Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Последний взмах украинских крыльев

[11:21 14 января 2013 года ] [ Эксперт, 9 января 2013 ]

Одна из крупнейших авиакомпаний Украины, контролирующая треть местного рынка пассажирских авиаперевозок, — “Аэросвит” — инициировала процедуру собственного банкротства.

Соответствующее заявление руководство авиакомпании уже подало в Хозяйственный суд Киевской области. Из этого документа следует, что долги “Аэроcвита” почти в три раза превышают ее активы. По данным самой авиакомпании, уже к началу четвертого квартала 2012 года ее суммарная задолженность превышала 4,27 млрд гривен (около 533 млн долларов), тогда как балансовая стоимость ее активов составляла всего около 1,46 млрд гривен (или чуть более 180 млн долларов). С тех пор задолженность авиакомпании только увеличилась, а стоимость активов, наоборот, сократилась. В заявлении “Аэросвита”, поданном в суд, прямо говорится, что авиакомпания не имеет возможности одновременно заплатить долги всем своим кредиторам, а удовлетворение требований одного или нескольких из них приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами.

Хозяйственный суд этим доводам внял и ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Параллельно с этим судебные власти приняли решение ввести процедуру распоряжения имуществом должника и назначить арбитражного управляющего. Им стал Леонид Талан — человек весьма близкий к одному из крупнейших акционеров “Аэросвита” и совладельцу группы “Приват”, предпринимателю-миллиардеру Игорю Коломойскому. Именно Талану предстоит провести инвентаризацию активов “Аэросвита” и ответить на вопрос, сможет ли компания восстановить свою платежеспособность или же ее необходимо будет ликвидировать. Свой отчет арбитражный управляющий должен представить к следующему судебному заседанию, которое назначено на 23 января.

Всем должны, никуда не летим

То, что “Аэросвит” испытывает серьезные финансовые трудности, впервые стало известно в самый разгар зимнего сезона. Еще 5 декабря руководство Международного аэропорта Шереметьево, которому “Аэросвит” задолжал за обслуживание 95 млн рублей, распространило заявление, в котором предупредило своих коллег, что уже с 11-го числа аэропорт намерен прекратить оказывать услуги украинской авиакомпании. Помимо Шереметьево “Аэросвит” выполнял рейсы и в московский аэропорт Внуково, которому задолжал 29 млн рублей. Но от полетов во Внуково “Аэросвит” отказался добровольно уже с 7 декабря, задолженность при этом не погасив. Что же касается Шереметьево, то авиакомпания утверждала, что график платежей аэропорту был нарушен в связи с “задержкой поступления средств на счета компании в сезон низкого спроса”. При этом руководство “Аэросвита” уверяло, что с Шереметьево ведутся конструктивные переговоры по реструктуризации задолженности. Но тут неожиданно для всех выяснилось, что “Аэросвит” не только не платит вовремя московским аэропортам, но также аэропорту Калининграда, Минска, Варшавы, и многим другим, включая свой базовый аэропорт — Борисполь. Более того, “Аэросвит” систематически не платит за аэронавигационное обслуживание в тех странах, куда лайнеры авиакомпании совершают рейсы. По данным Росавиации, к началу декабря задолженность украинской авиакомпании за аэронавигационное обслуживание на трассах в Россию превысила 1 млн долларов и еще около 180 тыс. долларов “Аэросвит” задолжал за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома. В связи с этим 10 декабря Росавиация приняла решение прекратить обслуживание всех рейсов “Аэросвита” в Россию. “Вся ответственность перед пассажирами, которые приобрели билеты на рейсы “Аэросвита”, возлагается на руководство авиакомпании. В случае оплаты просроченной задолженности со стороны авиакомпании Росавиация готова отменить введенные ограничения в день получения информации о перечислении денежных средств на счета ФГУП “Госкорпорация по организации воздушного движения””, — говорилось в заявлении ведомства. В результате “Аэросвит” все-таки погасил долги за аэронавигационное обслуживание в России и часть своей задолженности перед аэропортом Шереметьево, после чего уже 14 декабря возобновил регулярные рейсы в Москву. Серьезных проблем у клиентов “Аэросвита” из-за этой истории не возникло. Напомним, что “Аэросвит” выполняет четыре ежедневных рейса из Киева в Москву и по два рейса в российскую столицу из Днепропетровска. При этом часть рейсов выполняется по код-шеринговым соглашениям с “Аэрофлотом”. Так что после возникновения неурядиц эти пассажиры без проблем могли сдать свои билеты и пересесть на рейсы национального авиаперевозчика России.

А вот пассажирам “Аэросвита” в других странах повезло меньше. Уже 4 января, когда стало известно об обращении украинской авиакомпании с заявлением в суд о своем банкротстве, ее рейсы прекратил обслуживать киевский аэропорт Борисполь, ссылаясь на нарушение финансовой дисциплины. Этот аэропорт уже давно в отношениях с “Аэросвитом” перешел на систему предоплаты, но так как авиакомпания по-прежнему не платила, аэропорт отказался обслуживать рейс Киев—Копенгаген, который должен был вылететь 4 января. Эту ситуацию удалось разрешить только после того, как “Аэросвит” заплатил за обслуживание рейса и предоставил гарантийное письмо об оплате услуг на следующие дни. А вот рейс из Варшавы в Киев по этой же причине был отменен. На него зарегистрировались 30 человек. Но большая часть из них вынуждена была добираться в столицу Украины самостоятельно. Дело в том, что лайнер Boeing 737, эксплуатирующийся “Аэросвитом”, был арестован в аэропорту Шопена за долги. Кстати точно такая же участь постигла и другой самолет Boeing 737 этой авиакомпании в Тель-Авиве. На него был наложен арест по требованию лизинговой компании ILFC.

