Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Особенности правки газовых контрактов

[12:53 19 апреля 2010 года ] [ Зеркало недели, №15, 17-23 апреля 2010 ]

О потенциальных ценах на газ для Украины пока сказать нечего: тайна за семью печатями.

Публично премьер Николай Азаров заявляет, что бюджет страны не сверстан из-за неопределенности цены на газ. А президент Виктор Янукович в Вашингтоне напоминает президенту РФ Дмитрию Медведеву о том, что он так и не получил ответ на свои предложения по снижению цены газа для Украины, переданные им во время своего недавнего частного(?) визита в Москву. Какого ответа ждет Янукович и, собственно, как выразился российский премьер Путин, “в обмен на что”?

Тех, чьи предприятия потребляют минимум газа, переговоры как бы не очень волнуют; тех, чьи “едят” много — так есть парламент и Кабмин, которые для энергозависимых металлургических и химических предприятий (принадлежащих, в основном, Р.Ахметову и Д.Фирташу) снова без лишних вопросов продлят льготы и предоставят преференции в виде отсрочки выплат. На самом деле за все это в итоге заплатит каждый налогоплательщик Украины. И не тот, кто не возвращает валютную выручку в страну. А в основном тот, кто живет от зарплаты до зарплаты.

Как это пытались сделать

Когда министр топлива и энергетики Юрий Бойко и председатель правления НАК “Нафтогаз Украины” Евгений Бакулин возвратились после переговоров в Москве, в частности в “Газпроме” (о чем писало “Зеркало недели” в № 12 от 27 марта 2010 года), украинцам кратко сообщили лишь о том, что “встреча прошла в теплой и дружественной обстановке”. На самом деле разговор был непростой, в ходе которого Бойко напомнил Миллеру, кто “юрист”, а кто умный. Руководство “Газпрома” везде рассказывает, что это Украина — неблагонадежный газотранзитный партнер, забывая при этом, что за несколько дней до того, как Туркменистан в прошлом году был готов значительно увеличить цену закупаемого россиянами газ, вдруг произошел взрыв на газопроводе Средняя Азия-Центр. А также забывая и о других своих невыполненных перед партнерами обязательствах. Многие восприняли поездку Бойко и Бакулина, как подготовку визита премьер-министра Н.Азарова, который и состоялся через пару дней.

Что предлагал Н.Азаров В.Путину и главе “Газпрома” А.Миллеру, на тот момент достоверно было известно очень немногим. Зато многим стало понятно, что газотранспортный консорциум без права собственности россиян не интересует. Да, собственно, и с правом, — тоже не очень. И еще было очевидно, что глава украинского правительства вернулся вовсе не вдохновленный тем, каких политических решений и уступок ожидали россияне.

Между тем рассмотрение взаимовыгодных предложений Украины заслуживает внимания. Поэтому “ЗН” решило их опубликовать с небольшими комментариями. И речь в них вовсе не о консорциуме. А о двух контрактах между “Нафтогазом” и “Газпромом” от 19 января 2009 года — контракте купли-продажи природного газа и контракте об условиях транзита газа через территорию Украины.

Вот вариант отложенных (отвергнутых) россиянами украинских газовых предложений, полученный “ЗН” из надежных источников. Это — “актуальные вопросы для переговоров с российской стороной по внесению изменений в Контракт купли-продажи природного газа в 2009-2019 годах и Контракт об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 годы.” Эти актуальные вопросы легли в основу предложений, с которыми украинские переговорщики ездили в “Газпром”.

Первый блок актуальных вопросов внесения изменений в контракт купли-продажи природного газа в 2009—2019 годах.

1. Снижение цены газа, поставляемого по контракту.

По мнению украинской стороны, цена природного газа, поставляемого ОАО “Газпром” для НАК “Нафтогаз Украины” по контракту купли-продажи, не отражает текущую рыночную цену природного газа, которая сформировалась на рынке стран Европейского Союза в 2010 году, а также существенно превышает цены на альтернативные виды топлива (в пересчете на цену одной калории), доступные потребителям Украины. Указанные выше несоответствия принципов ценообразования, заложенные в контракте, текущим обстоятельствам на рынке, а также последние изменения в формулах цены природного газа между ОАО “Газпром” и крупными европейскими потребителями (в первую очередь, включение фактора спотовых цен на газ) дают НАК “Нафтогаз Украины” основания в соответствии с п. 4.4 контракта требовать пересмотра существующей формулы цены природного газа (Ро), как вариант — применения принципа net-back от цены на рынке ФРГ за вычетом стоимости транспортной составляющей до границы РФ—Украина для определения базовой цены Ро (которая, согласно формуле контракта, составляет 350 долл. за 1000 кубометров газа).

