок, если бы все спецпенсионеры получали пенсию на общих основаниях, годовая экономия госбюджета составила бы где-то 3—4 млрд. грн., а это уже примерно столько же, сколько авторы пенсионной реформы планировали получать в первоначальном периоде реформы — после повышения пенсионного возраста для женщин и прочих “затягувань пасків”. И даже если бы на каждом “VIP-пенсионере” ПФ смог экономить хотя бы по 2 тыс. грн. в месяц, общегосударственная годовая экономия составила бы дополнительно 345,6 млн. грн.

В общем, несмотря на то, что дополнительные отчисления для наших пенсионеров никогда не будут лишними, указанные 100 грн. в качестве надбавки, на которые готовится раскошелиться государство, вряд ли что-либо решат (т.е. будут ощутимы) для рядовых граждан, вынужденных каждый день посещать магазины. Ибо даже по официальной статистике, с 2008 г. инфляция съела почти половину (48%) наших доходов. При этом если на конец 2008 г. средняя пенсия по стране составляла 776 грн., то сегодня она всего лишь на 33% выше — 1151 грн. Кстати, средняя номинальная зарплата (Госстат, правда, учитывает только официальные показатели) за тот же период выросла на 27% (с 2001 грн. в декабре 2008 г. до 2722 грн. в феврале этого года).

Льготная ипотека заденет немногих

Конечно, нельзя не приветствовать инициативы власти по активизации строительной отрасли (от нее, как считается, во многом зависит и положение дел во всей экономике — через рост производства стройматериалов, сырья и т.д.), а также облегчения условий ипотечного кредитования. Ведь по большому счету “квартирный вопрос” в Украине за минувшие 20 лет только усугубляется.

Как известно, нынешние темпы ввода в эксплуатацию реального жилья не идут ни в какое сравнение с советскими временами. Если в 80-х его в УССР ежегодно строилось почти по 20 млн. кв м., то в 2000-м — вчетверо меньше, около 5 млн. кв. м. А в самом рекордном в постсоветской истории 2008-м, когда экономика была переполнена дешевыми кредитами и инвестициями, мы получили построенными лишь около 10 млн. кв. м. Т.е. вдвое меньше, чем четверть века назад, в 1985-м. Еще более удручающая динамика по общему количеству квартир и семей, которые получают (а сегодня очень дорого — через ипотеку — выкупают) жилье. Если в 1990 г. в Украине было сдано в эксплуатацию и заселено гражданами более 279 тыс. квартир, то в рекордном 2008-м — всего 94 тыс. Т.е. ровно втрое хуже, чем при “тоталитарном” СССР.

Если так будет продолжаться и дальше, проживающие в основном в жилье советской постройки через 1—2 десятилетия столкнутся с массовым выходом из строя жилого фонда (хотя это уже происходит, и растущее число аварий в ЖКХ — лишь первое тому свидетельство). Уже сегодня, по официальным оценкам, в стране изношено 60—80% внешних и внутридомовых газовых и водопроводных сетей. А по данным Минрегионстроя, уже сейчас каждая третья семья проживает в квартирах, исчерпавших ресурс эксплуатации. Проще говоря, почти вся Украина по-прежнему живет в советских домах, не строя почти ничего взамен.

Разумеется, доступная ипотека могла бы помочь как-то решать запущенную проблему. Нуждающиеся в жилье граждане наконец массово смогли бы себе позволить неграбительские (под 15—17% и более) кредиты, а строительная отрасль, возможно, смогла бы подстегнуть в стране настоящий экономический бум.

Однако проблема в том, что ресурсов для подобных программ в современной “постиндустриальной” Украине просто нет. И едва ли предвидятся в рамках нынешней модели “развития”. Чуть позже выяснилось, что озвученная президентом инициатива касательно льготной ипотеки под 2% затронет, конечно, далеко не всех граждан. По признанию г-жи Акимовой, “тема массовых кредитов, то есть абсолютно для любого гражданина в рамках этой инициативы, поднята быть не может. Инициатива, безусловно, должна быть адресной и прежде всего касаться социально незащищенных людей. Это в основном касается и молодежи в том числе”.

Добавим, что г-жа Акимова также отметила: на этот год сумма, которая может быть выделена из бюджета на покрытие разницы для обеспечения дешевых кредитов, составит не более 1 млрд. грн. То есть речь, по-видимому, идет о все той же скандально известной программе льготного молодежного кредитования, в рамках которой жилье в течение почти 10 лет ее действия получило лишь 2—3% находящихся в очереди молодых семей.

