Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Невосстановленное вещание: Почему на Донбассе не выполнили поручение Порошенко

[17:20 06 сентября 2016 года ] [ Новости Донбасса, 5 сентября 2016 ]

Одной из главных предпосылок реинтеграции и возвращения под украинскую юрисдикцию пока неподконтрольных районов Донбасса является возвращение их в украинское информационное пространство.

Эта проблема актуальна и для прифронтовой зоны, многие жители которой пока остаются без украинских средств информации. Решение этого вопроса невозможно без восстановления старых и строительства новых объектов инфраструктуры вещания.

На эту проблему обращал внимание президент Украины Петр Порошенко, который во время своего визита в Донецкую область 5 июля дал 2 месяца на восстановление телебашни “Краматорск” на горе Карачун у Славянска.  “Мы договорились, что уже через 2 месяца телебашня должна быть отстроена.  Больше срока я не даю. И деньги на это должны быть найдены и передатчики ... Это право народа на правду, которую мы должны защитить”, — сказал тогда Порошенко.

Башня на горе Карачун была разрушена еще летом 2014 во время боев за Славянск. Работы по ее восстановлению начались только в июне 2016 года — лишь  через 2 года.

Сроки, которые президент дал на восстановление объекта тогда выглядели нереальными,  ведь работы только начались и специалисты ранее заявляли, что для их завершения при всех благоприятных условиях необходимо не менее 4 месяцев. Сегодня уже 5 сентября. Прошло ровно 2 месяца после заявления президента. Восстановительные работы ведутся, но объект не восстановлен.  И сегодня представители восстанавливающих его организаций дают брифинг прямо на стройке и рассказывают, почему получилось так, что поручение президента не было исполнено в намеченный им срок.

К этой символичной дате “Донецкий институт информации” провел аудит восстановления и строительства инфраструктуры вещания в Донецкой области.  Аудит не обширный, ведь крупных объектов строительства не так уж и много. Реальные работы ведутся лишь на одном объекте — возле Карачуна.

Вторым “большим” проектом в рамках возобновления вещания на территории Донецкой области после строительства телебашни “Краматорск” является возведение новой телебашни в городе Покровск (бывший Красноармейск). На примере реализации этого проекта можно определить проблемы, которые мешают полноценному и своевременному возвращению жителей Донецкой области в украинское информационное поле, и определить пути решения этих проблем. Также необходимо рассмотреть недостатки и сильные стороны украинской государственной политики по восстановлению инфраструктуры вещания и сделать сравнительный анализ альтернативных проектов.

Проекты вышек, которые строятся

При Министерстве информационной политики Украины уже более года действует межведомственная Комиссия по вопросам обеспечения стабильного функционирования системы национального телевидения и радиовещания. Согласно решению Кабинета министров Украины, именно эта комиссия отвечает за восстановление вещания украинских телеканалов на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей и в аннексированной Автономной Республике Крым.

В основном комиссия сосредоточилась на вопросах установления дополнительных передатчиков для радио и телесигнала. Всего, по состоянию на август 2016 года, во исполнение ее решений был установлен 61-й передатчик. Значительная часть этих передатчиков была получена от иностранных государств.

Сейчас в активе у министерства только 2 относительно масштабных проектов — первый проект — это вышка “Краматорск” и проект строительства вышки в городе Покровск (бывший Красноармейск).

Сейчас  второй проект проходит стадию согласования, средства на его реализации не выделены, несмотря на их небольшой объем — по предварительным данным, 12 миллионов гривен.

Покровская вышка. Анализ проблем и перспектив строительства

Покровск — это хаб и самый большой город центральной части Донецкой области, находящийся под контролем украинского правительства. Население города составляет более 60 тысяч человек без учета вынужденных переселенцев, которых  в городе зарегистрировано более 27 тысяч. Город является центром Покровской агломерации, объединяющей преимущественно малые шахтерские города с общим населением более 300 тысяч человек. Вещание украинских телеканалов на этот район велось с помощью крупнейшей в области телебашни — донецкой. Сейчас эта башня контролируется представителями организации “Донецкая народная республика”. Благодаря ей ведется вещание только российских и подконтрольных администрации “ДНР” телеканалов. Телеканал “ДНР” “ОПЛОТ” в городе Красноармейск можно увидеть даже в HD-качестве.