Кроме того, возможно использование в формуле Ро на базе исторически применявшихся цен газа в размере:

I вариант — 179,5 долл./1000 кубометров в случае поставки среднеазиатского газа. Для справки: цена среднеазиатского природного газа, поставлявшегося компанией “РосУкрЭнерго” в 2008 году, — 179,5 долл./1000 кубометров;

II вариант — 230 долл./1000 кубометров при поставках российского газа. Это — базисная цена на российский газ, который закупался в 2006—2008 годах через “РосУкрЭнерго” в соответствии с соглашением от 4 января 2006 года.

Существенная коррекция цены газа возможна в случае применения коммерческих скидок, используемых в европейских контрактах: скидки за объем поставки (“Нафтогаз” — крупнейший оптовый покупатель газа); сезонные скидки; скидки за уступленную долю внутреннего рынка (для “Газпромсбыт Украина”) и др.

Кроме того, анализ выполнения контракта в 2009 году показывает, что используемая величина базовой калорийности газа (8050 ккал/кубометр), применяемая при пересчете цены поставленного газа, постоянно приводит к доплате в размере от 0,08 до 0,51% в месяц, что по итогам предыдущего года привело к доплате в сумме около 35 млн. долл. за весь объем полученного газа. Подобная ситуация может быть разрешена путем расширения диапазона калорийности газа до значений 7800—8250 ккал/кубометр.

На основании этого “Нафтогаз” может требовать пересмотра базовой цены газа Ро с применением коммерческих скидок и расширения диапазона базовой калорийности поставляемого газа.

2. Согласование механизма изменения годового контрактного количества газа (ГКК) и необходимости корректировать в течение года квартальные объемы поставляемого газа.

Контрактом предусмотрена возможность изменения сторонами ГКК за шесть месяцев до начала года поставки. Объемы ГКК могут быть изменены с 20-процентным отклонением от количества, предусмотренного в ст. 2 соглашения (52 млрд. кубометров начиная с 2011 года).

К слову, в 2009 году “Нафтогаз” обращался к “Газпрому” с предложением о пересмотре ГКК на условиях, изложенных в контракте, однако в указанные сроки “Газпромом” не было проведено согласование. Это привело к необходимости подписания дополнительного соглашения, уточняющего объемы поставки газа в 2010-м, только после встречи на высоком уровне в ноябре 2009 года.

В то же время в контракте не предусмотрен механизм корректировки квартальных объемов поставки газа в течение года.

Требуется внести в контракт условия, позволяющие получать от “Газпрома” письменное согласие на предложения “Нафтогаза” об изменении на любой последующий год размера ГКК, а также согласия на изменение квартальных объемов отбора газ в течение года поставки.

3. Устранение ограничения +1—6% на объем месячных отборов газа, предусмотренных контрактом, и исключение из условий контракта штрафных санкций за невыборку газа.

Контракт содержит понятие среднесуточной нормы поставки и ограничение в размере +1—6% на возможные колебания при отборе газа, нарушение которых приводит к существенным штрафам в размере 150% и 300% в зависимости от сезона, что противоречит условиям “take or pay” (“бери или плати”) как ключевому принципу контракта, о чем неоднократно заявляли В.Путин и А.Миллер.

Таким образом, существует противоречие, при котором “Нафтогаз” не может отобрать природный газ на протяжении года поставки в объеме минимального годового количества без штрафа в случае, если месячные объемы отбора изменяются в пределах более 6%, но не выше 20%.

Необходимо исключить из контракта понятие “среднесуточная норма поставки”; а также ограничение по месячному/суточному отбору +1—6% и условия по штрафам за невыборку месячного объема газа.

4. Изменение сроков оплаты по контракту.

Контракт содержит условие оплаты до 7 числа месяца, следующего за месяцем поставки. Это условие фактически является предоплатой, так как расчеты проводятся до подписания акта приема-передачи газа, и данные акта, в котором фиксируется переход права собственности покупателю, точный объем газа, который необходимо оплатить, а также его качество, влияющее на цену, неизвестны.

С учетом выполнения “Нафтогазом” обязательств по оплате газа в 2009 году возможно ставить вопрос об изменении сроков оплаты:

а) до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки; или

б) в два этапа: до 7 числа месяца, следующего за месяцем поставки, — 50%, до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки, — оставшиеся 50%. Это существенно облегчит для “Нафтогаза” возможности по закупке валюты, будет согласовываться по срокам с проведением оплаты газа внутренними потребителями Украины и сроками оплаты “Газпромом” услуг по транзиту газа.

