Речь, конечно, пойдет не об арифметических результатах президентских выборов. По большому счету, обсуждать их уже не имеет особого смысла. Решение главной проблемы — недопущение Юлии Тимошенко к президентской должности, как и следовало ожидать, породило другие сложности. Понимали это стратеги Партии регионов или надеялись, что кривая вывезет, и все начнут строиться в стройные ряды “бело-голубых”, уже не так важно. Все это стало достоянием новейшей украинской истории. Отрезвление после бурной эйфории наступило как-то внезапно и вылилось в показные сборища возле судов и мелкие уколы в ходе судебного заседания в виде отказа в прямой трансляции заседаний Высшего административного суда. Надежды, что Юлия Владимировна уйдет в оппозицию проигравшей и смирившейся с неизбежным, растаяли, как летний утренний туман. Веселье кончилось, наступило время подсчетов и сведения балансов, вернее, концов с концами.
Первый и крайне неприятный факт: Юлия Тимошенко вместо безоговорочной капитуляции перешла к партизанской войне на своей территории, то есть в парламенте. Фактор времени, столь важный на президентских выборах, становится весьма опасным оружием в ее руках. Парламентские интриги, в которых она блестящий мастер, и затягивание неопределенного положения выигравшего выборы грозит весьма опасными для Януковича последствиями. Во-первых, он оказывается в положении Виктора Ющенко и втягивается в совершенно бесперспективную борьбу с премьер-министром, сохраняющую в своих руках главные рычаги исполнительной власти. Тем самым затягивается получение плодов победы в виде кадровых назначений на столь вожделенные нужными людьми посты. Терпение последних не беспредельно, и с каждым днем в геометрической прогрессии возрастает опасность, что оно может лопнуть. Последствия вполне понятны. Новый президент оказывается таким же слабым, как и его предшественник. Он не может справиться с ситуацией.
Во-вторых, ухудшение экономической ситуации и невозможность все списать на предыдущий кабинет начнет разлагающе действовать не только на попутчиков в виде коммунистов и прочих присоединившихся левых, но и на базовый электорат бело-голубых. И еще неясно, что опасней в ближней и среднесрочной перспективе.
В-третьих. Внешний фактор, который в некоторой мере содействовал Януковичу, на глазах и с опасной скоростью начинает действовать в противоположном направлении. Мелкий на первый взгляд вопрос о совместном параде в Севастополе в действительности является откровенной пощечиной новому президенту и публичным оскорблением нашей страны. Шоковое состояние регионалов, принимавших участие в ток-шоу Савика Шустера, было наглядным подтверждением этого. Ссылки на совместную борьбу с фашизмом и то, что в Севастополе уже проводились совместные парады, выглядели откровенным лепетом застигнутых врасплох и не знающих, как ответить, политиков. А ведь это только начало. В Москве прекрасно понимают разобранное состояние украинской власти и нового президента и будут наращивать давление, чтобы, наконец, конвертировать свой демонстративный нейтралитет в период выборов в политический доход. Указ Медведева о параде в Севастополе ясно дает понять Януковичу, за кого его собираются держать в Первопрестольной. Это ответ на антироссийские интервью в западной прессе, где он заявил, что не является марионеткой Москвы. Вот указ о параде, от проведения которого, по понятным причинам, отказаться будет просто невозможно, и показывает его истинное место в московском табеле о рангах глав государств. Оказывается, дело не в нелюбви российских лидеров к Ющенко. К Януковичу будут относиться точно так же, как к московскому сатрапу в каком-нибудь российском регионе. Но и это не самое тяжелое следствие из поведения лидера соседней страны. Гораздо серьезнее внутренние последствия того, что Януковича окружают красными флажками, не оставляя выхода. Указ российского президента имеет и другого адресата — Крым. Но об этом ниже.
Участие регионалов в отмене местных выборов выглядит нелогичным. С точки зрения здравого политического смысла, как раз нужно было 30 мая выборы проводить, чтобы в полной мере использовать электоральную инерцию и на этой основе усилить свои позиции в местных органах власти. Это создало бы неплохой плацдарм, с которого можно было бы выступать и в весьма вероятных досрочных парламентских выборах. Однако эта политическая арифметика сталкивается с более сложной алгеброй.
Развалить существующую, пусть и формально, коалицию для регионалов — проблема, создать новую — еще большая проблема. Хотя есть сообщения, что имеется черновой вариант соглашения между фракцией НУ-НС и Партией регионов, но до полноценного подписания еще далеко. Не все во фракции готовы на это, хотя кое-кого уговорить, в конце концов, и удастся. В рукаве у регионалов один козырь — досрочные выборы. Для потенциальных участников нового парламентского союза: коммунистов, блока Литвина и НУ-НС такое развитие событий крайне нежелательно. Можно остаться за бортом парламента. Пойдя на уступки им, регионалы демонстрируют договороспособность и желание учитывать интересы возможных партнеров. Однако и здесь есть крайне опасные подводные камни, которые могут свести на нет такое, на первый взгляд, стройное построение.
Оставим в стороне юридические проблемы, вытекающие из отмены выборов. Решение крымского парламента их наглядно продемонстрировало. Возможные судебные решения, в том числе и Конституционного суда, могут в любой момент в корне изменить ситуацию. Но дело не только в них. Политические последствия гораздо более существенны.
Опять фактор времени. Местные выборы отменены, но не могут быть бесконечно откладываемы. Перенос их проведения на 30 июня, с формальной точки зрения, был бы хорошим выходом из положения, но тогда не стоило огород городить. Предложение Николая Томенко о весенней дате будущего года таит в себе очевидную как правовую, так и политическую ловушку. И навряд ли будет принято. Остается один вариант — сентябрь — октябрь текущего года. Ни вашим, ни нашим. При этом дамоклов меч досрочных парламентских выборов продолжает висеть над непокорными и легко по желанию регионалов и молчаливом участии других заинтересованных фракций с грохотом опустится на не желающих поступиться принципами или амбициями. Не сложно будет провести решение о двойных выборах осенью.
