Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Почему Украина не откажется от денег МВФ

[09:06 17 июля 2013 года ] [ LB.ua, 16 июля 2013 ]

В понедельник временный глава египетского Минфина Ашрафа аль-Араби заявил, что страна не нуждается в помощи МВФ.

Деньги египтянам дадут Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. В отличие от МВФ, эти кредиторы не требуют сокращать социальные программы и повышать налоги.

66-летняя пенсионерка из Запорожья Татьяна Ромшина слышала от сына, что МВФ требует от Украины поднять цены на тепло и горячую для населения.

“Мы с мужем живем вдвоем в двухкомнатной квартире, сын женился и живет отдельно в другом городе. Пенсия у меня 1044 гривны и у мужа тоже. За тепло мы платим 313 гривен, а в месяц мы очень мало горячей воды используем — всего один куб и платим за него 15 гривен. В ЖЭКе даже подозревали, что мы как-то счетчик назад отматываем и приходили проверять, но все было в порядке”, — делится пенсионерка.

Зимой она платит 348 гривен в месяц за тепло и горячую воду, а летом всего 15 гривен. Если цены поднимут в два раза, то Татьяна Ромшина или ее супруг будут искать подработку или просить субсидию.

“Да только где в нашем возрасте работу найдешь? Мужа вроде бы обещают куда-то сторожем взять на 1000 гривен зарплаты”, — надеется пенсионерка.

А если тарифы поднимут в три-четыре раза, то прожить зиму без помощи государства пенсионеры не смогут. МВФ в своих рабочих документах пишет, что сейчас украинцы получают тепло и горячую воду по ценам гораздо (в три-пять раз) ниже рыночных. Фонд предлагает повышать тарифы постепенно, год за годом. А бедным платить субсидии на коммунальные услуги.

История вопроса

С 1994 года наша страна постоянно занимает деньги у МВФ. Только за период 2008-2010 годов мы получили $14,43 млрд по двум кредитным программам Фонда. Однако в 2011 году этот живительный ручеек валюты нам внезапно перекрыли.

В 2010 году в Украине появилось новое правительство во главе с Николаем Азаровым. Новый премьер-министр подписал новый договор с МВФ, не желая брать на себя обязательства предшественников.

Деньги не были лишними. В 2010 году дефицит госбюджета превысил 5,5% от ВВП и составил 64 млрд грн (или около $8 млрд). Насколько это серьезно, можно судить по тому, что согласно Маастрихтскому соглашению, ни одна из стран зоны хождения евровалюты не может иметь бюджет с дефицитом больше 3% ВВП.

Перед правительством Украины возник вопрос: где брать недостающие деньги, если Бюджетный кодекс запрещает латать дыры за счет печатания денег Нацбанком? Есть выход: заимствования на внутреннем и на внешнем рынках.

Займы у коммерческих банков под облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) достаточно дороги (7,5-8% годовых в зависимости от срока погашения и валюты). Внешние займы под долговые бумаги также обходятся дорого. В феврале Минфин Украины выпустил евррооблигации на $1 млрд под 7,625% с погашением в 2022 году. Занимать у россиян — тоже не вариант. В 2010 году Украина получила кредит российского ВТБ (позже права требования переданы VTB Capital) на $2 млрд под 6,7% годовых. Для сравнения, МВФ давал деньги Украине под 3,5% годовых (по словам бывшего вице-премьера Сергея Тигипко).

Вот почему 28 июля 2010 года Украина подписала с МВФ новую кредитную программу на сумму около $15,1 млрд сроком на 2,5 года.

На сайте Минфина Украины последние отношения с МВФ описаны таким образом. 2 августа 2010 года Украина получила первый транш по новому соглашению в размере около $1,89 млрд. Из этих денег напрямую в бюджет пошло больше половины суммы — $1,022 млрд. 10 декабря 2010 года был завершен первый пересмотр программы и подписано новое письмо о намерениях. 22 декабря 2010 года Совет Директоров МВФ принял решение о выделении еще $1,5 млрд по программе, из которых $1 млрд снова пошел в бюджет. Это были последние деньги от МВФ, которые получила Украина.

Почему остановились

Всякий кредитор хочет, чтобы должник мог расплатиться. Но МВФ — не обычный кредитор, не коммерческий банк. МВФ называют “кредитором последней надежды”. То есть к Фонду обращаются только в крайнем случае, когда другие источники финансирования уже исчерпаны.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов стран-участниц Фонда. Каждая страна имеет свою квоту, от которой зависит объем кредитования. На США приходится 17,4% квот, на Японию — 6,2%, Геманию — 6,1%, на Британию и Францию — по 5,1%. Доля 25-ти развитых стран составляет 62,8%. Доля Украины — 0,58% или 1,372 млрд СПЗ (специальных прав заимствований, Special Drawing Rights). По сегодняшнему курсу НБУ это около 16,49 млрд грн.