5. Изменение условий п. 5.3 контракта.

В контракте (п. 5.3) содержатся очень жесткие условия его выполнения, и продавец может в одностороннем порядке прекратить или приостановить выполнение своих обязательств по настоящему контракту при нарушении “Нафтогазом” любого из условий контракта.

Необходимо скорректировать этот пункт контракта.

6. Исключить из контракта п. 6.5 и 6.6.

Пункты п. 6.5 и 6.6 контракта оговаривают условия применения штрафных санкций (в размерах 150% и 300% в зависимости от сезона года) при невыборке и недопоставке месячного объема природного газа (6%). Применение таких санкций не позволяет без наложения штрафа реализовать принцип “take or pay” и отобрать минимальное годовое количество газа (-20%).

Предложение: исключить из контракта данные пункты.

Второй блок предложений касается контракта №ТКГУ от 19.01.09 об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины в 2009—2019 годах.

1. О предоставлении российской стороной гарантий по поставкам газа для транзита через территорию Украины.

Для обеспечения работы по транзиту и получения достоверного прогноза доходов от транзита необходимо добиться подписания дополнения к контракту №ТКГУ о гарантиях “Газпрома” по предоставлению объемов газа для транзита не менее 110 млрд. кубометров в год и уточнить реальную цифру объема транзита газа на 2010 год.

На сегодняшний день контракт №ТКГУ не содержит штрафных санкций к “Газпрому” за невыполнение контрактных объемов по транзиту, что нарушает принцип паритетности обязательств сторон, снижает мотивацию для осуществления транзита через Украину при наличии других маршрутов транзита, приводит к появлению негативных комментариев со стороны определенных политических сил в Украине.

Для справки: за 2009 год в результате отсутствия в контракте №ТКГУ ответственности “Газпрома” за непредоставление объемов газа для транзита через территорию Украины (разница между контрактными и фактическими объемами составляет около 24,2 млрд. кубометров) “Нафтогаз” недополучил выручку в размере около 490 млн. долл., что не позволило отработать полученные от “Газпрома” в 2009 году авансы в полном объеме (см. выше пункт 3). По итогам января—февраля с.г. недопоставки газа для транзита составили около 3,1 млрд. кубометров. Объемы транзита в марте также меньше контрактных значений.

В случае нарушения “Газпромом” объемов подачи газа для транзита необходимо провести денежную компенсацию в пользу “Нафтогаза” на сумму упущенной выгоды и понесенных накладных расходов, а также выплату штрафных санкций.

Условия безусловного выполнения обязательств по поставке газа для транзита могут быть реализованы при использовании контракта по типу “вези или плати”.

2. О внесении изменений в формулу расчета ставки платы за услуги по транзиту.

Исходя из формулы расчета ставки платы за услуги по транзиту, приведенной в контракте №ТКГУ, значение топливной составляющей тарифа приводит к тому, что топливный газ, необходимый для транзита 110 млрд. кубометров газа, учтен в объеме
3,3 млрд. кубометров вместо согласованных руководителями “Нафтогаза” и “Газпрома” при подписании контракта 4,09 млрд.

Необходимо откорректировать формулу путем изменения коэффициента топливного газа в числителе формулы (увеличение с 0,03 до 0,04) или сокращения размера расстояния с 1240 км до 930 км в знаменателе формулы.

Так вот эти технически важные “нюансы” россияне, насколько известно “Зеркалу недели”, намерены рассматривать исключительно после решения принципиальных для РФ вопросов. Например, после подписания долгосрочного контракта украинского “Энергоатома” с российским ТВЭЛом. Россия даже готова предоставить Украине несколько миллиардов долларов для достройки существующих и строительства новых атомных энергоблоков (в зависимости от уступок речь идет о 3, а то и о 5—6 млрд. долл.). Или после разрешения проблем совместного строительства сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124 “Руслан”. Интересует россиян и завод по обогащению урана в Желтых Водах, и харьковский “Турбоатом”. А также (хотя “Газпром” это официально и опровергает) участие если не в приватизации украинских облгазов, то по крайней мере возможность влиять на внутренний рынок газа. Не безразличны россияне и к предприятиям машиностроения и ВПК. Московский Белый дом требует от братской украинской власти режима наибольшего благоприятствования для провластного российского бизнеса. И поверьте — это важнее для Путина, чем Черноморский флот с его базированием. А ведь именно этим украинские политики от бизнеса хотят соблазнить опасных конкурентов, требующих делиться тем, за что сами боролись. Но сегодня — не об этом.

