Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рабочих не хватает

Количество вакансий в промышленном секторе Украины сокращается с каждым годом. В то же время и на имеющиеся места квалифицированных рабочих катастрофически не хватает.

За первые десять месяцев прошлого года, согласно официальным данным, отрасль машиностроения в Украине выросла по отношению к аналогичному периоду 2010 г. на рекордные 19,6%. В то же время рост производства никак не отразился на рынке труда. Скорее наоборот. Спрос на специальности, задействованные в машиностроительном секторе, по данным Государственной службы занятости, продолжает падать.

Например, если в 2006 г. количество вакансий для рабочих металлургической и машиностроительной отраслей, зарегистрированных в Государственной службе занятости, насчитывало 26643, то в 2011 г. рабочих мест для этих специалистов предлагалось более чем втрое меньше — 7222. Впрочем, вряд ли тут имеет место быстрый рост производительности труда, приведший в свое время развитые страны к росту безработицы в промышленных регионах.

Модернизировать и переоснащать многочисленные советские производства до сих пор только в планах украинских чиновников. А спрос на профессионалов, которые теоретически могли бы помочь решить эту задачу, например, в сфере компьютеризации, остается очень низким.

Вакансии для них в производстве за последний год (зарегистрированные в Государственном центре занятости) сократились с 313 до 215. Если же рассматривать сводные данные службы за последние девять лет в разрезе “руководители — профессионалы — специалисты — рабочие”, по каждому пункту увидим аналогичную ситуацию — резкое сокращение вакансий в 2007 г. с последующим поступательным уменьшением. Так, вакансии для руководителей с 2006-го по 2011 г. сократились с 9202 до 4560, для профессионалов — с 4115 до 1608, для специалистов — с 3446 до 1181, для высококвалифицированных рабочих с инструментом — с 26643 до 7222, для рабочих — с 7761 до 2789 соответственно.

Примечательно, что уменьшение вакансий в сфере машиностроения никак не облегчило для работодателей поиск квалифицированных кадров. “Сфера машиностроения традиционно испытывает кадровый голод, причем не только в инженерно-технических специалистах и квалифицированных рабочих. На рынке катастрофически мало и экономистов-производственников, и менеджеров проектов в производстве, и руководителей среднего звена, умеющих и желающих работать на заводах”,— говорит Елена Тенета, директор по персоналу АО “У.П.Э.К.”. По ее словам, на рынке сейчас наиболее востребованы как раз квалифицированные рабочие: станочники, инструментальщики, операторы станков с ЧПУ, наладчики, рабочие литейных специальностей. В Государственном центре занятости также подтвердили, что сегодня есть постоянный спрос на профессии квалифицированных слесарей, токарей и фрезеровщиков. По этим специальностям иногда сложно закрыть вакансию, что тем более удивительно. Ведь средняя месячная заработная плата работника на производстве в 2011 г. в Украине составила 3219 грн. В частности, работники, задействованные в производстве транспортных средств, в среднем получали 3170 грн. в месяц, в производстве машин и оборудования — 2735 грн., в производстве электрического, электронного и оптического оборудования — 2431 грн.

Это относительно высокие показатели. Учитывая, что в стране средняя зарплата в течение 2011 г. оставалась менее 2500 грн. Впрочем, зарплата не стимулирует выпускников профтехучилищ работать на заводах, утверждают в агентствах по набору персонала. Большинство из таких соискателей прежде всего ищут работу “в офисе”. С другой стороны, с имеющимися молодыми кадрами на рынке очень сложно выполнить запросы работодателей. “Уровень подготовки выпускников, увы, зачастую не отвечает современным требованиям”,— говорит Елена Тенета. Поэтому работают на производстве зачастую кадры, взращенные еще в советское время. Впрочем, ситуация с рабочими специальностями остается плачевной не только в машиностроении, но и во многих других отраслях украинской промышленности.

Если же рассматривать предложение на рынке труда, то самой популярной в сфере машиностроения, по данным компании “Работа Интернешнл” (украинский сайт rabota.ua), является автомобильная промышленность (27 человек на место), наименьший конкурс — в сфере сельхозпроизводства и судостроения (семь и пять человек на место соответственно). По данным ООО “Работа Интернешнл”, из общего количества резюме 37% касается автомобилестроения. В то же время в структуре вакансий эта отрасль занимает всего 7%. Наиболее востребованы работники в радиоэлектронной промышленности (59% от общего количества вакансий). Предложение таких специалистов составляет 26% в структуре резюме.

Резюмируя все вышенаписанное, можно отметить, что работу на заводе или фабрике в Украине предлагают все реже, что заставляет засомневаться в цифрах чиновников, рапортующих о росте производства. По информации Государственной службы занятости, постоянным спросом, независимо от отрасли, пользуются водители, повара, продавцы, менеджеры по сбыту, дворники и кладовщики.

Ольга ПРОКОПИШИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.