По данным Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, объем господдержки в рамках реализуемых молодежных программ в этом году планировался на уровне около 450 млн. грн. А господдержку по программам молодежного строительства в 2012 г. должны предоставить около 2,5 тыс. семей. Если же общая сумма на эти цели составит 1 млрд. грн., то очередь молодых семей, конечно, будет продвигаться чуть быстрее. Но все равно и это будет капля в море.

Кстати, по признанию все той же г-жи Акимовой 12 марта, социальные инициативы президента вовсе не затронут тарифную политику. Т.е. субсидии самым малоимущим, скорее всего, будут как-то повышать, а в целом тарифы в лучшем случае останутся такими же высокими. Благо, Кабмин пока не соглашается на требования МВФ продолжить их повышать. И, надо полагать, ввиду выборов будет до последнего “держать оборону”.

Вкладчикам Сбербанка вернут 1/20 долга

Любопытно, что власть намерена предложить экс-вкладчикам Сбербанка выгодные депозитные условия, чтобы полученную 1 тыс. грн. они согласились подержать какое-то время в банках. Тем самым, по словам президента, деньги будут работать на укрепление ликвидности банковской системы, оберегая страну от возможных финансовых рисков в связи с резким выбросом на рынок суммы в 6 млрд. грн. (именно столько на эти цели планируется в госбюджете).

Тем временем стало известно, что 7 марта Нацбанк уже создал рабочую группу по исполнению поручения президента. А значит, в том, что обещанные 6 млрд. грн. найдутся, сомневаться не приходится. Другое дело, как быстро и в каком порядке деньги, уже нареченные “Витиной тысячей”, будут выплачиваться. Остается надеяться, что правительство Азарова не допустит ошибок предшественницы, в какой-то момент спровоцировавшей недобрыми слухами огромные очереди в кассах Ощадбанка, а затем так и не выплатившей обещанного большинству людей.

Справедливости ради напомним некоторые параметры реальных обязательств государства по данной программе — дабы стало понятнее, насколько именно было “обчищено” население Украины в момент обретения независимости.

Итак, в конце прошлого года Кабмин планировал подготовить законопроект о внесении поправок в закон о госгарантиях и возврате обесцененных сбережений в учреждениях Сбербанка и Укргосстраха бывшего СССР. По данным Минфина, реальная численность вкладчиков и сумма обязательств перед ними окончательно не определена. Для этого нужна инвентаризация и создание электронной системы, а также законодательное закрепление порядка выплат. Впрочем, по данным инвентаризационного реестра на начало 2011 г., количество вкладчиков, лишившихся своих сбережений в 1991 г., составляет 11,768 млн.

На момент принятия в 1996 г. закона об индексации обесцененных вкладов почему-то было решено взять за основу соотношение 1 советского рубля к 1,05 грн. Но даже по такому нехитрому пересчету общая сумма задолженности государства перед вкладчиками была оценена в 131,96 млрд. грн. За период действия закона было выплачено 10,65 млрд. грн., или чуть больше 8%. В результате сумма сократилась до 121,31 млрд. грн. на начало 2010 г.

Вот тут и стоит особо подчеркнуть, что по сгоревшим вкладам все без исключения власти, занимавшиеся якобы компенсацией вкладов, официально отказывались от индексации долга на уровень инфляции хотя бы после 1996 г. Этот уровень составил к 2010 г. 578,5%! Причина проста: это увеличило бы общую сумму долга государства перед обманутыми гражданами до более чем 1 трлн. грн. (а весь годовой госбюджет Украины нынче составляет лишь около 350 млрд. грн.).

Т.е. покупательная способность 1 гривни, скажем, в 1997 г. и в 2012 г. разнится по официальной динамике инфляции примерно в 6 раз, а по курсу доллара — где-то в 5. По средним зарплатам, например, за весь этот период — в 10—20 раз.

Но самое интересное — это соотношение 1 советского рубля к 1,05 грн., почему-то взятое в качестве базы для определения убытков граждан от перехода в новую экономическую систему. По оценкам большинства экономистов, да и самих граждан, кто помнит советские цены и зарплаты, реальное соотношение должно быть примерно 1 советский рубль на конец 80-х к 5—7 грн. Т.е. реальня покупательная способность 1 рубля (количество товаров и услуг в СССР, которые можно было приобрести) была примерно на уровне 0,5—0,8 к американскому доллару.

