Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Первый украинский. Поможет ли “Боинг” лоукостеру SkyUp подвинуть Ryanair

[09:25 06 июня 2018 года ] [ Деловая столица, 6 июня 2018 ]

Ситуация на мировом рынке авиаперевозок меняется, и компании-лоукостеры получают новый импульс для своего развития — в том числе в Восточной Европе. Поможет ли это украинскому авиаперевозчику SkyUp стать региональным лидером?

Региональное наступление лоукостеров

1 июня для авиакомпаний-лоукостеров открылась последняя страна Восточной Европы, которая прежде не признавала их существования, — Беларусь. Российская авиакомпания S7 Airlines запустила прямое сообщение между Гомелем и Москвой по цене 45-50 евро за поездку. Другой сигнал для авиаперевозчиков прозвучал 3 июня на форуме Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в австралийском Сиднее. Речь идет о растущей напряженности в сфере мировой торговли, которая негативно скажется на индустрии авиаперелетов. Так, глава Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) Глория Гевара считает, что атмосфера неуверенности может сократить спрос на перелеты бизнес-классом — один из ключевых источников дохода для авиаиндустрии. Но это же означает, что увеличится доля рынка авиакомпаний эконом-класса — лоукостеров.

Украинский рынок воздушных перевозок насыщенный: туристы могут выбирать различные условия от разных авиакомпаний. Есть предложения на любой кошелек, от полета бизнес-классом до “студенческих” лоукостов. В нижнем ценовом сегменте из украинских аэропортов работают восемь европейских и арабских авиакомпаний: Ryanair (начнет полеты с сентября, билеты уже продаются), EasyJet, Wizz Air, Vueling, Air Arabia, Eurowings, Jet2 и AirAsia. Самые востребованные “бюджетными” клиентами направления полетов — в Будапешт и Гданьск (WizzAir), Барселону (Vueling) и ОАЭ (AirArabia). Особенность Украины в том, что она — в отличие от остальных стран региона — благодаря своим размерам имеет емкий внутренний рынок пассажирских авиаперевозок. И он растет: по данным Госавиаслужбы, за минувший год пассажиропоток в украинских аэропортах увеличился на 30%. Перевозки в равной мере растут внутри страны (+27,5%) и на международных рейсах (+28%).

На украинский рынок выходят новые авиакомпании, которые предлагают потребителям как новые рейсы, так и более выгодные условия. В их числе новый украинский лоукост-авиаперевозчик SkyUp, который 17 мая получил сертификат эксплуатанта — право на выполнение рейсов. По данным пресс-службы компании, поначалу SkyUp будет выполнять чартерные международные рейсы для туроператора Join UP. Что вполне логично: туристический оператор JoinUp принадлежит тем же владельцам (Татьяна и Юрий Альба), что и ООО “ACS-Украина”, которое стало главным акционером SkyUp (ООО “Авиакомпания “Скайап” зарегистрировано в Киеве в июне 2017-го).

Известно, что поначалу SkyUp будет эксплуатировать два 189-местных Boeing 737-800 2013 г. выпуска. Потом к ним присоединится 149-местный Boeing 737-700. По другим данным, располагаемый воздушный флот авиакомпании SkyUp Airlines уже включает четыре самолета Boeing 737-800 NG. Далее перевозчик планирует добавлять по два самолета в год. То есть в 2019-м будет эксплуатироваться шесть лайнеров, в 2020-м — восемь, в 2021-м — десять, а в 2022 г. — уже 12 самолетов. Дальше — больше. В марте 2018 г. SkyUp и корпорация Boeing подписали контракт на $624 млн: для украинской компании будут собраны пять самолетов серии Boeing 737 MAX. Заказ включает в себя два воздушных судна нового поколения Boeing 737 MAX 8 и три среднемагистральных авиалайнера Boeing 737 MAX 10. Они поступят с завода в Сиэтле в 2023-м. Далее украинский перевозчик планирует заказать еще пять самолетов этих же моделей с аналогичными сроками поставки. Значит, флот SkyUp Airlines в 2023-2024 гг. пополнится десятью новыми воздушными судами.

Пройдя начальный этап международных чартеров, SkyUp начнет выполнять полеты внутри страны: именно на этих рейсах авиакомпания опробует свою лоукост-концепцию. А далее ее ждет международный рынок.

Авиационный “МакДональдс”

У SkyUp уже изначально, на старте, есть конкурентное преимущество: компания аффилирована с “гарантированным” заказчиком — туристической компанией JoinUp. В связи с этим некоторые наблюдатели уже в момент регистрации SkyUp пророчили авиаперевозчику будущее “карманной компании”, аналогично тому, как авиакомпания Ellinair возит людей исключительно в Грецию, обслуживая деятельность туркомпании Mouzenidis Group.

Однако туристическая деятельность JoinUp охватывает десятки разных направлений, амбиции владельцев простираются еще шире, а возможность неплохо зарабатывать есть в том числе и на внутренних рейсах. (В Украине более 30 аэропортов, международное значение имеют 16, во всех областных центрах страны.) Так что, судя по всему, SkyUp планирует стать авиаперевозчиком, обслуживающим заметную долю пассажирского трафика в Восточной Европе.

Получится ли воплотить эти планы в жизнь зависит от того, сможет ли новая авиакомпания реализовать бизнес-модель лоукостера. Что совсем непросто на высококонкурентном рынке воздушных пассажирских перевозок. Авиаперевозчики эконом-класса по цене конкурируют уже не только друг с другом, но и с железнодорожным транспортом, и с туристическими автобусами — еще недавно чемпионами по дешевизне перевозок. Но даже при этом у успешных лоукостеров рентабельность в три-четыре раза превосходит рентабельность традиционных сетевых авиаперевозчиков. Как это достигается?