Но и здесь не все так просто. Домашние расчеты в феврале — марте могут сильно отличаться от цен на политическом базаре во второй половине года. Решаемое уравнение содержит слишком много неопределенных коэффициентов, чтобы возможное решение (ответ будет получен только через семь —восемь месяцев в лучшем случае) было хоть в какой-то мере удовлетворительным.
Во-первых. Отмена выборов вызвала острое недовольство региональных политических и общественных лидеров, потративших к данному моменту времени довольно много ресурсов, чтобы занять для своих партий и организаций места в советах областей, городов и районов. Не говоря уже о тех, кто изготовился броситься в водоворот борьбы за должность городского головы. В первую очередь — в крупных индустриальных центрах юго-востока. Многие уже заявили о своих планах, другие начали информационную и рекламную кампанию, не оставляющую сомнений в их намерениях, потратили деньги и силы, и вдруг у кого-то отобрали весьма неплохие шансы на победное завершение начатого. Одно дело — привлекать электорат критикой действующей городской власти, указывая на огромные сугробы снега на тротуарах, невозможность проехать по дорогам в марте — апреле и совсем другое дело — искать новые аргументы осенью. Тогда о снеге, скользких дорожках уже забудут, летнее и сентябрьское тепло располагает совсем к другому. Отмена выборов буквально подстрелила некоторых кандидатов в местные парламенты и на посты мэров, и навряд ли они за это поблагодарят регионалов. Ведь после паузы им фактически придется начинать все сначала.
Во-вторых. К осени позиции Тигипко и Яценюка, а возможно, Гриценко, а на западе — и Тягнибока укрепятся по объективным причинам. Лучше не станет, проблемы обострятся, а если правительство и будет сформировано и даже начнет успешно действовать, что весьма проблематично, то из-за инерционности процессов в экономике результаты не проявятся, а недовольство только усилится. Хотя Тигипко в своих интервью и высказывался против отмены выборов, но объективно этот фактор действует в его пользу. Подаренный ему и другим таким же time out будет использован для усиления партийных структур, и осенью парламентские партии встретятся с очень сильными и опасными противниками. Такое впечатление, что регионалы взяли на себя роль воспитания и продвижения в местные органы власти и парламент своих конкурентов. Если об этом не подумали, то напрасно. Как бы не пришлось локти кусать и голову пеплом посыпать после соответствующих подсчетов в ночь после выборов. Результаты, например, Тигипко в юго-восточных областях говорят о наличии у него и его партии большого электорального потенциала, который с каждым днем будет только возрастать. Так что вполне возможно, что потом придется вести переговоры, и очень нелегкие, уже с совсем другими партнерами. Сюда же примыкает проблема выборов в Киеве. Выдвинув свою кандидатуру на пост мэра столицы, Сергей Леонидович имел все шансы въехать в здание на Крещатике, как говорится, на белом коне. Хотели помочь нынешнему мэру? Похоже, что помогли потерпеть в будущем сокрушительное поражение.
В-третьих. Тревожное положение для регионалов создалось в Крыму. Цифры голосовавших за Януковича на полуострове весьма обманчивы. Это было в значительной степени протестное голосование, на местных и парламентских выборах положение будет совершенно иным, и “бело-голубые” рискуют утратить свои позиции на солнечных берегах. Указ российского президента в определенной мере был направлен на поддержку и активизацию пророссийских сил, которые в создавшихся условиях будут конкурентами регионалов. Изменение расстановки сил на полуострове добавит проблем Януковичу и в Киеве. Так что вмешательство соседей никак не улучшает ситуацию для регионалов. Знать бы о такой подножке, так трижды подумали перед тем, как выборы отменять.
В-четвертых. Вдруг много стали говорить о возвращении к мажоритарной, или смешанной, системе выборов. Особенно рвут на себе тельняшки аутсайдеры, пытаясь таким политическим популизмом вызвать симпатии избирателей. При этом забывают, что именно они в недавнем прошлом с таким же энтузиазмом рвали горло за отмену этой системы, так как она открывает путь политической коррупции. Напрасные старания. Никто выборы по партийным спискам не отменит. Это никому не нужно. Более того, никто серьезно избирательное законодательство менять не будет. Понятно, почему.
У “бело-красных”, ситуация не лучше. Хотя они формально за отмену и не голосовали и на словах выражают большое возмущение нарушениями Конституции, но и в их рядах нет единодушия. Многие опасались эффекта бризантности от проигрыша в феврале. Их меньше волнуют дышащие в затылок конкуренты новой волны, остаются надежды на свой базовый электорат. Тем не менее у Блока Юлии Тимошенко перспективы также не слишком обнадеживающие. Им, как и регионалам, нужно что-то менять кардинально. Но неясно, что именно и кто на это решится. Полученная передышка может быть для этого использована, но что-то подсказывает, что этого не произойдет.
Конституцию нарушать нельзя. Тем более — из принципа политической целесообразности. Тем более что она, эта целесообразность, не очевидна, и даже при ближайшем рассмотрении оказывается своей противоположностью Dura lex, sed lex — суров закон, но закон. За его нарушения можно и поплатиться. Этого никак не хотят понимать наши политики.
Юрий РАЙХЕЛЬ
Что скажете, Аноним?
[21:26 21 ноября]
[12:44 21 ноября]
[10:14 21 ноября]
09:40 22 ноября
09:20 22 ноября
09:10 22 ноября
09:00 22 ноября
08:40 22 ноября
08:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.