Если пересчитать сумму долга по этому соотношению, то реально украинское государство задолжало своим гражданам где-то 850 млрд. грн., если брать официально признанный долг государтва. Это уже эквивалентно размеру всего годового ВВП современной Украины (т.е. стоимости всех товаров и услуг, потребляемых гражданами в течение года). А если учесть инфляцию с 1996-го по 2012 г., то еще раз в 5—6 больше. Тут уж комментарии, наверное, излишни...
Социальный водораздел

Понятно, что нынешние инициативы президента обусловлены прежде всего приближением выборов, необходимостью расширения, так сказать, электоральной опоры в условиях, когда социальная напряженность все-таки нарастает. Пока что не до конца понятно, удастся ли все это осуществить лишь за счет ожидаемого экономического роста (да и будет ли он в условиях глобальной рецессии в этом году — неясно). Или же придется задействовать былые “ручные механизмы” управления — скажем, за счет практики сбора налогов наперед, сверхплановой эмиссии, кредитных ресурсов на внутреннем рынке ОВГЗ, заимствуемых по очень высоким ставкам и наконец приватизации.

А вообще у граждан может возникнуть и вполне резонный вопрос: почему власть так долго тянула с инициативами, где она была раньше? Разумеется, в этом году Кабмин и так обязан был повышать социальные стандарты, индексируя их на уровень инфляции. Дополнительные 100 грн. относительно нынешней средней пенсии (1151 грн.) — это номинально плюс 8,6%. Т.е. в общем-то не так и заметно, особенно, если учесть, что инфляция в этом году будет 4—6%. И теперь от организаторов социальных инициатив осталось лишь дождаться ответа на простой вопрос: 100 грн. пенсионерам будут добавлены сверх индексации пенсий, планируемой ранее на уровень инфляции? Или же в целом по итогам года?

Но главное — каким политическим вопросом в свете всего этого нам стоит задаться? Сможет ли власть, израсходовав пусть и десятки миллиардов гривен дополнительно, ощутимо снизить уровень социальной напряженности в стране, т.е. “купить” избирателя? Вообще насколько в действительности работает этот механизм? Сказывается ли реально сам по себе на электоральных настроениях? Или же политические симпатии граждан должны быть подкреплены какими-то глубинными факторами —верой власти, ростом оптимизма в обществе и т.д.?

Ведь на самом деле в нашей социальной сфере происходят далеко неоднозначные процессы, которые находятся за пределами “ручных” возможностей правительства. Скажем, в январе этого года средняя заработная плата по стране снизилась по сравнению с декабрем 2011 г. аж на 10,8% (или на 332 грн.), до 2722 грн. в месяц. А если посмотреть на ситуацию еще шире — сравнивая нас хотя бы с соседями по СНГ, то положение дел в украинской экономике очень даже незавидное.

К примеру, согласно последним данным Статкомитета СНГ, темпы роста реальной зарплаты в Украине — одни из самых низких среди стран Содружества (медленнее в прошлом году росли доходы лишь в Молдове и Азербайджане). Да, за два предыдущих года “минималка” у нас выросла на треть. Да, Украина опередила по этому показателю такие страны, как Польша, Эстония, Франция, Румыния, Турция. А некоторые страны ввиду сложной экономической ситуации вообще заморозили показатели минимальной зарплаты (по данным Евростата, в Болгарии минимальная зарплата не менялась аж с 2009 г., а в Чехии — заморожена на уровне 2007 г., в Литве и Хорватии — на уровне 2008 г.).

Да и средняя номинальная зарплата наших граждан за прошлый год официально выросла где-то на 15—20%. Однако если сравнивать ее абсолютные показатели с другими странами СНГ, обнаружится пропасть, которая нас все больше отделяет не только от Европы, но и благополучных стран бывшего Союза. Так, по данным Статкомитета СНГ, в декабре 2011 г. средняя зарплата украинца составляла 375—380 долларов, что почти втрое ниже, чем в России (см. также стр. А6).

Отечественные экономисты давно отмечают, что стоимость рабочей силы в Украине крайне недооценена — доля зарплаты в единице себестоимости продукции у нас ниже не только по сравнению с Европой, но и Россией. А норма прибыли среднего бизнеса в разы превышает стандарты у наших соседей. Т.е. в нашей стране каким-то образом воспроизводится порядок вещей, при котором богатые граждане, да и государство как крупнейший работодатель буквально за копейки скупают наемную рабочую силу. Это происходит в условиях довольно высокой реальной (а не официальной) безработицы, на фоне утраты промышленных комплексов целых отраслей, которые исчезли с лица земли и в период “успешных” реформ 90-х, и после 2008-го.