Наконец, 7 января стало известно, что “Аэросвит” отменил еще как минимум восемь международных рейсов и два внутренних. В результате несколько сотен человек из Афин, Тель-Авива, Копенгагена, Кишинева, Варшавы и ряда других городов так и не смогли попасть в Киев. И очень похоже, что эта ситуация в ближайшее время только ухудшится. Так, например, польская авиакомпания LOT и белорусская “Белавиа”, имевшие код-шеринговые соглашения (о взаимном признании авиабилетов на рейсы) с “Аэросвитом”, их разорвали. “К сожалению, наш украинский партнер подал заявление о банкротстве. В этой ситуации мы не можем подвергать риску пассажиров, продавая свои места на рейсы, выполнение которых срывается”, — заявил официальный представитель “Белавиа”.

В самом “Аэросвите” сложившуюся ситуацию комментируют весьма скупо. “Менеджмент авиакомпании продолжает функционировать в прежнем составе, все процедуры обеспечения операционной деятельности выполняются в полном объеме. Запланированная санация авиакомпании является частью реформирования, начатого с целью восстановления ее операционной эффективности и повышения доходности”, — говорится в сообщении “Аэросвита”. Но уже сейчас ясно, что сохранить авиакомпанию, по крайней мере, в ее нынешнем виде, уже не удастся.

Слишком быстрый рост

Несмотря на то что “Аэросвит” был создан почти 18 лет назад и является старейшей авиакомпанией Украины, у него так и не появилось внятной стратегии развития. Все эти годы авиакомпания, по сути, копировала отдельные, иногда весьма успешные бизнес-решения то “Аэрофлота”, то “Люфтганзы”, то кого-то еще. Но в отличие от национальных авиакомпаний России и Германии не смогла обеспечить себе главное — постоянно растущую подпитку высокодоходных пассажиров с местных линий, которые впоследствии пользовались бы ее межконтинентальными рейсами. Вместо этого “Аэросвит” ввязался в борьбу сначала со своим главным конкурентом — “Международными авиалиниями Украины” (МАУ), а затем и с дискаунтерами типа Wizz Air, Air Onix и другими, которые после либерализации воздушного законодательства на Украине получили право выполнять в Европу по-настоящему дешевые рейсы. В результате только в 2011 году “Аэросвит” увеличил чистый убыток почти в 3,3 раза по сравнению с 2010 годом, до 1,45 млрд гривен. А последний раз “Аэросвит” был прибыльным в далеком 2007 году. Но руководство авиакомпании это не смущало. И можно догадаться почему. В том же 2011 году пассажиропоток “Аэросвита” вырос на 63%, до 2,8 млн человек. Впереди был чемпионат Европы по футболу и грандиозные планы обновления парка. Авиакомпания заказала 11 новых лайнеров Boeing 737-800 Next Generation с салоном Sky Interior, обеспечивающим пассажирам высший в своем классе уровень комфорта, и обзавелась восемью дальнемагистральными лайнерами Boeing 767 для полетов в США, Индию, Китай и проч.

Но использовать эти лайнеры так же эффективно, как, например, “Люфтганза”, “Аэросвит” не смог. При сопоставимых расходах на обслуживание дальнемагистральных самолетов процент загрузки кресел на рейсах из Украины оказался значительно меньше, чем, например, из Франкфурта (всего около 72% против 95%). Есть и еще один важный момент. От сотрудничества с “Аэросвитом” отказался крупный туроператор TEZ Tour, пассажиропоток которого отошел к “Международным авиалиниям Украины”. Эта авиакомпания не только перетянула на себя традиционных туристов, летающих в Турцию, но и смогла довольно эффективно освоить новые направления, в частности в Ниццу, Абу-Даби и проч. В результате уже летом прошлого года на украинском рынке авиаперевозок сменился лидер. По итогам первых восьми месяцев “Международные авиалинии Украины” впервые за десять лет стали первой авиакомпанией страны. В общей сложности МАУ перевезла более 1 млн пассажиров, то есть почти на 26 тыс. человек больше, чем “Аэросвит”.

По словам сопредседателя наблюдательного совета “Аэросвита” Григория Гуртового, главная задача его компании — сбалансировать свой бизнес, сделать его безубыточным. По его словам, для этого “Аэросвит” продолжит совершенствовать свою структуру, сокращать лишних сотрудников, передавая часть функций на аутсорсинг. При этом, как говорит Гуртовой, компании неизбежно придется сокращать удельные операционные расходы. Собственно, это уже происходит. Как стало известно “Эксперту”, “Аэросвит” уже начал передачу рейсов, на которых компания была единственным украинским перевозчиком, своему главному конкуренту — МАУ. Об этом свидетельствуют и произошедшие изменения в системах глобального бронирования. В частности, теперь рейсы из Киева в Прагу, Варшаву, Афины, Ларнаку, Тель-Авив, Ереван и Баку фактически будет выполнять МАУ, тогда как “Аэросвит” займется, скорее всего, агентскими функциями по продаже билетов.

Алексей ХАЗБИЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.