Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Наталья Изосимова: В будущем году публичные дебаты выйдут в телевизионный формат

[15:59 23 декабря 2009 года ] [ Комментарии, №48, 18 декабря 2009 ]

На вопросы еженедельника “Комментарии” отвечает директор фонда “Эффективное Управление” Наталья Изосимова.

- Недавно фонд провел уже шестое в этом году мероприятие в рамках проекта публичных дебатов на темы развития экономики и бизнеса в Украине. Удалось ли дебатам стать заметными среди множества форматов политических дискуссий (прежде всего телевизионных), пользующихся у нас неизменной популярностью?

— Говорить о том, сколь это заметный проект, может быть, не совсем корректно и не совсем скромно. К тому же все это время мы направляли свои усилия на сам продукт, а не на его популяризацию. Ведь он для Украины новый, и нам очень хотелось, чтобы ему был обеспечен высокий уровень. Успех дебатов зависит от четырех факторов: интересные темы, яркие спикеры, заинтересованная, умная аудитория и хороший модератор. Над всеми этими факторами мы и работали в течение года, и, на наш взгляд, проект получился. Теперь наступил второй этап: мы стали думать о более широком охвате аудитории. В будущем году хотим выйти в телевизионный формат. Тогда дебаты станут для общественности более заметным явлением. Но и сейчас ясно, что дебаты оказались востребованными.

- Какие темы будут обсуждаться на дебатах в будущем году?

— Конкретных формулировок пока нет. Мы над ними думаем. Но общие блоки тем определены. Это экономическое развитие регионов, наука и инновации, реформа системы образования, административная реформа, украинско-российские отношения. Как раз недавно совместно с газетой “Ведомости” мы проводили в Москве конференцию по вопросам украинско-российских экономических отношений. Вторая секция конференции прошла в формате дебатов. Интерес к ним оказался огромным — московская аудитория была буквально поглощена дискуссией, которая, кстати, велась в очень конструктивном, уважительном ключе. Поскольку тема животрепещущая, мы решили обсудить ее и здесь, в Украине.

- Одна из задач фонда — предоставление помощи правительству и парламенту в разработке некоторых направлений экономических реформ. Какие предложения фонда в этой связи уже воплощены?

— К конкретным результатам нашей работы в этом направлении можно отнести законопроект “О государственном и частном партнерстве”, который мы помогали разрабатывать парламентскому комитету по промышленной и регуляторной политике и предпринимательству, закон “Об акционерных обществах”, в подготовке которого мы также сыграли немалую роль. Сейчас несколько рабочих групп трудятся над нормативными актами, касающимися процедуры банкротства, упрощения процедур ведения бизнеса, создания института саморегулируемых организаций и т.д. Все эти законопроекты носят реформаторский характер.

- Какие механизмы лоббирования для внедрения своих предложений использует фонд?

— Мне не очень нравится в данном случае слово “лоббирование”. В нашей культуре оно, как правило, всегда ассоциируется с проталкиванием чьих-то интересов. Я бы говорила скорее о выстраивании профессионального процесса сотрудничества и формировании консенсуса. И мы убедились, что для этого есть эффективные механизмы, позволяющие добиваться результата даже при всех тех ограничителях, которые сегодня определяют политическую и экономическую системы. В первую очередь я говорю о рабочих группах, создаваемых в рамках парламентских комитетов для разработки конкретных законопроектов. И мы помогаем эти группы формировать и модерировать. Кроме того, мы видим, что на всех уровнях власти есть умные и ответственные политики, готовые продвигать реформаторские идеи. Так что нам есть с кем работать.

- Является ли участие неправительственных организаций (НПО) действительно значимым для продвижения реформ?

— Конечно. Ведь в современном обществе политический, экономический, социальный и прочие аспекты жизни настолько сложны и многогранны, что даже самое квалифицированное правительство с самым большим бюджетом и в самой развитой стране не в состоянии одновременно решать все задачи, которые перед ним стоят. Кроме того, правительства редко бывают инновационными. И вот НПО с одной стороны помогают организовывать общество для решения этих многоплановых задач, а с другой — несут инновационные идеи и предлагают пути для их осуществления. Примеров множество. В США Институт Брукингса для президента Обамы исследует барьеры экономического развития страны и предлагает способы их устранения. В Брюсселе Центр исследований европейской политики изучает вопросы фискальной стабилизации стран ЕС и США в период кризиса. В Польше Центр социально-экономических исследований оказывает большое влияние на формирование монетарной политики страны...

