Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Половина пятого. У Порошенко — экватор срока на посту

[16:46 27 декабря 2016 года ] [ Українська правда. Блог Сергія Лещенка ]

На экваторе президентского срока Петр Порошенко так и не определился, чего хочет: попасть в учебники истории как успешный лидер страны или войти в рейтинги Forbes как самый быстрорастущий олигарх.

Полсрока пятого президента Украины пролетели, как один день. Казалось, еще вчера во время торжественного приема в Мыстецьком арсенале он поднимал бокал за свою победу. А сегодня хронометр уже безжалостно отсчитывает дни, оставшиеся до конца его каденции.

Во время инаугурации мне встретился экс-премьер Валерий Пустовойтенко, руководивший Кабмином в 1997-1999 годах. Как раз в то время начиналась политическая карьера винницкого бизнесмена Петра Порошенко. Речь зашла о его первом избрании депутатом, когда Порошенко с перевесом в 56 голосов попал по мажоритарке в Раду по Виннице. “Он вошел в СДПУ (о), потому что бизнес всегда находится в зависимости от власти”, — вспоминал Пустовойтенко.

“То есть Порошенко ушел в политику, чтобы помогать бизнесу?” — переспросил я. “Ну конечно”, — ответил экс-премьер.

Тот разговор оказался вещим — половина президентского срока Порошенко прошла в непрерывном конфликте интересов, который он для себя так и не разрешил. Кто он — политик или бизнесмен? К чему стремится — попасть в учебники истории как самый успешный президент или в рейтинги Forbes как самый быстрорастущий олигарх? Он хочет и то и другое, но так не бывает.

Объявленная весной 2015‑го деолигархизация закончилась сговором с членами клуба, а борьба с кланами — созданием собственного, где роли распределяются согласно пропускам на четвертый этаж Администрации президента: Игорь Кононенко отвечает за госпредприятия, Александр Грановский — за силовиков и суды, Олег Гладковский — за военный заказ, Макар Пасенюк — за легализацию денег через покупку активов, ценные бумаги и зарубежные юрисдикции.

Эти два с половиной года были не только негативом. На первую половину каденции Порошенко выпало начало работы новых антикоррупционных органов, запуск электронных деклараций, реформа Нафтогаза и старт ProZorro. Правда, все это произошло не благодаря, а вопреки — без давления западных доноров эти реформы заглохли бы на полпути, как произошло с госслужбой или судами.

Он сконцентрировал в руках контроль над органами, которые должны быть независимы: Конституционный суд на крючке Банковой по уголовному делу об узурпации власти Януковичем, Центральная избирательная комиссия просрочена на два с половиной года. Кум — во главе Генпрокуратуры. Личный финансовый консультант — во главе Нацбанка. Бывший менеджер Roshen — глава Нацкомиссии по энергетике и коммунальным услугам.

Люди с кармой реформаторов стройными рядами оставляют власть, при этом происходит наступление на политиков и активистов, борющихся с коррупцией. Реформы налоговой и таможни закончились провалом. Порошенко хорошо знает, как деградировала система, но предпочитает сохранять статус-кво. Апогей этого провала — расследование, показавшее: на президентском Пятом канале до сих пор выдают зарплату в конвертах.

Пока в обществе падает поддержка Порошенко, сокращается и его способность проводить реформы. Вряд ли нам удастся добиться фейерверка изменений в течение второй половины его президентства, поэтому следует сосредоточиться на нескольких целях. Первое — поменять закон о выборах. Действующая система позволила Януковичу узурпировать власть, а Порошенко — построить коррупционную вертикаль.

Второе — укрепление новых антикоррупционных органов. НАБУ должно получить право на прослушку и отдельный независимый суд. Конфликт между Антикоррупционным бюро и антикоррупционным прокурором Холодницким нужно прекратить любой ценой, иначе это разрушит соответствующую реформу изнутри. Сложнее с Нацагентством противодействия коррупции, оказавшимся под политическим влиянием властей, — его стоит взять под контроль общественности.

Следует добиться перезагрузки Генеральной прокуратуры и назначения независимого руководителя Государственного бюро расследований, иначе мы получим еще один филиал Администрации президента по обслуживанию политических прихотей своих кураторов.

В условиях парламентско-президентской республики Порошенко должен отказаться от несвойственных ему функций и делегировать их парламенту, чтобы посредством широкого политического диалога именно Рада превратилась в центр принятия политических решений. При этом максимальная вовлеченность гражданского общества может стать единственным барьером от сползания страны в популизм.

Отказ Порошенко от идеи баллотироваться на второй срок мог бы раскрыть перед ним новые возможности для реформ. Это восстановило бы доверие граждан, снизило градус противостояния. Только готовность Порошенко к такому шагу вызывает большие сомнения. А значит — впереди нас ждет борьба за власть, которая после себя камня на камне не оставит.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.