Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Приватизация-2014: под знаком россиян и Фирташа

[17:50 29 января 2014 года ] [ Економічна правда, 29 января 2014 ]

На днях Фонд госимущества объявил, что планирует продать крупные пакеты нескольких украинских заводов.

В частности, на торги будут выставлены акции ПАО “Одесский припортовый завод” — ОПЗ, доля государства 99,5667%, ОАО “Турбоатом”, 75,2241%, ПАО “Азовмаш”, 50%, и ПАО “Сумыхимпром”, 99,9952%.

Для приватизации ОПЗ, “Турбоатома” и “Азовмаша” необходимо получить разрешение правительства.

Также “Турбоатому” нужно привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона об акционерных обществах.

Если ФГИ продаст эти компании и ряд энергокомпаний по намеченным высоким ценам, выполнение плана приватизации на 2014 год в размере 18,2 млрд грн или 2,2 млрд дол не будет выглядеть нереально завышенной целью, говорит руководитель аналитического департамента Dragon Capital Андрей Беспятов.

“По сути, эти компании, кроме “Азовмаша”, являются одними из последних оставшихся в собственности государства привлекательных для инвесторов промышленных активов. Исключение — стратегические предприятия, например, атомные электростанции или “Нафтогаз Украины”, — отмечает эксперт.

Привлекательность “Азовмаша” убил Иванющенко

Меньше всего денег от приватизации государство выручит акции “Азовмаша”. Группа “Азовмаш” — “Азовмашинвест холдинг” — один из крупнейших машиностроительных комплексов Украины, который производит железнодорожные грузовые вагоны и платформы, металлургическое, горнорудное, крановое оборудование и другие машины.

Основной доход предприятию приносят вагоны. В 2012 году “Азовмаш” изготовил их около 16 тыс. Старший аналитик инвесткомпании “Арт-капитал” Алексей Андрейченко прогнозирует, что за 2013 года предприятие отчитается о 35-процентном снижении производства — выпустит 10 тыс вагонов.

“В таком случае выручка основного производственного актива группы — “Азовобщемаша” — сократится на 33% до 7,1 млрд грн”, — говорит эксперт.

Сокращение производства и выручки произошло из-за административных ограничений, которые применила Россия к поставкам украинской продукции.

Осенью Россия запретила импорт вагонов из Украины. 15 октября госпредприятие “Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте” — РСФЖТ — отозвало сертификат на крытые вагоны, полувагоны и некоторые типы цистерн “Азовобщемаша”. Под запрет попало 32% продукции мариупольцев.

Завод пострадал меньше других украинских вагоностроительных предприятий, поскольку в основном производит цистерны — востребованную в РФ продукцию.

Ожидается, что после подписания пакета документов между Москвой и Киевом в декабре 2013 года поставки вагонов в РФ вырастут. Российское правительство обещало возобновить действие сертификатов на поставку в РФ вагонов. Сейчас на сайте РСФЖТ все сертификации “Азовобщемаша” значатся как действующие.

Завод также производит машиностроительное оборудование для металлургии. В 2013 году группа “Азовмаш” выпустила 12 тыс тонн продукции тяжелого машиностроения — в 1,9 раза больше, чем в 2012 году. Оборудование покупали “Метинвест”, российская “Северсталь”, индийский Бокарский меткомбинат.

Несмотря на хорошие производственные и финансовые показатели, госпакет акций не привлекателен для инвесторов. “Пакет акций “Азовмаша” — по большей части пустышка, его стоимость невелика”, — говорит Беспятов.

В 2011 году президент мариупольского завода Александр Савчук признал, что часть акций предприятия принадлежит семье народного депутата Украины от Партии регионов Юрия Иванющенко.

“Семья народного депутата Юрия Иванющенко является акционером. Сколько, кому и как — это, честно говоря, не мое дело. Долю акций Иванющенко я не знаю”, — заявил Савчук во время пресс-конференции.

Партнеры — Савчук и Иванющенко — в 2011 году провели ряд допэмиссий, вследствие чего государственная доля в предприятиях холдинга размылась. Как отмечает Андрейченко, сейчас ПАО “Азовмаш” владеет 2% “Мариупольтяжмаш”, 8% “Мариупольского термического завода” и 6% ГСКТИ.

Стоимость этих активов незначительна в сравнении с основным машиностроительным предприятием — “Азовобщемашем”.

“ПАО “Азовмаш” владеет 26% “Азовобщемаша”. Это может быть оценено 30-35 млн долл, если прибыль не будет выводиться из предприятия”, — говорит эксперт.

