Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

ProZorro поможет Фонду гарантирования

[09:00 07 июля 2016 года ] [ Новое время, 6 июля 2016 ]

В конце июня мы подписали меморандум относительно построения прозрачной и эффективной системы реализации активов неплатежеспособных банков.

Результатом сотрудничества Минэкономразвития,Нацбанка, Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) и Transparency International должна стать новая электронная система продажи активов — по лучшим стандартам электронной системы публичных закупок ProZorro.

Сотрудничество с Фондом гарантирования вкладов — это первый прикладной кейс по распространению опыта ProZorro на другие, кроме публичных закупок, сферы. На самом деле идеи создать похожую на электронную систему ProZorro появились у нашей команды еще осенью прошлого года. Так почему мы начинаем именно с ФГВФЛ? Есть несколько причин. Они были одними из первых, кто сам обратился к нам с таким предложением. Нам понадобилось совсем немного времени, чтобы подготовить соответствующее видение и сформулировать предложение, которое руководство Национального банка очень быстро утвердило. Кроме того, Фонд — достаточно автономный в вопросе создания правил и процедур, что значительно упрощает работу с правовым обеспечением системы: в ProZorro это было одним из самых тяжелых направлений. Фонд может урегулировать новые правила своими внутренними приказами. К тому же банковское законодательство в вопросе криптографии и защиты информации позволяет больше свободы в выборе технических решений.

А зачем Фонд вообще ProZorro? К сожалению, сегодня продажа активов ликвидируемых банков проходит не совсем прозрачно и не очень эффективно. При этом основная часть нарушений заключается даже не в запрете допуска кого-то из покупателей, как можно было бы подумать, а в асимметричной информации — биржи, на которых происходит продажа, и потенциальные покупатели часто не знают, кто, что и за сколько и где продает. В результате пользу получают “ушлые” покупатели, которые часто имеют возможность купить интересный актив без конкуренции.

Насколько это большой рынок? Речь идет об активах от 80 банков, находящихся в стадии ликвидации, на ориентировочную сумму 440 млрд грн. Почему примерную? Потому что реальной оценкой (и переоценкой) этих активов еще никто не занимался. Их рыночная стоимость четко неизвестна, но что можно утверждать наверняка, речь идет об очень значительной сумме — как с макроэкономической точки зрения, так и с точки зрения выплаты компенсации вкладчикам.

Сегодня зарегистрировано 32 биржи, которые имеют право продавать активы ликвидируемых банков, из них реально работает только часть, и мало кто из них имеет техническую способность качественно проводить торги. При этом механизм распределения активов между ними вызывает критику участников — ведь вместо того, чтобы все биржи имели доступ к активам и возможность привести покупателя, каждые торги происходят на одном “огражденной площадке”. Около 75% этих активов — финансовые, т. е. права требования — собственно, кредитные портфели банков. А среди оставшихся 25% есть все что угодно — от автомобилей и недвижимости до картин, монет и так далее.

Хочу подчеркнуть, что это не будет еще одна система ProZorro. Это будет совершенно новая, отдельная, автономная система. Она будет иметь собственную базу данных, которую будет контролировать Фонд, собственные процедуры и механизмы. Да, ключевые параметры процедур хорошо накладываются на архитектуру ProZorro. По сути мы делаем похожую систему, но наизнанку: она будет ориентирована не на закупки, а на продажу. Но ключевые принципы ее будут такими же, как в ProZorro. Что это означает?

Во-первых, она также будет гибридной, то есть будет иметь центральную базу данных и присоединенные к ней площадки (биржи). Как и в ProZorro, государство контролирует сохранность всех данных в системе, обеспечивает защиту от вмешательства. А площадки, в свою очередь, предоставляют сервис заказчикам (в этом случае, администрациям ликвидируемых банков) и покупателям. Во-вторых, ключевой процедурой в системе также будет аукцион, но обратный — на повышение цены. Других процедур не предполагается, то же построение системы будет несколько проще, чем в ProZorro, где есть неценовые параметры. И в-третьих, созданием новой системы будет заниматься та же команда разработчиков, а сама система будет также программным обеспечением с открытым кодом, которое будет бесплатно и без каких-либо роялти передано государству.

Финансовая модель, которая существует сейчас во время продажи активов ликвидируемых банков, останется неизменной. В качестве вознаграждения площадка (биржа), которая привела покупателя, получит долю от конечной стоимости актива. При этом ликвидаторы и покупатели могут сами свободно выбрать площадку с лучшим сервисом и интерфейсом. Все площадки — и новые, и старые — находятся в равных стартовых условиях. Кроме уже существующих игроков (среди которых, например, СЕТАМ и две американские биржи, которые зарегистрировались в прошлом месяце) свою заинтересованность проектом высказали торговые площадки, которые уже работают с ProZorro.

Главное отличие новой системы, кроме ориентации на повышение цены, исходит из самой сущности лотов. Как я уже отметил, большая часть из них — финансовые обязательства, а перекупить их по закону имеют право только компании, имеющие соответствующую лицензию. Кроме того, банковская тайна накладывает определенные ограничения на раскрытие информации относительно лотов. Есть также вопросы оценки лотов, вопросы оформления гарантийных взносов и еще много других организационных вопросов, которые мы должны решить.

Финансирование нового проекта, как и в случае с ProZorro, будет происходить без привлечения средств госбюджета, а при поддержке международных доноров. Мы уже получили от них предварительное согласие поддержать проект. И еще одна важная новость: мы выбрали руководителя проекта — им стал Андрей Мотовиловец, который занимался реформированием закупок в Мининфраструктуры и очень хорошо знает, как работает система ProZorro.

Таким образом у нас есть образец успешной системы ProZorro, есть понимание главных принципов и процедур, есть команда разработчиков, есть руководитель проекта и есть поддержка доноров. Условия достаточно благоприятные, поэтому мы планируем выставить первые небольшие лоты на торги уже 1 августа. Пилотирование новой системы также будет проходить в знакомом нам режиме: к пилоту смогут присоединиться все желающие площадки, которые будут отвечать критериям функциональности и безопасности.

Сейчас проект активно развивается, как в направлении правового оформления, создании технической базы, так и в направлении разработки процедур, привлечении площадок и тому подобное. Так что, следите за новостями.

Максим НЕФЬОДОВ, заместитель министра экономического развития и торговли Украины

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.