Уже стала притчей во языцех история с реконструкцией стадиона “Олимпийский”, стоимость которой утроилась, превысив стоимость строительства нового стадиона в цивилизованной Европе. Сейчас очередным судьбоносным решением осчастливили и авиапассажиров. Их… лишили перспектив нового терминала в Борисполе. По иронии судьбы, данное решение проталкивается под лозунгом заботы о путешественниках.
Речь идет о многострадальном терминале “Е” компании “АэроСвит”.
Необходимость строительства нового терминала в Борисполе назрела давно, еще в начале десятилетия. В часы пиковой нагрузки терминал “В” не справляется с пассажиропотоком, уже на 30-40% превышающим его расчетный потенциал.
Около половины задержек рейсов в аэропорту “Борисполь” возникают по причинам низкой пропускной способности. Терминал для обслуживания внутренних авиаперевозок вообще не выдерживает критики.
Концепция развития аэропорта, разработанная специалистами австрийской фирмы ACV еще в 1996-1998 годах, указывала на необходимость строительства нового пассажирского терминала. И в 2002 году компанией “АэроСвит” была разработана стратегия развития как “сетевой компании” на основе аэропорта-хаба, которым и должен был стать аэропорт “Борисполь”.
Было решено обеспечить себя терминальным комплексом. Как отмечали в компании, “нет ни одного столичного аэропорта в Европе, где бы главный базовый перевозчик не имел своего офисного здания, ангара для обслуживания воздушных судов, закрепленных зон обслуживания в терминалах и/или полностью выделенных терминалов”.
Ввод в эксплуатацию нового транзитного пассажирского терминала позволил бы увеличить пропускную способность аэропорта в полтора раза (более чем на 3 млн. человек в год), направив через Украину авиационный транзит.
Для реализации проекта было создано предприятие “АэроСвит-Терминал”.
Планировалось, что первый терминал, частный, будет построен уже в 2006 году, а через год ожидался еще один новый терминал “D” — государственный.
Первый камень в капсулу строительства терминала “Е” заложил еще в далеком 2004 году тогдашний премьер Виктор Янукович. Позже данное обстоятельство сыграло негативную роль, так как терминал стали тормозить как “проект прежнего режима”.
Сделку, по которой компания “АэроСвит” получила в аренду земельные участки для строительства, руководство “Борисполя” объявило незаконной и начало активно судиться с инвестором.
При этом в руководстве аэропорта не очень-то и скрывали, что истинной причиной было нежелание получить конкурирующий терминал. Тогдашний финдиректор “Борисполя” заявила, что “этот терминал (“АэроСвита”. — Е.К.) мог принять первых пассажиров на год или полтора раньше, чем терминал аэропорта, и забрать на себя большую часть пассажиропотока. В этом случае аэропорт понес бы убытки”.
Как говорится, все просто. Аэропорт “Борисполь” откровенно боялся рыночной конкуренции.
Сохранение монополии на предоставление комплекса аэропортовых услуг давало повышенную прибыль. Отметим, что целый ряд расценок там гораздо выше европейских. А вот об интересах пассажиров никто не думал.
Правда, “борцы за счастье аэропорта” завалили и собственные планы. Уже давно прошел 2007 год, а терминал никак не хочет строиться. Пришлось даже начать экстренно строить… ну, почти времянку. Или, как это политкорректно называется, быстро монтируемый терминал “F” на несколько сотен пассажиров в час. То есть в несколько раз меньше, чем необходимо.
Но и сроки ввода в эксплуатацию этого терминала уже несколько раз переносились. Планируется, что его должны сдать ко Дню Независимости 2010 года, но уже скромно уточняют, что работать он начнет с октября.
С большим стационарным терминалом “D” все печальнее: там сроки постоянно сдвигаются, а смета все растет и растет.
Его должны были начать строить еще пять лет назад. В реальности начали раскачиваться только в прошлом году. Между тем, если бы не судебные разбирательства, терминал “Е” был бы построен еще весной 2006-го, и аэропорт давно бы решил кучу проблем.