Если госпакет купит стороннее лицо, которое не имеет доли в “Азовмашинвест холдинге”, то новый владелец рискует остаться без дивидендов, уточняет Андрейченко.

По его словам, прибыль может оседать на торговых фирмах и на “Азовэлектростали”. Владельцы холдинга практикуют это уже несколько лет.

“Кроме того, есть возможность перевести производство на “Мариупольтяжмаш”, так как “Азовобщемаш” сегодня фактически использует производственные мощности последнего и платит за это аренду. И тогда владельцы “Азовмаша” будут лишены участия в распределении прибыли”, — отмечает аналитик.

Таким образом, за предприятие, выручка которого в 2012 году составила 12 млрд грн, государство ничего не получит. Даже если конкурс организуют, структуры, контролирующие завод, могут спокойно его проигнорировать.

Структура собственности машиностроительного холдинга Иванющенко


Источник: инвестиционная компания “Арт-капитал”

“Сумыхимпром” застолбил Фирташ

Украинский олигарх Дмитрий Фирташ строит сразу две империи — химическую и титановую, а “Сумыхимпром” занимает видное место в обеих.

Помимо выпуска минудобрений, для чего нужно немало газа, предприятие производит двуокись титана — краситель, применяемый во многих индустриях.

Попытка ФГИ в июле 2013 года продать на фондовой бирже 5% акций ПАО “Сумыхимпром” при стартовой цене 22 млн грн или 2,7 млн долл провалилась.

Инвесторов отпугнули не финпоказатели — в 2012 году завод увеличил чистый убыток по УСБУ в 80,5 раза до 210 млн грн при чистом доходе 3 млрд грн. Его привлекательность снижают крупные долги. Кредиторская задолженность предприятия с учетом обязательств перед банками составляет 1,39 млрд грн.

Большая сумма долга образовалась не случайно — так Фирташ, который привел на предприятие своих менеджеров, отваживает конкурентов. Как считают аналитики, большую часть долга контролируют структуры бизнесмена, задействованные в поставках на завод газа и сырья, а также в торговле продукцией.

По подсчетам главы ФГИ Александра Рябченко, после реализации госпакета в казну может поступить 0,5 млрд грн: стартовая цена пакета 406 млн грн плюс 105-110 млн грн в виде погашения долга перед государственным бюджетом.

Причем эти суммы госбюджет мог бы получить еще в 2013 году, однако конкурс по неизвестным причинам несколько раз переносился. В конце 2013 года пресс-служба Group DF заявила ЭП, что рассчитывает на скорое проведение торгов.

Если они все же не состоятся, то структуры Фирташа могут приступить к проектированию нового аналогичного предприятия в другом регионе страны.

Тогда сумской завод может закрыться. Предприятие уже два года находится в процедуре санации, которой руководит председатель правления “Сумыхимпром” Игорь Лазакович — бывший топ-менеджер из холдинга Ostchem.

Приватизационным планам Group DF никак не повредит и недавнее заявление “Газпрома” о том, что трейдеру Osthem Фирташа газ поставляться не будет. В украинских подземных хранилищах компания имеет 7 млрд куб м топлива. Из них 5 млрд куб м куплено осенью по льготной цене — 260 долл за тыс куб м.

Этот объем позволяет снабжать все подконтрольные Фирташу химические предприятия при условии загрузки производственных мощностей на 80%.

Одесский припортовый разыграют

Фирташ считался наиболее вероятным претендентом на покупку Одесского припортового завода.

“Приватизацию ОПЗ, одного из крупнейших производителей азотных удобрений, несколько лет назад почти за 0,6 млрд долл отменили. Сейчас покупателем может стать Group DF, владеющая четырьмя из шести украинских производителей азотных удобрений и рядом подобных объектов за рубежом”, — говорит Беспятов.

Около 90% продукции завода экспортируется. Его главное преимущество — перевалочные мощности, предназначенные для приема и перегрузки в морские суда аммиака других предприятий Украины и России.

Завод имеет единственный в стране терминал по перевалке аммиака мощностью 4,7 млн тонн в год и крупнейшее в Европе хранилище емкостью 120 тыс тонн. Возможности Одесского припортового завода оцениваются высоко. В ходе попыток приватизации прошлых лет назывались суммы 8-9 млрд грн.

В 2013 году оценка ФГИ была гораздо скромнее — 5-7 млрд грн. Под вопросом и эта сумма. В 2012 году завод показал 122,472 млн грн убытка, хотя по итогам 2011 года его чистая прибыль составляла 336,1 млн грн.

За девять месяцев 2013 года, по данным “Ведомостей приватизации”, убыток предприятия увеличился в 6,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 606,204 млн грн.

