Постоянный адрес: http://ukrrudprom.ua/digest/Odesskiy_port_poluchit_zerno_i_metall.html?print

Одесский порт получит зерно и металл

Forbes-Украина, 11 июля 2013. Опубликовано 11:36 11 июля 2013 года
Министерство инфраструктуры расширило его специализацию.

На заседании 11 июля Кабмин рассмотрит Стратегию развития морских портов до 2038 года, подготовленную Министерством инфраструктуры. Ее принятие позволит начать приватизацию и передачу в концессию государственных портов. В распоряжении Forbes есть копия последней редакции документа. Главное отличие от предыдущей версии, презентованной министерством в марте — расширение специализации Одесского порта.

Согласно данным стратегии, Одесский порт будет специализироваться на перевалке металлургических, зерновых, контейнерных грузов и нефтепродуктов. В мартовской редакции документа Одессы не было в списке портов, которые специализировались на перевалке металла, руды, угля и зерна.

В нынешней редакции также нет пункта о формировании портовых кластеров на базе Одесского, Николаевского, Ильичевского и Южного портов — весенняя версия “Стратегии” предполагала появление четырех кластеров.  

Реализация стратегии позволит увеличить годовую перевалку грузов в морских портах с 109 млн тонн в 2012 году до 210 млн тонн, прогнозирует профильное министерство. В 2012 году переработка в морских портах Украины сократилась на 4,15% до 109 млн тонн по сравнению с 2011 годом. Переработка транзитных грузов снизилась на 16% до 33,5 млн тонн.

Ожидаемые частные инвестиции в портовую инфраструктуру — 26 млрд гривен, сказано в документе. Чтобы конкурировать с портами России и стран Балтики, украинским портам в целом необходимо 30 млрд гривен, считает заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Демидович. “Мы планируем, что морскую часть — инвестиции в углубление причалов, гидротехнические сооружения — возьмет на себя госпредприятие “Администрация морских портов”, — отмечает Демидович. — Наземная часть должна стать объектом для инвестиций частного бизнеса”.

Сам по себе документ декларативен. “Например, в стратегии говорится об увеличении грузопотока, но нет конкретных цифр о распределении роста между портами, названа сумма инвестиций, но нет распределения денег между портами”, — поясняет эксперт отрасли, просивший не называть его имени. Единственно важная часть стратегии — специализация портов, уверен он.

Специализация морских портов согласно Стратегии развития до 2038 года

Продукция

Порт

Нефть и нефтепродукты

Одесса и Феодосия

Химические грузы наливом 

“Южный”

Железорудное сырье, уголь и металл

Одесса, Мариуполь, Ильичевск, Керчь и “Южный”

Зерно

Одесса, Ильичевск, Николаев и Херсон  

Контейнерные грузы

Одесса и Ильичевск

Пассажирские перевозки, обслуживание круизных лайнеров

Одесса, Севастополь и Ялта

 

“Перераспределение специализации в пользу Одессы сделано потому, что в Одесском порту будет работать “Портинвест” и переваливать грузы родственных компаний. Весь цикл производства и транспортировки будет замыкаться на одной компании”, — подчеркивает директор одесской экспедиторской компании. “Портинвест”, который входит в СКМ Рината Ахметова — самый влиятельный игрок в портах Большой Одессы, писал Forbes в прошлом году.

Юрий ВИННИЧУК