Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

От слияния к поглощению

[14:56 09 сентября 2010 года ] [ День, № 161, 9 сентября 2010 ]

Как сделать, чтобы Украина сохранила газовый потенциал?

В понедельник в Украине отмечается День газовиков и нефтяников, и по этому случаю “Нафтогаз Украины”, о котором упорно говорят как о фактическом банкроте, в пятницу проведет во Дворце “Украина” торжественное собрание и посмотрит грандиозный концерт. Не исключено, что тружеников отрасли придут лично поздравить руководители страны... Но состоится ли аналогичное торжество в следующем году, сегодня еще никому не известно. Один из вариантов дальнейшего развития событий заключается в том, что украинский газовый монополист может быть поглощен еще более крупным монстром — российским “Газпромом”.

О соответствующих аппетитах на днях заявил председатель его правления Алексей Миллер. По его словам, стороны сначала создадут совместное предприятие, в которое войдут активы “Газпрома” и “Нафтогаза”, после чего состоится слияние “Газпрома” и “Нафтогаза”. “Нам не интересно создание СП ради самого СП”, — утверждает Миллер.

Есть ли в этом заявлении доля лукавства? Думается, интерес все же присутствует, и немалый. Ведь Украина, как известно, собирается отдать в СП ни много ни мало — всю свою газотранспортную систему, надежно обеспечивающую Европу российским газом (а в придачу еще и месторождение в Черном море). Россия также идет не с пустыми руками: обещает передать СП мощное, но еще не разработанное газовое месторождение. Однако во фразе об отсутствии интереса звучит неприкрытая угроза: мол, не хотите сливаться с “Газпромом”, построим “Южный поток”, и тогда ваша ГТС превратится в кучу металлолома.

Что и говорить, дружба дружбой, а газовые доходы у каждого свои. Впрочем, официальный Киев, по-видимому, понимает, что с ним вовсе не шутят — готовят глобальный обходной путь. Украина неоднократно заявляла о подготовленных проектах модернизации и достройки своей ГТС как менее затратных и более эффективных, чем строительство газопровода “Южный поток”. Глава украинского МИДа Константин Грищенко все еще не теряет надежд убедить Москву отказаться от строительства “Южного потока” в пользу максимального использования газотранспортной системы Украины. “Нам необходимо найти долгосрочные совместные интересы — говорит он и называет их: — Транспортирование максимально большого объема газа именно по нашей газотранспортной системе”. “Мы убеждаем россиян, что “Южный поток” просто не нужен, — рассказывает министр, — что это напрасная трата денег и создание дополнительных экологических проблем — и не только экологических — в бассейне Черного моря”. От также имеет свое объяснение трудностей в общении с россиянами в этом вопросе: “К сожалению, предыдущее правительство настолько хорошо поработало, чтобы создать убежденность у многих из тех, кто занимается газовой проблематикой в России, что рассчитывать на нас трудно, что теперь это требует дополнительных усилий и определенного времени. Надеюсь, что мы убедим”.

Проблема Украины заключается еще и в том, что одновременно с борьбой за выживаемость ГТС, а значит и крупнейшего в прежние годы налогоплательщика страны — “Нафтогаза”, нужно добиваться еще и выживания экономики, для которой цена на российский газ оказалась неподъемной даже при скидке в 100 долл. Ведь заложенная не без участия Юлии Тимошенко в действующие газовые соглашения между двумя странами формула цены газа, несмотря на изменившуюся европейскую конъюнктуру, “пляшет” от несправедливой цифры 450 долл.

Создается такое впечатление, что “Газпром” заранее решил не дать забить в свои ворота сразу два гола. По мнению российских газовых генералов, такие “грандиозные” уступки, как отмена “Южного потока” и пересмотр газовой формулы, требуют аналогичной жертвы и со стороны Украины — согласия на поглощение “Нафтогаза” “Газпромом”.

Поэтому Миллер однозначно отвергает украинские аргументы о невыгодности “Южного потока” самой России: “Могу сказать, что новые газотранспортные проекты востребованы. Рынок и мощности “Южного потока” нужны для европейского рынка, и мы будем реализовывать этот проект”. Тем более что, по его словам, реализуемые “Газпромом” новые газотранспортные проекты уже обеспечены контрактными обязательствами. Глава российского правительства Владимир Путин в тон ему заявляет, что Россию вполне устраивает газовое соглашение с Украиной и она не собирается снижать цену: “Ну куда еще? И так достаточно”.

Украина не имеет другого выбора, кроме как демонстрировать настойчивость и оптимизм. “Надеемся, что через некоторое время мы услышим хорошие новости для себя”, — говорит наш посол в Москве Владимир Ельченко, видимо, рассчитывая на успех предстоящих 26 октября в Киеве переговоров в рамках комитета по экономическому сотрудничеству. Похоже, такой же настрой царит и в Администрации Президента Украины. Ее глава Сергей Левочкин отмечает: “Украина должна загрузить газотранспортную систему и обеспечить себя импортным газом — эти приоритеты остаются главными в переговорном процессе”. Но оптимальный вариант, по его мнению, это все же не два гола в российские ворота, а лишь один: “Максимально сниженная цена на газ”.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.