Убытки прежде финансово успешного завода объясняются высокой стоимостью газа, который поставляется на предприятие по цене 467 долл за тыс куб м. Этот ресурс завод получает от структур Фирташа.

Конкуренты у Фирташа знатные. На ОПЗ аммиак идет по аммиакопроводу “Тольятти — Горловка — Одесса”, который соединяет завод с российскими “Тольяттиазотом” и “Минудобрениями”, а также с украинским “Стиролом”.

Общая протяженность трубопровода — 2 417 км, в том числе от Тольятти до Одессы — 2 203 км, из них 1 397 км — по территории России. Значит, для российской промышленности завод имеет стратегическое значение.

Летом 2013 года посол России в Украине Михаил Зурабов заявил: “Мы обратили внимание на объявление о продаже “Турбоатома” и ОПЗ. У российской стороны есть заинтересованность участвовать в конкурсе. Но я думаю, что украинские партнеры не готовы к тому, что российская сторона целиком приобретет эти предприятия. Возможно, будет создан некий консорциум”.

При попытке приватизации предприятия в 2009 году в конкурсе участвовало ООО “Азот-сервис”. Оно входит в состав “Сибур-холдинга”, который контролируется российскими “Газпромом”, Газпромбанком и пенсионным фондом “Газфонд”.

Тогда российская компания не была фаворитом украинского правительства. Однако после декабрьских договоренностей украинских и российских властей изменилось многое: Киев получил приемлемую цену на газ и 15 млрд долл кредита. Это обязывает к ответным шагам.

Вероятно, в новом тендере газпромовские структуры смогут отвечать возможным требованиям по поставке газа на предприятие. Они не стеснены и в деньгах — чтобы поторговаться с конкурентами и выплатить долги предприятия.

Единственное, что требуется и газпромовским структурам, и структурам Фирташа, — предварительные политические договоренности с украинскими властями.

Россияне просят “Турбоатом”

Не впервые руководство ФГИ заводит речь о выставлении на торги 75,22% “Турбоатома”. Это успешное предприятие поставляет уникальное оборудование для электростанций в СНГ, Грузии, Финляндии, Индии, на Кубе.

“Загрузка предприятия обеспечивается износом генерирующих мощностей в СНГ, началом либерализации рынка генерации в России и приватизацией генерирующих мощностей в Украине”, — конкретизирует Андрейченко.

В январе-сентябре 2013 года “Турбоатом” получил чистую прибыль по МСФО в размере 399,6 млн грн, что на 68,2% больше, чем за тот же период 2012 года. Чистый доход увеличился на 31,7% до 1 279,7 млн грн.

“Турбоатом, крупнейший в СНГ производитель турбинного оборудования, вероятно, станет привлекательным объектом для российских компаний, поскольку экспортирует основную часть своей продукции в Россию”, — говорит Беспятов.

ФГИ оценил стоимость завода 0,8 млрд долл, в то время как его текущая рыночная капитализация составляет менее 0,2 млрд долл, добавил эксперт.

Среди возможных покупателей машиностроительного завода называют бизнесмена Константина Григоришина. Около 15% акций распределены между предприятиями, связанными с его корпорацией “Энергетический стандарт”.

Григоришин через кипрскую компанию Linfot Limited не раз пытался взять предприятие под контроль, чему противостоял Виктор Субботин, возглавляющий завод с 2007 года. “В случае покупки госпакета Григоришин сможет объединить несколько успешных предприятий и выйти на IPO”, — говорит Андрейченко.

По его словам, бизнесмену подконтрольны Сумское НПО имени Фрунзе, которое специализируется на выпуске оборудования для нефтяной, газовой, атомной и химической промышленности, и крупнейший производитель трансформаторов в Восточной Европе “Запорожтрансформатор”.

В борьбу за “Турбоатом” вступит и “Росатом”. Его руководитель Сергей Кириенко не раз говорил о готовности инвестировать в украинское предприятие.

Кириенко отмечал, что в случае покупки харьковский завод вольется в структуру “Атомэнергомаша” — группу из 30 российских и зарубежных компаний, производящих и монтирующих оборудование для АЭС и ТЭС, а также для предприятий газовой и нефтехимической промышленности.

Виктория ПОДОЛЯНЕЦ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2015-12-03 15:11:37] [ Аноним с адреса 188.143.234.* ]

Surrpising to think of something like that http://kvlnaiwd.com [url=http://aywcxutyadg.com]aywcxutyadg[/url] [link=http://eiukes.com]eiukes[/link]

[2015-11-29 05:00:46] [ Аноним с адреса 221.178.182.* ]

Me and this article, sitting in a tree, L-RN--E-NAI---G!

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.