Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Пять по шпалам

[13:11 27 апреля 2012 года ] [ Газета.Ru ]

Модернизация железных дорог обойдется России в 5 трлн рублей на 10 лет.

Модернизация железных дорог в России требует около 5 трлн рублей, оценил Владимир Путин, предложив РЖД разобраться с приоритетами и не исключив перехода на RAB-тарификацию перевозок. Монополия рассчитывала на меньшую сумму. Аналитики напоминают, что инвестиции в железные дороги за последние 8 лет превысили 5 трлн рублей, но эффекта не дали.

На модернизацию железнодорожной инфраструктуры потребуется около 5 трлн рублей в течение 10 лет, сообщил премьер-министр Владимир Путин на отраслевом совещании в четверг. Деньги нужны на повышение транспортной доступности Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие подходов к основным морским портам, создание новых маршрутов к Олимпиаде в Сочи и чемпионату мира по футболу в 2018 году, расширение программы скоростного пассажирского сообщения, перечислил премьер.

Общий объем инвестиций, необходимых для развития железных дорог до 2020 года, ранее в РЖД оценивали в 4,138 трлн рублей. Из них 1,389 трлн рублей необходимы на развитие пропускной способностей магистралей, так как до 2015 года протяженность “узких мест” может достигнуть 14 тыс. км, а до 2020 года — 18 тыс. км.

БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности, и это сдерживает многие проекты развития в стране и в первую очередь на Дальнем Востоке и в Сибири, признал Путин.

“Мы теряем сегодня темпы выхода на новые рынки, российский бизнес вынужден откладывать интересные идеи и работать в полсилы на этом направлении. Накапливается упущенная выгода от неиспользованного транзитного потенциала, — пояснил премьер. — И мы с вами понимаем, что если речь идет о БАМе и Транссибе, это одно из стратегических направлений, это расширение наших возможностей в Азиатско-Тихоокеанском регионе”.

На достройку БАМа до 2020 года требуется около 870 млрд рублей (в ценах 2010 года, без НДС и без учета обновления тягового подвижного состава). Это позволит к 2020 году перевозить по БАМу до 88 млн тонн грузов в год в сообщении с портами Ванино-Совгаванского узла, то есть увеличить грузооборот более чем в 6 раз по сравнению с нынешним уровнем, подсчитали ранее в РЖД.

На совещании с Путиным глава РЖД Владимир Якунин уточнил, что объем инвестиций требуется в объеме 737 млрд рублей в ценах 2011 года, в том числе 268 млрд рублей в период с 2012-го по 2016 год.

Найти деньги на достройку БАМа Якунин предложил в том числе через выпуск инфраструктурных облигаций на 208 млрд рублей с привлечением средств Фонда национального благосостояния.

Другой проект, на который нужны не меньшие инвестиции, — высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ).

В России в отличие от большинства европейских стран такого вида пассажирских перевозок не существует. “Сапсан” использует обычные железнодорожные пути и развивает скорость не выше 250 км/ч; поезда для ВСМ — до 400 км/ч, но такое движение требует строительства новых путей. Решение о создании ВСМ в России принято еще в 2010 году. РЖД разрабатывает два маршрута: Москва — Петербург и Москва — Екатеринбург.

Стоимость проекта ВСМ-1 (Москва — Петербург) оценивается в 696,2 млрд рублей в ценах 2010 года без НДС (с учетом инфляции 2011 года — 738,7 млрд рублей). Непосредственно само строительство обойдется в 627,5 млрд рублей, остальные затраты — это выкуп земли, проектирование и инженерные изыскания. Стоимость ВСМ-2 (Москва — Екатеринбург) предварительно оценивается почти в 1,234 трлн рублей в ценах 2010 года (без учета затрат на выкуп земли).

Проект ВСМ предполагается к реализации через государственно-частное партнерство. Концессионер возьмет на себя проектирование, строительство, частичное финансирование и содержание магистрали в течение жизненного цикла — 30 лет. Концедент — Росжелдор (плюс отдельные права получит РЖД) — частично профинансируют строительство и обеспечат возвратность первоначальных инвестиций во время эксплуатации дороги.

При паритетном участии в проекте ВСМ-1 государства и инвестора строительство этой магистрали обойдется в 1,384 трлн рублей (примерно $47 млрд). Из бюджета с учетом подготовки проекта должно быть выделено 592,8 млрд рублей (на строительство — 505,6 млрд руб.), а выплаты компании-концессионеру при эксплуатации с 2018-го по 2032 год составят 791,1 млрд руб.

О возможности участия в строительстве магистралей уже заявили консорциумы из семи стран. Заинтересованность в кредитовании проекта подтвердил ВЭБ.

Но правительство еще не приняло окончательного решения о финансировании строительства ВСМ.

Проект решения о строительстве ВСМ согласовали Минфин и Минэкономразвития. Но, как сообщил в конце марта Владимир Якунин в своем блоге, “профильное министерство направило документ в правительство с предложением выбрать, что для России важнее — построить ВСМ или направить деньги на расширение провозных возможностей БАМа”.

Возможно, выбирать между БАМом и ВСМ теперь не придется. Оценив бюджет проектов в 5 трлн рублей, премьер-министр предложил профильным ведомствам изучить инициативу РЖД по введению RAB-тарифов в железнодорожной отрасли.

Компания еще в 2010 году выносила на рассмотрение правительства финансовый план и инвестиционную программу на 2011—2013 годы с расчетами по индексации грузовых железнодорожных тарифов на основе методики RAB (regulatory asset base). Она гарантирует инвестору возврат инвестиций и доход на них в объеме, достаточном для обслуживания кредитов и получения прибыли.

Например, по ВСМ-1 экономическая норма доходности рассчитывается на уровне 12,82%, по ВСМ-2 — на уровне 10,1%.

“Считаю, что по аналогии с энергетическим рынком следует подумать о внедрении в железнодорожной сфере принципов экономически обоснованной доходности на инвестируемый капитал”, — сказал Путин. По его словам, так можно будет сформировать правила игры на долгую перспективу и привлечь в отрасль “длинные” инвестиции, включая средства пенсионных и страховых фондов, российских и иностранных финансовых учреждений, ресурсы стратегических инвесторов.

Необходимо выстроить четкую линейку приоритетных проектов на долгосрочную перспективу и внести полную ясность с источниками их финансирования, заявил глава правительства на совещании.

С этим могут возникнуть сложности, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. “Идет очевидное торможение экономического роста как в России, так и в мире. Возможна вторая волна кризиса. Находить триллионы рублей в таких условиях — это из области нереального”, — поясняет он.

Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов напоминает, что за последние 8 лет РЖД инвестировали в модернизацию инфраструктуры более $100 млрд. Параллельно с РЖД деньги вкладывали и частные инвесторы. “Суммарно за эти 8 лет вложено больше чем 5 трлн рублей, но где результат? — спрашивает аналитик. — Деньги перераспределены, они израсходованы. Как итог: суммарная перевозка пассажиров за эти 8 лет упала на 27%, суммарная погрузка грузов выросла на 1%”.

Алина ЧЕРНОИВАНОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.