Все вышесказанное и заявления правительства и части парламента о том, что бюджет Украины не может быть принят без выяснения цены импортируемого газа, в некоторой степени логично. Но “ЗН” известно, что почти готовы по крайней мере два варианта проекта бюджета страны — с учетом очень отличных цен импортируемого газа (о цене газа, добываемого на территории Украины, речь пока не идет).

Чем платить — не знаем, но у “Газпрома” покупаем…

О том, как можно снизить цену газа для Украины, говорилось выше. Как и о том, что “Газпром” эти предложения сначала отверг. Не поэтому ли, вернувшись в Киев, премьер Н.Азаров заявил, что Украина будет покупать столько газа, сколько ей будет необходимо? Но, похоже, это были только эмоции.

Ведь глава Минтопэнерго Ю.Бойко, после этого вновь полетевший в “Газпром”, привез обязательство купить в 2010-м аж 36,5 млрд. кубометров природного газа (см. табл. 1), вместо прежнего и так немалого объема импорта в 33,75 млрд. кубометров, о чем всех уведомил первый вице-премьер Андрей Клюев.

Правда, никто не потрудился объяснить, а куда девать “излишки” пока еще виртуально закупаемого у “Газпрома” газа? (См. табл. 2.) Реэкспортировать? Куда, кому, если даже “Газпромэкспорт” и трейдеры “Газпрома” ломают голову над тем, как вернуть хотя бы докризисные объемы экспорта российского газа в Европу?

Тем временем в Украину собирается приехать президент РФ Д.Медведев. А его окружение прозрачно дает понять, что тогда же и будет решен вопрос о снижении цены газа для Украины (до 200—230 долл. за 1000 кубометров).

Энергокирпичи бюджета

Уже было сказано о том, что бюджет зависит от цены (а в действительности — от объема) импортируемого газа. Из табл. 1 видно, что при импорте в текущем году 36,5 млрд. кубометров природного газа прогнозный остаток в подземных хранилищах газа (ПХГ) может составить на 15 октября 2010 года 21,598 млрд. кубометров, а на 1 января 2011-го — 20,701 млрд. кубометров (см. табл. 2), 14,535 млрд. из которых — импортный газ. И что с этим добром делать?

Ведь согласно контракту с “Газпромом” и на следующий год (на осень-зиму прежде всего) необходимо закупать газ и закачивать его в украинские ПХГ.

“Зеркало недели” не станет публиковать разрабатываемые варианты финансового плана НАК “Нафтогаз Украины”, потому что бюджет НАКа — сборная “солянка” его дочерних предприятий. Основную роль среди которых играет ДК “Укртрансгаз” — предприятие, на практике обслуживающее газотранспортную систему (ГТС) Украины и обеспечивающее бесперебойный транзит газа через территорию Украины. Эта же дочерняя компания НАКа, как не однажды подчеркивало “Зеркало недели”, зарабатывает живые деньги для НАКа. Но получает ли их бюджет страны — вопрос не к “Зеркалу недели”.

“Укртрансгаз” столько раз проверяли-перепроверяли, что пора бы и рассказать народу, где собака зарыта. Молчат. Все, кто уполномочен государством об этом публично сказать. Новая власть, старая власть — “хорошие” схемы всем нужны…

А пока все молчат, “Зеркало недели” решило рассказать, во сколько обходится (может обойтись) ДК “Укртрансгаз” стоимость транспортировки газа по ГТС и сколько (в зависимости от тарифа на транзит газа и объема транзита) на это израсходует газа сама компания. Для расчета взята действующая цена 2472,8 грн. за 1000 кубометров.

Опять же, предлагаем три варианта. Первый: если стоимость транзита природного газа составит 10,3 млрд. грн., то на его прокачку по Украине понадобится топливного газа стоимостью 313,657 млн. грн.

Если же стоимость транзита составит около 8,918 млрд. грн. да при тарифе 0,97 грн., то “Укртрансгазу” придется использовать топливного газа на 292,35 млн. грн. При дальнейшем сокращении объемов транзита его стоимость снизится до 8,62 млрд. грн., тогда украинским газотранспортникам нужно будет израсходовать топливного газа на 229,15 млн. грн.

Варианты возможного определения стоимости услуг “Укртрансгаза” представлены в табл. 3. И все это — при действующих транзитных тарифах на газ, согласно контракту с “Газпромом”.