В Покровске есть собственная телебашня высотой 100 метров, которую обслуживает собственный персонал. Теоретически, этих людей можно использовать для обслуживания новой телебашни. Учитывая этот и население агломерации, можно констатировать, что место для строительства новой башни было выбрано удачно. Планируется, что высота объекта составит 180 метров. Это позволит расширить радиус вещания до 30 километров.

Главной слабостью планов строительства башни в Покровске является отсутствие возможности с ее помощью транслировать сигнал на неподконтрольную территорию.

Сильные стороны проекта:

— решает проблему покрытия качественным телесигналом большой Покровской агломерации;

— при условий стабильного финансирования имеет короткие сроки исполнения;

— отсутствие проблемы с персоналом;

— наличие нужных ресурсов;

— низкая вероятность поражения нового объекта со стороны российских военных формирований.

Проект “большой башни”

Специалисты многократно отмечали, что для полноценного восстановления вещания на неподконтрольные территории необходимо построить телебашню, аналогичную по своим техническим характеристикам той, что находится в Донецке. То есть такой объект должен быть высотой 365 метров — в два раза выше, чем башни в Славянске и Покровске. Реализация такого проекта является большим вызовом для государственных учреждений.

Идеальным сектором для строительства такой башни является район, близкий к зоне активных боевых действий — городам Марьинка и Красногоровка, которые находится в зоне достижения реактивной артиллерии противника. Единственным большим положительным фактором в пользу строительства такого объекта является возможность покрыть аналоговым и цифровым сигналом неподконтрольную территорию.

Слабые стороны проекта:

— отсутствие персонала, необходимость его перевода на новое место;

— отсутствие надлежащего финансирования;

— высокая вероятность поражения со стороны российских военных формирований и разрушения;

— Бесполезность в случае быстрого возвращения Донецка под контроль украинской власти.

Дискуссия вокруг одного из инфраструктурных проектов по восстановлению вещания на Донбассе поднимает ряд вопросов, центральным из которых является дилемма между попытками с высокими рисками покрыть вещанием неподконтрольные территории, или концентрации на менее амбициозных, но более прогнозируемых в плане результата проектах.

Впрочем, при условии надлежащего финансирования гипотетический проект  “большой башни” и проект вышки в Покровске не являются взаимоисключающими, хотя и будут частично перекрывать друг друга. Главной проблемой в вопросе возобновления вещания на подконтрольной и неподконтрольной территории Донецкой области является отсутствие стабильного и достаточного финансирования, его постоянные поиски.

Финансовые сложности в реализации проектов

Как отмечалось в предыдущем исследовании “Донецкого института информации”, МИП по своей структуре, полномочиями и объемом финансирования не в состоянии самостоятельно решить задачу восстановления вещания украинских телеканалов в Донецкой области. Однако именно эта государственная организация выступает координатором процесса восстановления и отвечает за него.

Министерство финансов и Министерство экономического развития не согласовывает финансирования строительства башни в Покровске из резервного фонда государственного бюджета. В июле на запрос “Донецкого института информации” в Минфине ответили, что в Государственном бюджете Украины на 2016 год МИПу по бюджетной программе 3801020 “Производство и трансляция телерадиопрограмм для государственных нужд, сбор, обработка и распространение официальной информационной продукции” предусмотрены расходы в сумме 109, 2 миллиона гривен. Государственному комитету телевидения и радиовещания Украины по бюджетной программе 1701080 “Производство и трансляция телерадиопрограмм для государственных нужд” предусмотрены 748, 3 миллиона гривен.

В свою очередь в МИПе отмечают, что порядок использования бюджетных средств по программе 3801020 не предусматривает закупку передающего оборудования, а деньги рассчитаны на  другие цели. После того, как заявление по поводу строительства телебашни на горе Карачун сделал президент Украины, Кабмин, по данным МИПа, поддержал инициативу по выделению из резервного фонда государственного бюджета 40 миллионов гривен на восстановление вещания. По поручению Кабмина МИП подготовил проект соответствующего нормативно-правового акта, предусматривающего, в том числе, и финансирование строительства башни в Покровске. Сейчас проект находится на стадии согласования.

