Ранее обещанные Виктором Януковичем налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса обернулись освобождением от налогообложения операций с импортом природного газа — сферы деятельности, которой в Украине занимается исключительно крупный капитал
“Достигнутые 21 апреля в Харькове договоренности о снижении цены импортированного природного газа на $100 за тысячу кубометров и пересмотр сроков оплаты ОАО “Газпром” за транзит позволят НАК “Нафтогаз Украины” сбалансировать свой бюджет на 2010 год, отказаться от дополнительных заимствований”, — сообщалось в официальном заявлении НАК от 26 апреля. Оптимизм по поводу сбалансирования бюджета компании угас через месяц, к 21 мая, когда Верховная Рада Украины решилась ввести беспрецедентные для последних лет налоговые льготы — освободила от уплаты налога на добавленную стоимость все операции по импорту природного газа. “Дефицит НАК “Нафтогаз Украины” вышел на 6 млрд. грн. Правительство ставит задачу, чтобы к концу года эта компания стала прибыльным предприятием”, — заявил 23 мая прессе премьер-министр Николай Азаров.
К чему приводят налоговые каникулы
Освобождение от начисления НДС на импорт газа было закреплено законом №1391—17 от 21 мая. Новый акт дополнил пункт 5.18 статьи 5 базового закона об НДС от 1997 года №168/97-ВР. Базовый закон определяет виды торговых операций, не подлежащие налогообложению. До последнего времени это касалось исключительно сферы производства альтернативных видов топлива. Отныне налоговые льготы распространены и на сферу топлива “традиционного”.
Поправка к закону в сессионном зале возникла внезапно, в ходе рассмотрения парламентом правительственного законопроекта №6337, и была принята с голоса. Изначально этот законопроект касался чего угодно, только не сферы газовой торговли. Наиболее известными положениями этого закона считались рост акциза на ряд товаров массового спроса и увеличение ренты в нефтегазодобыче.
В течение 2006—2007 годов НАК “Нафтогаз Украины” уже имел опыт налоговых льгот, которые выбивались из бюджета ради урегулирования проблем с большой налоговой недоимкой компании. Тогда госкомпания имела возможность работать в режиме начисления нулевой ставки НДС. Режим нулевой ставки в отличие от нынешнего освобождения от уплаты НДС давал НАК право получения налогового кредита.
На состояние компании прежние льготы особо не повлияли, поскольку правительственная политика того времени была вполне откровенно направлена на сдачу внешнеторговых позиций и активов НАК предприятиям Дмитрия Фирташа. Результаты предоставления налоговых дел оказались своеобразными. В конце 2006 года ГНАУ опубликовала информацию о возбуждении десятков уголовных дел в отношении компаний-газотрейдеров, которым ДК “Газ Украины” реализовала природный газ с нулевой ставкой НДС. Газотрейдеры, в свою очередь, поставляли этот газ потребителям по цене, включающей НДС, что давало потребителям право заявлять НДС к возмещению при экспорте произведенной ими продукции. По заверениям налоговиков, в такую схему было вовлечено 70 предприятий-потребителей. В дальнейшем проблема предъявления частными компаниями к возмещению за счет госбюджета несуществующего налога стала предметом судебных споров. Это существенно дискредитировало политику применения налоговых льгот при импорте газа, однако в Киеве все же решили вспомнить о старой практике.
Разница между быстрым и медленным созданием СП
Ведущий в Украине импортер газа, НАК “Нафтогаз Украины”, просто обязан завершить 2010 год в более-менее сносном платежном состоянии. В первую очередь потому, что в ходе реализации “харьковских соглашений” правительство РФ сделало Украине целый пакет предложений о формировании совместных предприятий — в сфере транспорта газа, газораспределения, реконструкции ГТС и эксплуатации подземных газовых хранилищ. В силу причин сугубо политического характера от этих планов Киев просто не в силах открыто отказываться.
В то же время предоставление национальной акционерной компании налоговых льгот теоретически могло бы стать прекрасным поводом отложить переговоры. Ведь долга перед “Газпромом” по текущим поставкам у “Нафтогаза” уже больше года нет. В то же время компанию приходится укреплять за счет других крупных украинских налогоплательщиков — так или иначе им придется возмещать недоимку доходной части бюджета, возникшую из-за предоставления НАК налоговых каникул.
При плане закупок в 2010 году 36,4 млрд. м3 российского газа по среднегодовой цене $280/тыс. м3 (в первом квартале газ закупался по $305/тыс. м3, а после подписания дополнений к договору по $234—236 /тыс. м3) госбюджет Украины должен будет найти почти $1,5 млрд., чтобы перекрыть невыплаченный “Нафтогазом” НДС. Можно, конечно, уповать на повышение роялти (ставки ренты) с добычи нефти и газа. Однако эти ресурсы, учитывая стабильное сокращение добычи, еще надо получить. Можно также надеяться на повышение акцизов с товаров массового спроса, но их тоже предстоит взыскать. И главное, сам “Нафтогаз” должен предоставить две гарантии: что он сможет к концу года получить от потребителей все платежи за газ, который был импортирован с налоговыми льготами, и что не станет фигурантом схем, в которых участвуют компании, практикующие возмещение дутого НДС.
И что выглядит главным в этой льготной интриге — у НАК достаточно собственных реальных украинских кредиторов, а также тех, кто на этот статус претендует. Как показала недавняя дискуссия по вопросу заключения мирового соглашения с RosUkrEnergo, у этой компании все еще есть партнеры, которые не против опередить “Газпром” и первыми полакомиться имуществом и активами ведущей украинской госкомпании. По сути, тот, кто оперативно сможет достичь успехов на этом поприще, почти с полной гарантией становится третьей стороной украинско-российского СП.
А ведь пока что планы по его созданию намечаются лишь в двустороннем украинско-российском формате. Такой подход, как любят выражаться в Киеве “не дает никаких веских аргументов” отечественным сторонникам украинско-российского сближения в газовой сфере.
Словом, мотивы украинской стороны при нынешнем предоставлении налоговых льгот выглядят циничными, но довольно ясными. Кто-то считает “дикий” государственный капитализм обычным, а кому-то просто не хватает таланта завершить период накопления первичного капитала.
Не менее циничным выглядит и подход к планам создания СП и с российской стороны, для которой накопление капитала вторично по сравнению с более высокими геополитическими целями: суммы имеют границы, а величие — нет. Так, спикеры российской газовой политики считают, что от исхода переговоров по созданию СП между “Нафтогазом” и “Газпромом” зависит судьба создания Россией, Украиной и ЕС трехстороннего консорциума по управлению ГТС Украины. Об этом, в частности, заявил 30 апреля участникам состоявшейся в Берлине конференции “Энергетический диалог Россия — ЕС: газовый аспект” председатель Российского газового общества Валерий Язев. “В зависимости от того, какая конфигурация для СП будет выбрана, станет понятно, нужно, или не нужно нам всем возвращаться к теме международного консорциума”, — уточнил он. Подобные мотивы свидетельствуют, что для властей РФ процесс создания СП явно выглядит “или быстрым, или вообще никаким”.
Андрей СТАРОСТИН
Что скажете, Аноним?
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
14:10 27 ноября
13:30 27 ноября
13:00 27 ноября
11:00 27 ноября
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.