Именно последняя строка в табл. 3 говорит о заработке газотранспортников. Но… несмотря на это, основной доход за газотранспортные услуги получает (и уже давно) “Нафтогаз”.

Даже при рассмотренных выше вариантах стоимости топливного (технологического) газа расходы НАКа могут составить 296,67; 256,10 и 247,31 млн. “живых” грн., соответственно. Повторяю: расходы НАКа, а не “Укртрансгаза”, который, собственно, и транспортирует газ — в Украину, через ее территорию. А “Нафтогаз” на транзите газа ежегодно зарабатывает (точнее, зарабатывает “Укртрансгаз”) минимум 2,72 млрд. долл. Сколько из этой суммы получает непосредственно ДК “Укртрансгаз” — мало кто знает наверняка.

Правда, теперь все желающие знают, что в этом году действует формульный подход определения стоимости транзитных услуг Украины для “Газпрома”. Если в прошлом году применялась фиксированная на год ставка 1,7 долл. за транспортировку по газопроводам 1000 кубометров газа на 100 км, то в первом квартале 2010-го, согласно контрактной формуле, ставка транзита составляла 2,78 долл., а во втором (по предварительным расчетам) составит 2,84—2,88 долл.

Больше-меньше — кто выбирает?!

К окончанию первой декады апреля в Украину было поставлено почти 43 млрд. кубометров газа на условиях соглашений, подписанных 19 января 2009 года. При том что планировалось немногим более 36 млрд. Экспорт газа составил 34,6 млрд. кубометров, хотя он планировался в объеме немногим более 28 млрд.

Можно предположить, что устная (надеюсь) договоренность министра Юрия Бойко с “Газпромом” как раз и “вписывала” этот объем в рассматриваемые потоки и “Нафтогаза”, и “Газпрома”. Но вписывается ли и впишется ли он в действительности? Если учесть всевозможные преференции, льготы, предоставленные правительством Януковича—Азарова химическим и горно-металлургическим предприятиям (в основном Д.Фирташа и Р.Ахметова)…

20% — и можете работать…

Чем больше пытаются засекретить любое мероприятие, проводимое в рамках НАКа, тем хуже. Для тех, кто пытается это сделать. На “встрече друзей” в ДК “Газ Украины”, как известно “ЗН”, “чужих”, в том числе журналистов, не было — их не пустили. А представителей пресс-службы Минтопэнерго соответствующие службы окружили такой (простите за тавтологию) круговой заботой, что даже если бы они и хотели что-то поведать журналистам, то вряд ли бы рискнули. (Заранее всех поставили в известность, что “болтать не стоит”, тем более “лишнего”, тем более журналистам.)

Но… уже написано юридическое обоснование ликвидации “Нафтогазмереж”. По крайней мере, это предприятие могут оставить фантомом. Как и предполагало “ЗН”, друзья Фирташа — владельца множества обл- и горгазов зарубят идею Тимошенко о закрытии лавочки по обескровливанию “Нафтогаза Украины”. Ю.Тимошенко под лозунгом наведения порядка хотела под крышей “Нафтогазмереж” упорядочить чужие потоки. А этим-то чего свои потоки упорядочивать? Это в 2007-м при Ю.Бойко создавался прообраз “Нафтогазмереж” — “Укргазмережі”. Затем был найден более простой способ взять под контроль облгазы и их потоки. Вот поэтому до 1 мая большинство обл- и горгазов должны получить в Национальной комиссии регулирования электроэнергетики лицензии на новую цену топливного (технического) газа и тарифы на поставку газа по нерегулируемому тарифу. Это их заработок. Остальные средства, как уверял первый зампредседателя правления “Нафтогаза”, будут поступать на единый транзитный счет. Кроме того, облгазы должны срочно заключить договоры на аренду газораспределительных сетей.

Что-то это мне напоминает. Нечто подобное уже происходило. В том числе в 2005 году и позже. Ничего хорошего на сегодняшний день из этой затеи не получилось. В силу двух субъективных причин — политики и личной выгоды. Причем в обоих случаях (так или иначе) выгода каких-то лиц в масштабе страны только подтверждает, что все тайное когда-нибудь становится явным… Жаль, что “сильные мира сего” об этом если и думают, то в последнюю очередь. Впрочем, чего им бояться? Вот даже И.Бакай (первый глава “Нафтогаза Украины”) возвращается, а он ведь первым обстоятельно доказал, что не только газ, но и платежи за него — летучее вещество.

Алла ЕРЕМЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.