Возобновление вещания в контексте реинтеграции неподконтрольной территории

Возобновление вещания украинских телеканалов является одной из предпосылок реинтеграции неподконтрольных районов Донецкой области и прифронтовых районов в единое  украинское административное и территориальное пространство. Одной из главных предпосылок возврата и легитимации работы украинских государственных институтов. Этот вопрос невозможно рассматривать отдельно от общего комплекса вопросов по урегулированию военного конфликта на Донбассе,которые освещены в тексте Минских договоренностей, подписанных 15 февраля 2015 года. Все стороны конфликта апеллируют к этому документу.

Ни один из 13 пунктов договоренностей напрямую не затрагивает вопросы работы средств массовой информации и восстановления вещания украинских телеканалов на территории районов, неподконтрольных украинской власти. Косвенно вопрос о деятельности СМИ поднят в  4 и 8 пунктах. В  4 пункте речь идет об определении порядка проведения местных выборов на неподконтрольной территории в соответствии с законами Украины. Согласно украинскому законодательству, СМИ имеют право свободно освещать предвыборную кампанию и сам процесс выборов. В свою очередь, политические силы и кандидаты с помощью прессы могут проводить агитацию. Сейчас предпосылок для обеспечения голосования в соответствии с условиями прозрачности на неподконтрольной территории нет. В пункте 8 говорится об определении плана полного восстановления социально-экономических связей. Восстановление социально-экономических связей предусматривает восстановление всего их сектора, в том числе и общественного. Каждый украинский телеканал является юридическим лицом, ведущим хозяйственную деятельность. Некоторые из украинских каналов в результате действий “ДНР” были лишены своих частот для трансляции контента. То есть речь идет о нарушении прав частной собственности, нарушении права на ведение экономической деятельности, которые можно устранить в рамках восстановления социально-экономических связей.

Проблема восстановления вещания является составляющей широкой проблемы — отсутствия у государственного аппарата четкой стратегии по возвращению под контроль оккупированных районов. Если двигаться в русле Минских договоренностей, то строительство новых инфраструктурных объектов украинского вещания на неподконтрольную территорию является финансово необоснованным. Выполнение Минских договоренностей приведет к возвращению под контроль украинской власти донецкой телебашни или хотя бы возврата в ее сигнал украинских телеканалов. Но любые попытки обсудить этот вопрос вызывают сопротивление представителей администрации “ДНР” и российской стороны.

По информации “Донецкого института информации”, вопрос возвращения частот украинским телеканалам неоднократно поднимался в рамках работы минских групп, однако каждый раз это приводило лишь к срыву переговоров из-за категорического нежелание представителей “ДНР” к компромиссу в этом вопросе.

Сейчас восстановление вещания в Донецкой области происходит в большей степени путем помощи международных доноров, или привлечением внебюджетных ресурсов. Строительство “большой башни” в условиях полного финансирования и поддержки всех институтов будет продолжаться не менее года. В теории на восстановление телебашни на горе Карачун в условиях качественной подготовки нужны 4 месяца, практическая реализация проекта продолжается уже более 2 лет. Проект построения новой башни, аналогичной по своим характеристикам захваченной в городе Донецк, может реализовываться годами. Не исключено, что за это время или конфликт, или вопрос возобновления вещания будут решены и необходимость в построении такой башни отпадет.

Выводы, или Кто и как должен платить за восстановление вещания

Единственным субъектом, который имеет интерес в реализации проектов по возвращению украинских граждан в украинское информационное пространство, является государство. Официальная позиция государства  — реинтеграция неподконтрольных территорий. Сейчас украинская власть не имеет собственного стратегического видения такого процесса. Минские договоренности, как международный план реинтеграции, не выполняются, хотя признаются всеми сторонами. Сама ситуация такой неопределенности значительно затрудняет восстановление вещания на неподконтрольной территории, потому что от того как это будет, существенно зависит стратегическое видение, каких целей нужно достичь и какой ценой.

Главной проблемой восстановления вещания является отсутствие видения его основных целей. Руководители государства, в том числе и президент неоднократно подчеркивали необходимость в полном объеме возобновления вещания на территории Донецкой области. Однако пожелания руководства государства не имеют документального продолжения, а ответственные за восстановление вещания чиновники до сих пор не представили своих комплексных вариантов видения этого процесса. Необходимы несколько вариантов стратегии возобновления вещания и пошагового видение этого процесса с описанными конкретными целями, стоимостью и сроками их выполнения. Заявленные глобальные цели не соответствуют уровню финансирования их реализации.

Виталий Сизов, аналитик “Донецкого института информации”

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.