Членство в МВФ позволяет пользоваться дешевыми кредитами. Но чем больше сумма, тем больше обязательств должна взять на себя страна, чтобы получить кредит.

Украина заняла у МВФ почти в семь раз больше своей квоты — свыше 115 млрд грн. Поэтому к ней выдвигаются очень жесткие требования.

МВФ хочет, чтобы деньги не были банально проедены, а помогли сократить дефицит госбюджета, оздоровить экономику. Эти требования были прописаны в тексте соглашения с Фондом. Но обязательства не были выполнены.

“Причиной невыделения средств является невыполнение правительством взятых на себя обязательств, согласованной программы действий”, — говорит Виктор Пинзеник, депутат Верховной Рады от партии УДАР и бывший министр финансов в правительстве Юлии Тимошенко.

Белые пятна бюджета

В прошлом году дефицит госбюджета Украны составил 53,4 млрд грн или 3,8% ВВП. Львиная часть этой суммы — 2% ВВП — дефицит государственного гиганта “Нафтогаз Украины”. Дефицит Пенсионного фонда составляет порядка 1% ВВП, говорит Олег Устенко, директор Международного фонда Блейзера. Бюджетные деньги идут на латание дыр в Пенсионный фонд и в “Нафтогаз”.

Для ликвидации этих дефицитов нужно радикально поднять тарифы на природный газ (а, значит, на горячую воду и отопление) и реформировать пенсионную систему. Пока что депутаты только снизили давление на Пенсионный фонд — повысили пенсионный возраст. Но это сложно назвать реформой, поскольку сама система начисления пенсий почти не изменилась.

Чтобы ликвидировать дефицит бюджета, надо или получать больше доходов (поднимать налоги), или сокращать расходы (сокращать льготы). И то, и другое — непопулярные меры.

Сейчас 24% украинцев живут за чертой бедности (оценка НАН Украины, так называемая относительная бедность, когда сравнивают между собой группы граждан с разным уровнем доходов). Если поднять тарифы и налоги, бедных будет еще больше.

В своих рабочих документах МВФ уверяет, что денег от роста тарифов будет достаточно, чтобы платить бедным субсидии. И что чехарда с тарифами выгодна бизнесменам, которые зарабатывают на газовых поставках.

Однако власти не уверены, что смогут изменить тарифы без вреда для бедных. Действующая сегодня система субсидий имеет изъяны, хотя и считается одной из самых успешных социальных программ. Получить компенсацию от государства довольно сложно. По данным Минфина за 2009 год, только треть бедных семей обращались за социальной помощью. С тех пор система соцпомощи коренным образом не изменялась.

Политические причины

Украина не выполнила всех своих обязательств. Но часть — выполнила. Власти пошли на самоубийственный шаг — подняли пенсионный возраст в июле 2011 года. И все равно не получили денег от МВФ.

Может быть существуют еще и политическая подоплёка? Возможно, страны ЕС и США, имеющие более 50% квот в Фонде, давят на официальный Киев и требуют, чтобы бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко выпустили на свободу?

“МВФ подчеркивает, что он не работает с политическими составляющими”, — говорит Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. Разумкова. Он говорит, что МВФ делает акцент на экономических реформах, а не на проблемах с демократией. Хотя, добавляет Юрчишин, “экономические и политические трасформации часто идут рядом”.

“Прямого влияния Фонда на украинскую политику нет”, — соглашается Олег Устенко. Но, отмечает он, такое влияние может быть косвенным.

Другие международные институты прямо говорят о проблемах с демократией в Украине. Крупнейший кредитор в стране Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) грозит прекратить кредитование, если власти не разберутся с коррупцией. Всемирный банк называет проблемными “отношения власти с бизнесом и гражданским обществом” (об этом говорится в стратегии партнерства с Украиной на 2012-2016 гг.).

Что дальше

Учитывая, что самые большие выплаты по долгам перед МВФ нам предстоят в 2013-2014 годах, возможны, на мой взгляд, такие варианты развития событий.

Вариант 1. Фантастический.

Правительство пошло навстречу МВФ, сократило расходы и нарастило доходы бюджета.