По иронии судьбы, именно “АэроСвит” проявлял в данном вопросе государственническую позицию и шел на компромиссы. Несколько раз разрабатывались варианты мировых соглашений, но воплотить их не удавалось. Регулярная (и часто скандальная) ротация руководства аэропорта стала одной из причин срыва переговоров.
По сути, именно “АэроСвит” заранее “назначили” ответственным за срыв проектов аэропорта. Утверждалось, что именно участок будущего терминала не дает строить объекты. Кабмин стали заваливать письмами, где заявлялось о том, что земля, выделенная “АэроСвиту” и “АэроСвит-Терминалу”, нужна “Борисполю” для прокладывания различных коммуникаций под новый терминал “F”.
Мягко говоря, это сильно преувеличено. Фактически в интересах “Борисполя” — несколько расширить дорогу за счет участков “АэроСвита” и “АэроСвит-Терминала”, что находило у тех полное понимание. Они были готовы подвинуться. Однако у них требовали все и сразу. Руководству был просто не нужен конкурент.
В итоге дело вращалось в судах, обрастая богатейшей юридической историей.
“АэроСвиту” конфликт был откровенно не нужен, но вместо строительства критичных для себя объектов он не по своей воле погряз в тяжбах.
Недавно ситуация еще больше обострилась. 9 августа исполнительная служба изъяла 2 и 7 га земли у “АэроСвита” и 18 га — у “АэроСвит-Терминала” и передала их аэропорту “Борисполь”. При этом, как публично отметили юристы авиакомпании, сделано это было с нарушением законодательства.
Было проигнорировано даже то, что “АэроСвит” и “АэроСвит-Терминал” официально подали ходатайство в Государственную исполнительную службу о добровольном исполнении решений суда.
Вместо этого все решили в лучших традициях “телефонного права”. Вице-премьер Борис Колесников, после очередной жалобы руководства аэропорта “Борисполь”, дал распоряжение Государственной исполнительной службе изъять землю у “АэроСвита” и “АэроСвит-Терминала” в недельный срок. Что и было сделано… Так фактически “подставили” Бориса Викторовича, нажав на эмоции.
Кто пострадает от этого, тоже ясно — пассажиры. Монополия еще никого ни к чему хорошему не приводила. Европа это давно поняла, и там аэропорты давно прошли этап демонополизации услуг наземного обслуживания.
Существует прямая директива Совета Европы “О доступности рынка наземного обслуживания в аэропортах ЕС”, содержащая обязательные требования в отношении демонополизации целого спектра аэропортовых услуг.
У нас же авиакомпании (“АэроСвит”, “МАУ” и другие) лишены в “Борисполе” права выбора подавляющего большинства услуг, в то время как во всем мире авиакомпании выбирают поставщика услуг в аэропортах на конкурсной основе.
Более того, имеющиеся в “Борисполе” ангары не обеспечивают потребности в обслуживании парка Boeing-767, и тому же “АэроСвиту”, и другим авиакомпаниям приходится проводить обслуживание воздушных судов данного класса в Швеции, Венгрии и даже в Мексике, Индии. Соответственно, тамошние фирмы и получают доход (и платят налоги своим государствам).
Но руководству “Борисполя” не до этого. Оно занято. С врагами сражается.
Забавно, но сейчас авиакомпании снова выставили на деньги. Ранее базовым авиакомпаниям предоставлялись небольшие скидки, теперь их убрали, а полученные средства обещали бросить на строящийся аэропортовый терминал.
То, что их туда “бросят”, бесспорно, а вот насчет эффекта... Пока мешать строить другим у руководителей “Борисполя” получалось гораздо лучше.
В общем, Украина в очередной раз продемонстрировала национальные особенности бизнес-среды. Которым абсолютно безразличны интересы пассажиров, да и имидж нашей страны. Зато они чувствительны к админресурсу.
Было бы целесообразно направить кипучую энергию одного из руководителей правительства на что-то более конструктивное. Как иронично отметил один из экспертов, “может, стоит второй раз пригласить Виктора Федоровича — уже как президента страны — помочь выкопать капсулу”.
Или обойдутся одним вице-премьером?
Евгений КИРИЛЬЧУК
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.