Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Pered_litsom_inoplanetnoy_voenshchini.html?print

Перед лицом инопланетной военщины

Коммерсант-Украина, № 66, 20 апреля 2012. Опубликовано 08:11 20 апреля 2012 года
В прокат вышла очередная вариация на тему войны миров — фильм Питера Берга “Морской бой” (Battleship).

Михаилу Трофименкову он показался плодом забавно-шизофренического перекрестного опыления “Трансформеров” и агитки Владимира Петрова “Чапаев с нами” (1941).

Война миров — самый предсказуемый сектор фантастического кино. Как водится, пришельцам опять не дали возможности рассказать, зачем прилетели, а сразу вступили с ними в огневой контакт. Хотя на этот раз инопланетяне всего лишь откликнулись на приглашение, посланное землянами с помощью навороченного телескопа с Гавайских островов. И вообще, вели себя не в пример пристойнее своих экранных предтеч. Жаль только, что фантазия тех, кто сочинял и рисовал пришельцев, оказалась ничтожна. С такими рожами их, пожалуй, даже в гоблинскую массовку “Властелина колец” не взяли бы. А ведь авторы фильма еще и усадили их в очень скучные аппараты системы “трансформер”.

Звездно-полосатый флаг и прочувствованная речь президента, воздающего славу героям, к этой вампуке само собой прилагаются. Как и набор знакомых до изжоги типовых масок американских военных: сержант-деревенщина, носящий в телефоне фотографию любимой ящерицы; сержант-латинос (Рианна) — энная копия лейтенанта Рипли из “Чужого”; хрипатый адмирал Шейн (Лиам Нисон). Разве что главный герой — Алекс Хоппер (Тейлор Кинг) — сначала предстает таким раздолбаем, что чудится: Берг по запарке вставил в “Морской бой” сцены из какой-то молодежной комедии. Но и он без всякого перехода трансформируется в бравого лейтенанта. Армейский строй героев оживляет лишь подполковник на супермодных протезах, голыми руками ухайдакивающий пришельца.

Но “Морской бой”, несмотря на всю свою даже не вторичность, а третичность, в самом финале преподносит забавный сюрприз. Большую часть фильма мучаешься в недоумении: зачем создатели фильма натравили агрессоров не куда-нибудь, а именно на Перл-Харбор, где 7 декабря 1941 года японские бомбы и торпеды сгубили тихоокеанский флот США? Зачем оживили боевой клич 1940-х “Помни о Перл-Харборе!”, блистательно и жестоко спародированный Полом Верхувеном в “Звездном десанте”? Невольно ищешь геополитическую и конспирологическую подоплеку. Неужели Голливуд таким образом обозначает Японию как основного врага Штатов?

Все оказывается гораздо проще и смешнее. Земляне не одолели бы инопланетных супостатов, если бы Чапаев не выплыл из Урала, “Аврора” не снялась с вечной стоянки, а дедушка не припрятал на чердаке сорокапятку, как в фильме Евгения Матвеева “Любить по-русски”. То есть если бы не стареющие душой ветераны Второй мировой, которые и “да, сэр” не скажут, не послав кого-нибудь в “жопу медузы”, не вернули в строй линкор “Миссури”. Тот самый, на котором был подписан акт о капитуляции Японии в 1945-м.

Да, при товарище Сталине — простите, при президенте Рузвельте — вещи на века делали. Не то, что нынешние.