- Ощутима ли такая влиятельность НПО в Украине?

— Вообще-то можно сказать, что в этом смысле Украина лидирует на постсоветском пространстве, включая Россию. Здесь работают благотворительные фонды, системно решающие массу вопросов в сфере здравоохранения, культуры, образования, а также независимые организации, подобные нашему фонду. Огромную роль здесь, вероятно, играет текстура общества и менталитет. К тому же это возможно только при наличии очень ответственных бизнесов.

- Фонд составил рейтинг конкурентоспособности регионов Украины. В чем его отличие от аналогичных исследований?

— Мы составляем рейтинг конкурентоспособности Украины и ее регионов в партнерстве со Всемирным экономическим форумом и по его методологии. Это самый старый продукт ВЭФа на мировом рынке — ему больше тридцати лет. Он дает информацию, помогающую принимать правительствам и инвесторам точные экономические решения, определиться с приоритетами. Конкурентоспособность Украины ВЭФ анализирует с 1997 года. Но уже второй год подряд благодаря поддержке нашего фонда наряду с определением глобального рейтинга Украина получает рейтинг конкурентоспособности отдельно взятых регионов. В его основе лежат двенадцать параметров, отражающих факторы успешного ведения бизнеса, — уровень развития и качество государственных и финансовых институтов, размер внутреннего и внешнего рынка, эффективность рынка товаров и труда, качество инфраструктуры, систему начального и высшего образования и др. Украинские регионы в таком аспекте никто никогда не оценивал, во всяком случае так системно, публично и прозрачно. В прошлом году мы провели оценку 12 областей, в нынешнем — 15, а в 2010 году количество исследуемых регионов планируется увеличить до 17.

- С какими трудностями пришлось столкнуться при подготовке рейтинга?

— Прежде всего, конечно, с нехваткой данных — со статистикой в стране проблема, а в регионах — просто беда. Вторая сложность носила субъективный характер — не все регионы были готовы к тому, что их сравнивают с другими регионами не с точки зрения того, сколько тонн пшеницы они смолотили или сколько тонн чугуна выплавили, а по другим параметрам, позволяющим сравнить аграрный регион с индустриальным, а индустриальный с туристическим. Эти параметры работают во всем мире. Те регионы, которые увидели, что с этой глобальной точки зрения не все так хорошо, как им казалось, были разочарованы и не очень довольны методикой. Но в целом исследование получило очень позитивный отклик.

- Результаты этого рейтинга легли в основу осуществляемого фондом проекта экономического развития регионов — города Львова и Донецкой области?

— Они послужили предпосылкой для этого проекта. В выборе площадок мы руководствовались простыми критериями. Первый — регион должен быть экономически значимым для страны. Второй — регион должен иметь такую экономическую структуру, чтобы стратегии развития можно было распространять на другие регионы такого же типа. Так были выбраны Донецкая область как промышленный регион и город Львов, где экономику определяют малый и средний бизнес. Отталкиваясь от этого, для Львова и Донецкой области были определены кластеры, которые должны стать локомотивами их экономического роста. Для Донецкого региона это сельское хозяйство, металлургия и машиностроение, для Львова — кластеры туризма и бизнес-услуг. А сейчас мы остались в этих регионах еще минимум на полгода, чтобы обеспечить механизмы внедрения этой стратегии. Именно в нацеленности на конечный результат и в тесном взаимодействии с властью и бизнесом уникальность проекта.

- Интересно, что географически Львов и Донецк являются двумя крайними точками Украины. Обнаружился ли во время осуществления проекта разлом (экономический, ментальный) между этими регионами?

— Конечно, это разные регионы со многих точек зрения. Но я убеждена, что, какими бы ни были различия и какой бы ни была риторика политиков в отношении этих различий, людей по большому счету объединяет экономика. Мы все хотим экономической стабильности и финансового благосостояния. Энтузиазм, с которым и в Донецке, и во Львове команды представителей местной власти и бизнеса работают над проектами экономического развития своих регионов, это только подтверждает. Более того, мы видим, как в результате этой работы создаются самодостаточные структуры, которые не должны рухнуть после смены власти. Люди, входящие в состав рабочих групп, занимающихся развитием кластеров, активно взаимодействуют, координируют усилия, привлекают инвесторов. Дай Бог, чтобы у нас всех хватило терпения и сил довести эту работу до конца.

Юрий РЫБАЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.