При этом в нашей стране — один из самых высоких в мире уровней имущественного расслоения между богатыми и бедными. Влиятельный журнал Forbes обнародовал на днях свежий рейтинг богатейших людей планеты и в этом списке красуются 8 наших соотечественников. Все те же знакомые лица: Ринат Ахметов (39-е место), Виктор Пинчук (255-е), Игорь Коломойский (377-е), Геннадий Боголюбов (418-е), Константин Жеваго (719-е), Юрий Косюк (960-е), Петр Порошенко (1153-е), Андрей Веревский (1154-е). Совокупное состояние 200 самых богатых людей Украины превышает $93 млрд. Это почти три годовых бюджета государства! И вообще эквивалентно объему всего внешнего долга страны (включая государственный и корпоративные долги).

Впрочем, как известно, отечественный капитал (и крупный, и мелкий) не очень-то и делится с госбюджетом государства, на котором зарабатывает, проводя значительные обороты посредством теневых схем и храня немалые деньги на офшорных счетах. Впрочем, чему удивляться: многие из указанных бизнесменов, а также их семьи уже давно не живут в Украине.

Но даже предлагаемый ныне законопроект о налогообложении роскоши едва ли затронет эти настоящие капиталы “элит”. Ведь он даже не предполагает ни налогов на дивиденды (а тут — основная статья дохода наших богатых сограждан), ни на прочие операции или активы.

Кстати, по подсчетам Института демографии и социсследований, сегодня уровень налогообложения обеспеченных людей в Украине — один из самых низких в мире. В частности, в 2010-м 50% самых бедных украинцев заплатили 36% налогов, тогда как в тех же США на эту категорию граждан приходится лишь 2,3%. При этом 10% самых богатых американцев платят 70% налогов, а 1% самых богатых — 36%. В современной Украине — соответственно 20 и 4%. Похоже, у нас между властью и капиталом установился некий негласный консенсус: власть делает вид, что честно работает, а бизнес — что честно платит налоги и развивает экономику.

Чего на самом деле ждет электорат

Граждане, наблюдая всю эту затянувшуюся “идиллию” более 20 лет (в виде роскошных особняков, авто, частных вертолетов и светской жизни наших политических и бизнеcовых “элит”), вряд ли перед выборами так уж обрадуются очередной подачке в 100 или даже 1 тыс. грн. Ведь для 80% работающих (!) украинцев во всем этом “празднике” жизни максимум, что светит до конца дней — продолжение существования от зарплаты до зарплаты, право зарабатывать, как и сегодня, лишь на минимальное поддержание собственной жизнеспособности — еду, одежду. Тогда как думать о создании семьи, не говоря уже о перспективе приобретения жилья (а ведь в “тоталитарные” времена сие было нормой) для большинства молодых и работающих — уже несбыточная мечта.

Так что рядовой избиратель ждет не социальных подачек, он надеется все это еще как-то исправить. Хоть и не до конца осознавая, как.

Одно ясно: успех Януковича на прошлых выборах, да и всей Партии регионов в течение последнего десятилетия был обусловлен не поддержкой их демагогических программ (и вряд ли в стране уже найдутся граждане, которые всерьез верят в экономические программы наших политиков!), а самим фактом идеологического, если хотите — мировоззренческого раскола в обществе. Одна часть общества (и судя по данным социологов — все-таки их заметное большинство) полагает, что исправить положение дел стратегически еще возможно, возвратившись хотя бы в единый рынок со странами бывшего Союза. Другая (меньшая) тоже на что-то надеется, но “двигаясь в Европу”. Однако именно первая категория и есть тот самый электорат Виктора Федоровича, поддерживавший его мировоззренчески, а не как “эффективного хозяйственника”.

Очевидно, что советники первых лиц или фигуры, обеспечивающие весь нынешний курс власти, похоже, куют ей уверенное фиаско на предстоящих выборах. Пытаясь якобы преодолевать т.н. раскол Украины по линии “восток — запад”, т.е. воспроизводя заново известную ошибку предшественников и не решая проблему стратегически (т.е. не выполняя ключевые обещания избирателям), “регионалы”, сколько бы денег они ни потратили на этих выборах, рискуют оказаться в ситуации, когда вся Украина будет единодушна. Но не столько в плане консенсуса друг к другу, сколько в невосприятии уже самой власти.

Юрий ЛУКАШИН