Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Pravila_igri_CHinovniki_KNR_protiv_budushchego.html?print

Правила игры: Чиновники КНР против будущего

Ведомости, №6, 18 января 2010. Опубликовано 16:27 18 января 2010 года
Главная бизнес-новость прошлой недели в мире — громкое заявление Google о том, что, если китайское правительство не изменит своей политике цензуры в интернете, компания свернет деятельность в Китае.

На днях мне написал американский соавтор Скотт Гельбах из Висконсинского университета. Он попробовал ввести название нашей совместной статьи вместе с нашими фамилиями в два поисковика — Google и Baidu и получил интересный результат. Google нашел десятки ссылок (как это часто бывает у академических ученых, разные версии статьи разбросаны повсюду в интернете), а Baidu — только одну, причем не саму статью, а упоминание о ней. Секрет, конечно, в том, что Baidu — поисковик, контролируемый китайским правительством, а статья наша называется Government Control of Media. В статье содержится теория и небольшая эмпирическая иллюстрация этой теории, никак не связанная с Китаем. Просто комбинация слов “правительство” и “пресса” — табу для китайского поисковика.

Скотт не случайно отправился сравнивать поисковики. Главная бизнес-новость прошлой недели в мире — громкое заявление Google о том, что, если китайское правительство не изменит своей политике цензуры в интернете, компания свернет деятельность в Китае. Дело не в том, что для Google важны принципы свободы слова и печати. Конечно, у компании есть неофициальный лозунг — Don't Be Evil (“Не делай зла”). Но в данном случае компания не руководствовалась никакими соображениями, кроме чисто коммерческих. Уступка китайскому правительству в 2006 г. — Google согласился на частичную цензуру результатов поиска — сказалась на имидже компании в остальной части планеты, но китайский рынок так велик (300 000 пользователей интернета), что игра стоила свеч.

Однако небольших уступок оказалось недостаточно. В середине декабря, по словам представителей фирмы, произошла серия хакерских атак на сайты Google и других компаний, целью которых были почтовые ящики активистов правозащитных организаций. В заявлении Google не говорится прямо, но намек ясен: за хакерами стоит китайское правительство. Можно представить, насколько пессимистично смотрит Google, одна из самых динамично развивающихся компаний последних лет, на возможности будущей работы в Китае, если выход из бизнеса (у Google China чуть меньше 30% рынка) выглядит возможной стратегией.

Кто же выиграет — Google или китайское правительство? На стороне Google — развитие технологий (цензура в мире быстро меняющихся технологий — сложное и дорогое дело) и желание миллионов китайцев пользоваться самыми современными сервисами (в Китае запрещены Twitter, LiveJournal и YouTube) и получать самую точную, нефильтрованную информацию. На стороне правительства — огромные ресурсы, многолетний опыт борьбы с независимой прессой и понимание того, что свободно распространяемая информация — угроза коммунистической диктатуре. Не первый случай, когда борцы за прибыль оказываются лучшими защитниками свободы, чем самые убежденные идеалисты.

Константин СОНИН, профессор Школы бизнеса Келлог Северо-Западного университета США и Российской экономической школы