Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Problemi_s_narodom.html?print

Проблемы с народом

Ведомости, №97, 31 мая 2010. Опубликовано 12:58 31 мая 2010 года
В субботу Владимир Путин встретился с участниками и организаторами благотворительного литературно-музыкального вечера “Маленький принц” — сотрудниками фонда “Подари жизнь” и известными артистами.

Ежегодный концерт для детей, больных лейкемией, на этот раз прошел в Петербурге в Михайловском театре. Встреча прошла в традиционном формате “разговор художника с властью”.

Этот архаичный формат характерен для закрытых обществ, в которых вертикальные связи доминируют, а горизонтальные нарушены. Такие встречи интересны власти как регулируемый канал связи с обществом. Представитель власти обычно тщательно выбирает, с кем встречаться, и дозирует количество важной общественной информации, которое он готов в ходе встречи воспринять и сообщить. При этом очень важен эффект — лидер на таких встречах должен выглядеть умным, толерантным, решить пару-тройку конкретных проблем, ретранслировать государственные задачи мастерам культуры.

В ходе субботней встречи премьер показал, что отлично умеет действовать в таком формате, и прямо “в эфире” принял несколько важных решений. С другой стороны, вероятно, из-за технических сложностей с отбором участников ему пришлось вступить в неприятную дискуссию и публично защищать закрытое общество в России.

Путин должен был встретиться с благотворителями и принять ряд решений в сфере регулирования их работы. Он с готовностью откликнулся на две просьбы соучредителя фонда “Подари жизнь” Чулпан Хаматовой: об организации специального порядка ввоза орфанных лекарств (лекарств от редких заболеваний, которые не производятся в России и ввезти которые трудно и дорого) и о налоговых льготах для получателей благотворительной помощи на весь период лечения (сейчас не облагается только первичная помощь). Проблема налогообложения получателей помощи существует давно и неоднократно освещалась СМИ. Понятие “орфанные лекарства” содержалось в законопроекте “Об обращении лекарственных средств”, однако без всяких объяснений исчезло из него перед первым чтением в январе этого года. Очень хорошо, что сейчас Путин принял эти решения. Однако нам показали, что для решения этих несложных вопросов нужны не стандартные законодательные процедуры, а специальный визит благотворителей к премьеру. Как же тогда решать сложные вопросы?

Юрий Шевчук спросил Путина о свободе слова и собраний, о том, есть ли планы серьезной демократизации страны и будут ли разгонять 31 мая “Марш несогласных” в Петербурге. А Олег Басилашвили назвал прямым нарушением законов строительство башни “Охта центра” и призвал принять закон о меценатстве, чтобы раз и навсегда решить проблемы с налогообложением благотворительности.

Премьер сказал, что “без нормального демократического развития будущего у страны не будет”, что он не против митингов и шествий, если они разрешены местными властями, митингующие не мешают другим людям и вышли не просто, чтобы попиарить себя, а “что-то говорят дельное, конкретное”.

Премьер призвал не грести под одну гребенку всех милиционеров, хотя “у нас такой уровень общей культуры: как только человек получает какое-то удостоверение, палку какую-то в руки, то сразу начинает ею размахивать и пытаться заработать на этом деньги. Но это характерно не только для милиции, это характерно для любой сферы, где есть властные полномочия и возможность получить эту сумасшедшую административную ренту”. А с законами одни проблемы: “Над законами работают сотни, тысячи людей, а над тем, как обойти законы, думают миллионы”.

Эти замечания свидетельствует о скептическом и даже пессимистическом взгляде лидера на свой народ, который, видимо, не дорос до демократии и открытости.

Но не все в России мечтают об административной ренте. Просто вокруг власти собирается клуб таких мечтателей. С ними нужно работать соответствующим образом, а не судить по ним обо всех остальных. А что касается культуры в целом, то опыт множества стран говорит о том, что влиять на нее можно: через образование, воспитание, СМИ и поведение самих политических лидеров.