В “Укрзализныце” до сих пор не решена проблема с кондиционерами — больше половины вагонов не оснащены системой охлаждения. Причин две — это техническое состояние вагонов. Второе — отсутствие хладогена (жидкости для заправки кондиционеров), что не позволяет запустить кондиционеры в тех вагонах, где они имеются. Причем вторая проблема происходит не от отсутствия денег, а из-за управленческого бардака на железной дороге.
Жара свыше 30 градусов
С начала летней жары, в Кабмине потребовали от “Укрзализныци” не выпускать на маршрут вагоны, которые не оборудованы кондиционерами. Министр инфраструктуры Владимир Омелян давал поручение такие поезда вообще запретить. Но это поручение ушло в песок.
В жару температура в вагонах могла быть даже выше 30-35 градусов тепла. С учетом того, что во многих поездах даже не открываются окна, ситуация усугубляется еще больше — в поездах становится очень душно.
Обещанные кондиционеры работают не везде. Например, корреспондент “Страны”, проехавшись в фирменном поезде “Киев-Днепр”, стал счастливчиком — там кондиционер работал. Впрочем, и сам поезд в хорошем состоянии — там есть розетки, везде чисто, возле каждого места индивидуальный свет.
А вот в 72 поезде “Киев — Запорожье” кондиционеры не работают. “Ехать нужно около 12 часов, поезд хоть и идет ночью, но нагревается за день и дышать невозможно. Особенно на остановках”, — рассказала “Стране” пассажирка поезда. Не работают кондиционеры и по маршруту “Киев — Ивано-Франковск”.
Хуже всего приходится проводникам, которые в поездах находятся постоянно. “Когда была жара, мы просто задыхались тут, — рассказывает “Стране” проводница поезда “Киев — Запорожье”. О кондиционерах даже не мечтаем, тут хотя бы окно открыть и подышать. Аптечка всегда с собой, некоторым проводницам становилось так плохо, вплоть до потери сознания”.
Кондиционеров не ждите
В “Укрзализнице” честно отвечают, что кондиционерами оснащены меньше половины поездов — 40%. И поставить туда кондиционеры нет никакой возможности — вагоны слишком старые, поясняет “Стране” спикер УЗ Даниил Ваховский.
Но даже и с теми поездами, где есть система охлаждения, все равно проблемы. “Не был доставлен хладоген для заправки”, — говорит Ваховский. По его словам, причина в задержке тендерных процедур и потому хладоген никак не могут доставить. Разрешится ситуация должна в августе, по крайней мере, как говорит Ваховский, “так обещали”. Он также подтвердил, что в день на горячую линию УЗ приходит около полусотни жалоб на жару в поездах. Случаи, когда людям становилось плохо, тоже были, говорит Ваховский. Правда, по его словам, большинство связаны с употреблением алкоголя.
Экс-советник министра инфраструктуры Александр Кава также говорит, что большая часть железнодорожного транспорта не была рассчитана под установку там систем кондиционирования. “И остается два варианта — либо модернизировать вагоны, либо обновлять парк, — говорит “Стране” Кава. — Но все это требует огромных вложений, которых у “Укрзализныци” сейчас нет”. По его словам, проблему смогут решить только дотации государства. Или же повышение тарифов на перевозки — в три раза минимум.
Руководитель “Укрзализныци” Войцех Бальчун сам признает, что в ведомстве сложилась абсурдная ситуация. “Не должно быть так, что у нас нет запчастей для локомотивов, фреонов для кондиционеров или просто листового железа, потому что у нас не хватает денег или мы не смогли правильно провести тендерные процедуры”, — говорил Бальчун в интервью. По его словам, в УЗ процветает коррупция и она огромных масштабов.
Как рассказывает источник “Страны” в “Укрзализныце”, там в очередной раз планируют уволить начальника департамента пассажирских перевозок. Как утверждает наш собеседник, все проблемы и неразбериха завязаны на нем. “Но он, узнав об этом, резко ушел на больничный. Надеется пересидеть до осени”, — говорит наш источник.
Этого чиновника уже пытались уволить в апреле этого года — после расследований журналистов о “крайне неудовлетворительной ситуации по организации работы в пассажирском секторе железнодорожного транспорта”. Но на сайте УЗ он до сих пор числится начальником пассажирского департамента.
Юлиана СКИБИЦКАЯ