Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Почему в Украине нет качественного бензина

[07:55 01 ноября 2010 года ] [ Комментарии, №41, 29 октября 2010 ]

“Серый” рынок нефтепродуктов в стране приобретает легальные черты.

Уже через два месяца в Украине планируется ввести новые стандарты качества топлива

Но это ужесточение требований отнюдь не означает, что вскоре отечественные автолюбители смогут потреблять лишь добротный нефтепродукт. Скорее наоборот: за последние месяцы трейдеры научились легально ввозить в Украину “освобожденное от налогов” топливо, качество которого государство не контролирует вообще.

На прошлой неделе Госкомитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) подтвердил намерение Украины перейти с 1 января 2011 года на стандарты производства нефтепродуктов, соответствующие требованиям Евро-4 и Евро-5. “Для этого (перехода на новые стандарты. — Авт.) украинским нефтеперерабатывающим заводам было отведено три года. Нужно понимать, что переходный период не может длиться бесконечно”, — сообщил директор департамента стандартизации и метрологии Госпотребстандарта Украины Андрей Нелепов. За этот промежуток времени модернизировать свои мощности смогли лишь три из шести нефтеперерабатывающих завода страны: Кременчугский (принадлежит ПАО “Укртатнафта” Игоря Коломойского), Лисичанский (ЗАО “ЛИНИК” Виктора Вексельберга) и Одесский (ПАО “Лукойл-Одесский НПЗ” Вагита Алекперова).

Таким образом, переработчики, продукт которых не соответствует требованиям Евро-4 и Евро-5, будут вынуждены с 1 января 2011 года попросту остановиться. Такая судьба ожидает три остальных НПЗ: Дрогобычский и Надворнянский (контролируются вышеупомянутым “Приватом”), а также Херсонский, который входит в сферу влияния группы “Континиум” Игоря Еремеева.

По идее такой расклад должен сыграть на руку отечественным автомобилистам. В первую очередь потому, что ужесточение стандартов качества топлива по умолчанию означает сокращение низкокачественных нефтепродуктов на рынке. Но не в наших условиях. Тому есть несколько причин. Во-первых, в Украине до сих пор не существует четкого переходного периода, в течение которого трейдеры обязаны реализовать нефтепродукты, произведенные по старым стандартам и регламентам. Де-факто это означает, что топливо, произведенное (по факту или “по бумагам”) до конца текущего года можно продавать вплоть до окончания его гарантийного срока (для бензинов — это три года, для дизтоплива — пять лет). Во-вторых, в нашей стране напрочь отсутствует государственный контроль за качеством топлива. Подтверждением является то, что в течение последних полутора лет Госпотребстандарт не провел ни одной проверки топлива на автозаправочных станциях. Официальной причиной стало отсутствие у комитета средств на соответствующие проверки. Несколько недель назад в комитете заявили, что намерены возобновить ревизию нефтетрейдеров в четвертом квартале 2010 года, но, судя по тому, что в госбюджете-2010 на эти меры предусмотрено аж 1,8 млн. грн., эти проверки не будут системными.

Безусловно, в следующем году государство может увеличить финансирование Госпотребстандарта. Но даже если комитет завалить бюджетными деньгами, фальсификата, который сейчас занимает около 40% на украинском рынке нефтепродуктов, не станет меньше. Прежде всего потому, что отечественное законодательство обязывает проверяющие органы (включая Госпортебстандарт) уведомлять трейдеров о проверках за десять дней до их проведения. Понятно, что этого времени более чем достаточно, чтобы контрафактное топливо исчезло с проверяемой АЗС.

Следует учитывать и то, что переход Украины на стандарты Евро-4 и Евро-5 касается в первую очередь отечественного нефтепродукта. Однако не следует забывать, что в нашей стране за последние пять лет переработка нефти снизилась в 2 раза — до 11 млн. т/год, в то время как доля импортного нефтепродукта выросла до более чем 3 млн. т/год. По идее в этом нет ничего плохого, ведь импортируемое в страну литовское, румынское и белорусское топливо на несколько порядков качественнее нашего. Но даже в случае приобретения этого горючего у украинских автолюбителей нет гарантии покупки качественного продукта. Ведь нефтепродукт каждой марки необходимо хранить в отдельных резервуарах, а на заправках они очень часто смешиваются. И автомобильные бензины повышенного качества не исключение, ведь они получаются путем компаундирования импортного топлива с моющими присадками (например, Keropur DP-604 С, Keropur 3458 IV) и красителями (к примеру, Sudan Green 985L), меняющими цвет бензина.

Пару месяцев назад к этим проблемам добавилась еще одна: в Украину начало активно поставляться топливо по “оригинальным” схемам. Самый яркий пример — компания “Ливела”, которая, пользуясь положениями Закона “Об иностранном инвестировании”, завозит в страну нефтепродукты без оплаты акциза и НДС. Кстати, одна из последних таких поставок состоялась на прошлой неделе — 19 октября Одесский порт принял для этой полтавской компании танкер с 20 тыс. т нефтепродуктов. По оценкам экспертов, доля безналогового импорта в сентябре достигла 30% от общего объема ввезенного в страну топлива. Какого качества это топливо и когда государство намерено решать весь этот ворох проблем, остается только догадываться.

Юрий САВЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.