“Резкое снижение дефицита бюджета может привести к остановке экономического роста. Пока что не найден консенсус по вопросу о том, до какого уровня необходимо ограничить дефицит, чтобы не депрессировать рост”, — говорит Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера.

Дефицит бюджета сведен на нет, есть “подушка безопасности” из дешевых денег МВФ. Это увеличит доверие зарубежных инвесторов. А инвестиции подтолкнут экономику вверх. Однако простые граждане почувствуют улучшения на себе не сразу. Зато они заметят рост тарифов на газ и рост налогов. Из-за чего на выборах в 2015 году оппозиция может получить больше голосов.

Единственная возможность для нынешней власти остаться у руля — организовать эффективную систему социальной защиты для бедных и избавиться от коррупции в газовой сфере. Вряд ли это будет легко.

Вариант 2. Кризисный.

Правительство отказалось от переговоров с МВФ и не смогло привлечь деньги из других источников. Резервы НБУ истощены, ситуация в экономике выходит из-под контроля.

“Стране на протяжении года нужно выплатить $60 млрд внешних долгов. Объем тех резервов, которые у нас есть, несопоставим с нашими потребностями. Поэтому вывод очевиден — удержать ситуацию без новых кредитов невозможно”, — говорит Виктор Пинзеник, бывший министр финансов.

Уже в прошлом году были случаи невыплат зарплат бюджетникам в конце года и проблемы с финансированием местных бюджетов. Без денег МВФ и новых кредитов ситуация будет еще хуже. Паника заставит людей скупать доллары — аналог казначейских обязательств США, но только для населения. Нацбанк не сможет удержать курс национальной валюты, а спекулянты еще подольют масла в огонь. Курс просядет до 10 гривен за доллар США.

Как поступят власти в этом случае — сложно догадаться. В похожей ситуации оказалось правительство Юлии Тимошенко в 2010 году. После падения гривны с 5 до 8 единиц за доллар США и всплеска безработицы Тимошенко пошла на президентские выборы и даже прошла во второй тур. Однако предсказуемо проиграла. Сегодня она в тюрьме. Кто знает, кто окажется в тюрьме в 2016 году?

Вариант 3. Российское влияние.

Украина не пошла на уступки МВФ, но нашла третьего крупного кредитора. Он равнодушен к проблемам украинского бюджета. Но имеет свои политические цели.

Таким кредитором может быть Россия, которая давно хочет затянуть Украину в Таможенный союз и помешать ее евроинтеграции. Взамен Кремль может гарантировать президенту Украины Виктору Януковичу поддержку на выборах в 2015 году, дешевый газ или новый кредит.

Киев может не соглашаться на вступление в Таможенный союз, но продать России газотранспортную систему, как это уже сделала в 2011 году Беларусь. Вслед за “трубой” пошли другие активы. В 2012 году Россия стала абсолютным лидером по объему иностранных инвестиций в белорусскую экономику, пишет “Белорусский партизан”. На ее долю пришлось 48,6% от всего объема прямых инвестиций. При этом формальным руководителем Беларуси остается Александр Лукашенко. Хочет ли Янукович повторить его судьбу — большой вопрос.

Вариант 4. Креативный.

Денег не дает ни МВФ, ни другие кредиторы. Но власти Украины знают, что на руках у граждан находится не меньше $50 млрд сбережений. А крупные бизнесмены держат на зарубежных счетах ещё большие суммы. Если “отщипнуть” от этих денег хотя бы небольшой кусочек в бюджет, можно протянуть до выборов.

Несколько миллионов у физлиц Минфин уже привлек под казначейские бумаги. Один из таких сертификатов даже купил журналист LB.ua.

Правительство продавило через парламент законопроект о векселях, чтобы не возвращать экспортерам НДС живыми деньгами. Векселями можно будет рассчитаться и с победителями гостендеров.

Также на последней сессии депутаты приняли закон о борьбе с оффшорами. Теперь олигархам будет не так просто выводить деньги за границу.

А с 2014 года начнет действовать налог на недвижимость. Многим рантье, которые жили за счет сдачи жилья в аренду, придется платить налоги.

Вряд ли украинские чиновники на этом остановятся. “Эти ребята оказались креативными”, — говорит руководитель ВТБ Банка в Украине Вадим Пушкарев.

Креатив поможет правительству дотянуть до выборов 2015 года без потрясений, но вечно так продолжаться не может. Когда-то надо будет платить и по векселям, и по казначейским обязательствам. То есть деньги МВФ таки понадобятся. Но после выборов провести болезненные реформы будет проще.

Олег ШИНКАРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.