Специалисты выделяют четыре основных бизнес-модели авиакомпаний бюджетного уровня:

— оригинальная модель, с полетами на небольшие расстояния, при этом перевозчик экономит на всем, а любые услуги клиенту — за дополнительные деньги;
 — “модель Jet Blue”, которая при низкой себестоимости пассажирокилометра все же старается предложить неплохой сервис — это актуально при перелетах на достаточно большие расстояния;
 — “модель Ryanair” (а также Wizz и Tiger): полеты между вторичными аэропортами, любой сервис пассажирам за дополнительную плату, предельно гибкий режим ценообразования с продажей билетов онлайн;
 — “модель EasyJet”: ориентация на молодых и пока небогатых бизнесменов, полеты между центральными аэропортами и возможность замены билета — но никакого дополнительного сервиса на борту.

Впрочем, в чистом виде перечисленные модели уже почти не встречаются. Но всех лоукостеров объединяет несколько ключевых подходов к ведению своего бизнеса:

— очень плотный график эксплуатации авиатранспорта. Самолет приносит прибыль только когда летит, потому простои в аэропортах сведены к предельному минимуму;

— жесткие условия работы сотрудников. Компании-лоукостеры известны своими высокими зарплатами, но люди в них часто работают на износ;

— особый подход к продаже билетов: через интернет и без посредников, обычно билет нельзя вернуть или обменять, но можно купить с большой скидкой. В итоге львиная доля средств поступает компании за три-четыре месяца до выполнения полета — рай для финансового директора;

— дополнительные услуги для пассажиров либо отсутствуют вообще (все чаще), либо предлагаются только за отдельную плату (все реже);

— предельная оптимизация маршрутов — по принципу “из пункта в пункт”, стараясь избегать полетов через узловые аэропорты (хабы). Низкобюджетные авиакомпании предпочитают иметь дело со “вторичными” аэропортами, поскольку там низкие цены за взлет-посадку самолета. Именно лоукостеры предложили аэропортам зарабатывать на обслуживании не самолетов, а пассажиров — и эта концепция оказалась успешной. Некоторые, впрочем, летают через хабы (EasyJet), но коллеги-лоукостеры считают такой подход рискованным;

— использование в авиапарке небольшого набора воздушных судов, чаще — узкофюзеляжных Boeing-737 или Airbus A-320. Это позволяет экономить, унифицируя обслуживание;

— использование только “молодых” самолетов — их можно эксплуатировать очень интенсивно, с минимальной потерей времени на ремонты и техобслуживание.
(по двум последним пунктам SkyUp уже полностью соответствует принципам “лоукостового” бизнеса: авиакомпания будет эксплуатировать лишь самые современные версии Boeing-737).

То есть лоукостеры экономят на всем, на чем могут. С другой стороны, важно понимать: авиакомпании эконом-класса конкурируют не с традиционными авиаперевозчиками, а с железными дорогами и дальними автобусами. Статистика показывает: 75% пассажиров лоукостера — это люди, которые, не будь дешевого самолета, поехали бы на автобусе или остались бы дома. Иначе говоря, лоукостеры не перераспределяют поток уже имеющихся пассажиров, а создают новых.

Как в этом “дивном новом мире” найти свое место компании SkyUp? Навскидку можно назвать два пути развития. Первый — интегрироваться с туркомпанией JoinUp, что позволит оптимизировать расходы благодаря единым бизнес-процессам. Соответственно, придется обслуживать чартерные рейсы. Второй — осваивать те 40-45% рынка авиаперевозок, которые аналитики отдают лоукостерам. Восточная Европа в этом плане — благодатный рынок. Здесь много “вторичных” аэропортов, небогатых путешественников и привлекательных туристических центров.

SkyUp претендует на лидерство в сегменте бюджетных перевозок уже тем, что прямо со старта охватит множество международных маршрутов. По данным Госавиаслужбы, компания уже подала заявки на выполнение регулярных рейсов (с частотой — один-три раза в неделю) из Киева — в Барселону, Ларнаку, Римини, Аликанте, Пальма-де-Майорку, Батуми, Бургас, Варну, Тенерифе, Тирану; из Харькова — в Барселону, Ларнаку, Римини и Бургас; из Львова — в Барселону и Ларнаку; из Запорожья — в Барселону, из Одессы — в Барселону, Римини и Ларнаку. Параллельно планируется много чартерных рейсов: из Киева — в Анталию, Даламан, Бодрум, Шарм-эль-Шейх, Хургаду, Тиват, Тирану, Батуми и Тунис; из Харькова и Львова — в Анталию, Даламан, Бодрум, Шарм-эль-Шейх, Хургаду и Тиват; из Одессы — те же, кроме Бодрума; из Черновцов, Винницы, Херсона — в Анталию; из Запорожья — в Анталию, Шарм-эль-Шейх и Тиват. Такой большой охват маршрутов на двух самолетах как раз и следует из рассмотренной бизнес-модели лоукостера: воздушное судно должно находиться больше в небе, чем на земле. 

Работа на международном и внутреннем рынках будет совмещаться: внутри Украины с конца июня SkyUp начнет регулярные рейсы Киев — Одесса и Харьков — Одесса. Также поданы заявки в Госавиаслужбу на ряд маршрутов, включая Львов — Одесса. Уже заявлено, что перелет по маршруту Киев — Одесса (без багажа и дополнительных услуг) обойдется в 500 грн в одну сторону. Все это в сумме позволит часто летающему украинцу при желании закрывать многие свои потребности в перелетах услугами SkyUp.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.