Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Оккупированная часть Донбасса. Стена между нами

[08:23 15 июля 2015 года ] [ Радіо Свобода, 14 липня 2015 ]

Пропасть между Украиной и жителями оккупированных территорий продолжает нарастать. Во-многом, из-за транспортной блокады.

С 21 января 2015 года длится транспортная блокада региона.

Теоретически выехать можно. Тысяча справок, миллион разрешительных документов, — и вот вы уже в Киеве, Харькове, Львове. Очевидно, можно и проехать с территории, подконтрольной Киеву, на территорию “ЛНР” и “ДНР”. При выполнении тех же условий. А можно даже туда и обратно.

На днях рассказали байку, как какому-то луганчанину приспичило навестить тещу в Станице Луганской. Туда он прошел довольно легко. Обратно попал через неделю, при этом кошелек его полегчал на 500 гривен. Да, конечно, сложная пропускная система — это питательная среда для коррупции. Людям-то все равно надо ехать. Стало быть, за ценой они не постоят. Но, говорят нам, люди — то пусть едут, если им надо (не постояв за ценой, само собой). Но только люди. А не целые автобусы и не фуры с продуктами.

Помню, была школьная загадка на развитие мышления. Вы идете по пустыне. Перед вами встает стена, которую невозможно обойти и перелезть. Ваши действия? Не помню, как я тогда решил загадку. Сейчас я ответил бы, что очень может быть, все обдумав, я приду к выводу, что не очень то мне и нужно туда, за эту стену, проникать.

Какие видятся аспекты полной транспортной блокады? Я сейчас не буду говорить о том, что она способствует коррупции или карьерному росту чиновников, ответственных за ее возникновение. Или о том, что подразумеваемый КПД от “Стены” так и не был озвучен, а, стало быть, невозможно никак проверить, есть он или нет. А на нет и суда нет.

Исследуем только ближайшие практические последствия.

Добьются ли таким образом “голодомора” в “ЛНР” или “ДНР”? Нет. Продукты просто пойдут через другие каналы. Те же гуманитарные конвои из России. Мне скажут, что “гуманитарка” попадает на базар. Я вам отвечу по опыту прошлого лета: главное, чтобы продукты были в зоне доступа, а через какие схемы они попадут к потребителю, вторично (для потребителя). На базаре, так на базаре. Втридорога, так втридорога.

А вот украинские мелкие и средние производители могут получить большие убытки, не имея возможности реализовать товар в Луганске. Хотя, когда чиновник делает карьеру, его меньше всего волнует, что от этого погорит сотня-другая фермеров той державы, о которой он денно и нощно печется. Ближайший пример. В той же Станице Луганской намедни килограмм огурцов предлагали купить за гривню (в Луганске в это время огурцы стоили 20 гривен за килограмм), но желающих не было, поскольку огурцы в Станице есть у всех. Овощи сгнили, ожидаемая прибыль не состоялась.

Человеческий аспект блокады. Лично мне не холодно ни жарко оттого, что в Киев поехать труднее, чем в США. У меня нет в Украине никаких дел и никаких “бубновых интересов”, прошу прощения, что говорю об этом прямо, без экивоков. Исключительно для простоты понимания. Но есть люди в Луганске, чьи дети, например, учатся в харьковских или киевских вузах. Или работают в Украине. Или просто находятся там, бежав еще прошлым летом. И не хотят или не могут возвращаться, по тем или иным причинам. Есть семьи, в которых муж находится в “республике”, а жена с маленьким ребенком — на территории, контролируемой Украиной. Есть и другие роковые сочетания “там и здесь”.

Эти люди преодолеют чудовищные препятствия, чтобы повидаться с детьми, женами, родителями, любимыми. Возможно, они при этом будут рисковать жизнью.

Предполагается, что “Стена” заставит жителей “ЛНР” и “ДНР” “задуматься”. И оценить все прелести свободного перемещения. Куда вероятнее, что в результате таких мер они не “задумаются”, а ожесточатся еще больше. “Донбасскому характеру” не страшны препятствия. Они для него — стимул, вызов. Но не повод любить того или тех, кто эти препятствия создает. Это очень просто доказать, поскольку “Стене” предшествовало многое, многое… И эффект для коллективной ментальности всегда был один и тот же.

Настанет день, когда луганские выпускники перестанут стремиться поступать в украинские вузы. С сыном, обучающимся в Ростове, увидеться намного проще, и это не чревато осложнениями.

Пропасть между Украиной и “республиками”, созданная войной, продолжает нарастать. Во многом — за счет “мудрых мер” вроде транспортной блокады. Настанет день, когда потребители в Луганске полностью перестроятся на продукцию местного и донецкого производства, на продукцию из России, Турции, Китая. Крепкими родственными связями они рисковать не станут. Перестанут отправлять мужей, жен, детей на лечение и в гости на территорию Украины. А факультативными связями — пожертвуют. Тем более, что это уже второй заход на проверку прочности отношений. Первая проверка произошла год тому назад.

В любых делах есть точка невозврата. Находится она, как ни странно, там, где энергия потребная на поддержание дела, переваливает за какую-то критическую цифру. Если поехать из Луганска в Харьков означает прийти на автовокзал и заплатить 100 гривен — это одно. Если прийти и заплатить 300 гривен — другое. Если нужно месяц ждать разрешения, подвергнуться сотне проверок и рискнуть свободой или (и) здоровьем (и заплатить 1000) — это действие переходит в категорию энергетически чрезмерно затратных. И есть смысл подумать о том, не получишь ли ты то, за чем собрался в Харьков, быстрее и дешевле, например, в Ростове, в Москве или в Мюнхене.

Живет в Луганске мой друг, человек не робкий и трудолюбивый. В Киеве у него остались дети-студенты. В другом украинском городе — любимая женщина. Несмотря на войну, он был полон надежд и планов. Очень радовался успехам детей в учебе. Ждал новых встреч с любимой женщиной.

В любом случае он не думал, что с детьми увидится лет через пять, и что любимой придется ездить к нему на свидания через Белгород. Впрочем, проблема личного счастья вскоре отпала. Любимой эти “романтические” трудности, связанные с трудоемкими и опасными поездками туда-обратно, не пришлись по нраву. Детей он не видел почти год и когда увидит снова — неизвестно.

Уместно ли ставить в одну строку грубую прозу денежных расчетов и возвышенные соображения о разрушении человеческих связей? Вопрос вкуса. Я, как видите, рискнул.

Я даже готов предположить, что сегодня найдутся в Луганске люди, которое и в наше время любят, допустим, Киев из-за того, что это красивый и культурный город. Но кто из них при таких исходных условиях поедет туда ради того, чтобы пойти в музей или в Лавру? То же относится к посещению Львова, Одессы, Полтавы.

Мне скажут, что это более чем странные мысли в дни, когда, например, Донецк обстреливается 30 раз в сутки. Что транспортная блокада — неизбежное последствие войны.

Ну что ж, пожалуй. О музеях и соборах Киева и Львова, пляжах Одессы и Мариуполя, синагогах Умани пора забывать. А если уж без этого никак — то ведь пляжи есть и в Крыму. А синагоги найдутся и в Хайфе, до которой от Луганска буквально рукой подать.

Петр ИВАНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.