Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Нефтяной передел

[14:51 26 июня 2012 года ] [ День, № 109, 26 июня 2012 ]

Правительство собралось отобрать у крупнейшей российской нефтяной компании ТНК-ВР Лисичанский НПЗ и выставить на реприватизацию.

Вчера в Киеве правительство проводило совещание по вопросам возобновления работы отечественных нефтеперерабатывающих заводов, которое еще в минувшую пятницу анонсировал на своей страничке в Facebook премьер-министр Николай Азаров.

Между тем наше правительство и без того уже активно поработало на нефтепродуктовой ниве. 19 июня введен в действие закон о так называемых плавающих акцизах, принятый Верховной Радой 15 мая. 21 июня Минэнергоугля повысило акцизы на бензин и дизельное топливо. А за день до этого Верховная Рада приняла закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно производства и использования моторных топлив с содержанием биокомпонентов”. Одновременно МЭРТ изучает возможность введения еще одной неоднозначно воспринимаемой в обществе меры — пошлины на импортные нефтепродукты. Она предназначена якобы для стимулирования загрузки сырьем отечественных нефтеперерабатывающих заводов. “Пока наблюдается резкое снижение цен на нефть на мировых рынках, и нет соответствующей коррекции цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, я собираю аргументы для того, чтобы защитить наши НПЗ, вернуться к пошлинам на готовые нефтепродукты”, — заявил глава МЭРТ Петр Порошенко.

Вот это и есть в Украине настоящая задача №1. Так считает и Николай Азаров. “У нас из семи (нефтеперерабатывающих) заводов стоит пять. Остальные два работают еле-еле, — негодует премьер и отмечает: — наши друзья в России установили такую вывозную пошлину на нефть, которая, в совокупности с ценой нефти, при нынешних ценах на заправках делает нерентабельной переработку нефти”. Премьер также подчеркнул, что украинские НПЗ нуждаются в глубокой реконструкции и модернизации, они неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными. Поэтому Азаров выступает за то, чтобы защитить украинский рынок нефтепродуктов от наплыва импортной продукции. “Задача непростая, — страхуется премьер, — Во-первых, мы — члены ВТО, во-вторых, мы имеем соглашения о зонах свободной торговли, в-третьих, решение, связанное с повышением ввозных пошлин, чревато временным, но повышением цен на нефтепродукты. Поэтому правительство находится в том состоянии, когда необходимо найти оптимальное решение, и мы это решение найдем”. Кто бы сомневался! Но против пошлин выступают крупные сети АЗС, импортирующие топливо.

Далеко не все во властных кабинетах приветствуют и повышение акциза на бензин и дизтопливо. Замдиректора департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугля Константин Бородин отмечает, что повышение ставок акцизного сбора было проведено Кабмином по требованию Мининфраструктуры, то есть его главы и вице-премьера Бориса Колесникова. “Акцизный сбор идет на поддержание автомобильных дорог в должном состоянии, — уточнил Боровик, — В прошлом году его размер был снижен в связи с ростом цен на нефтепродукты. В результате необходимых этому министерству компенсаторов не нашлось, и работы по строительству дорог не были профинансированы в полном объеме”. Похоже, Минэнергоугля настаивало на сохранении низкой ставки акцизного сбора, однако голос Колесникова в дни Евро-2012 был слышен лучше.

Так заработают ли украинские НПЗ? Похожи первым под “эксперимент” попал Лисичанский (Луганская область) нефтеперерабатывающий завод, который теперь, кстати, называется ЧАО “ЛИНИК”, то есть, является частной, а не государственной собственностью. Но главу соответствующей облгосадминистрации Владимира Пристюка это обстоятельство, видимо, не смущает. “Проблемы “ЛИНИКа” областная власть решает не только на региональном, но и на государственном уровне, — откровенничает губернатор, — По этому поводу я встречался не только с собственниками предприятий, но и с Президентом Украины и премьер-министром... Результатом этих встреч стало принятие решения о поиске нового собственника”.

И тут мы, собственно, подошли к теме вчерашнего “нефтяного” совещания в Кабмине. Скорее всего, именно путем смены собственников и намечено реанимировать украинскую нефтепереработку. “Теперь нужно, как можно оперативнее, провести процессы аудита и передачи предприятия новому инвестору, — указывает Пристюк, — чтобы было как можно меньше последствий от остановки “ЛИНИКа”. “Это общая позиция и областной власти, и премьер-министра Украины Николая Азарова, и министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко”, — отмечает губернатор, но, как ни странно, ничего не говорит о позиции собственника — далеко не последней в мире нефтяной компании ТНК-ВР. Как бы там ни было, а для нее “ЛИНИК”, хоть и не такая уж большая ценность — чемодан без ручки, — но не бросать же задаром — есть же еще возможность консервации предприятия до лучших времен.

НПЗ и его собственников, скорее всего, ждет быстротечный, а может быть, и не очень, судебный процесс, который даст старт реприватизации. Главная же проблема состоит в том, где взять нового “эффективного” собственника? И это уже далеко не губернаторская забота. Думается, его могут искать и в Азербайджане, но, скорее всего, все-таки в России. Тамошний “Газпром” ведь добывает не только газ, но и немало нефти. Значит, мог бы подойти. Плюс этого покупателя еще и в том, что, вполне возможно, Украина не будет ему ставить цену за крупнейший в стране НПЗ в реальных деньгах. Продавцу может подойти и предложение (Украина и сама может его инициировать) использовать “ЛИНИК” в качестве разменной монеты при пересмотре газовых контрактов 2009 года.

Но почем после продажи или передачи “ЛИННИКА” другому собственнику в Украине будет литр бензина и как скоро “наши” нефтепереработчики (не исключено, что реприватизация ударит и по другим НПЗ) и потакающее им правительство выйдут на европейские стандарты качества топлива?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.