Как и прогнозировало ZN.UA, переговоры украинских властей с прибывшей из Вашингтона в конце января миссией МВФ не принесли быстрого результата. Основные требования миссионеров фонда — значительное повышение тарифов на газ с целью сокращения бюджетного дефицита, а также обеспечение большей гибкости обменного курса для решения проблем с платежным балансом — очевидно, все еще остаются без удовлетворяющего их ответа с украинской стороны.
Благодаря как текущей конъюнктуре, позволившей украинскому суверену привлечь на мировых рынках средства, необходимые для обслуживания текущих долговых обязательств, так и вновь возникшим надеждам получить от России значительную скидку в стоимости газовых поставок под трубный консорциум, у Киева возникло пространство для маневра, что явно не пошло на пользу его сговорчивости.
Особенную интригу внес неожиданный визит в украинскую столицу первого заместителя главы МВФ Дэвида Липтона. Это чрезвычайно редко практикуемый в ходе работы миссий фонда шаг, свидетельствующий о серьезности сложившегося положения, “разрулить” которое способен только чиновник столь высокого ранга.
Как пока официально объявлено в фонде, несмотря на то, что “важные вопросы экономической политики еще остаются открытыми”, все-таки имеется “значительный прогресс в достижении взаимопонимания с властью Украины” по основным проблемным пунктам. Что все-таки вселяет надежду на разрешение весной или летом патовой ситуации, возникшей во взаимоотношениях Киева с МВФ, в положительную сторону.
Тем временем в перечень вопросов, решение которого придется предложить Киеву в новой версии программы сотрудничества, входит и вновь обострившаяся в последние месяцы проблема своевременного возмещения НДС.
Промежуточные итоги
Итак, миссия Международного валютного фонда на нынешней неделе покинула украинскую столицу в очередной раз без окончательного вердикта, выразив, однако, надежду “вернуться в Киев в марте для продолжения дискуссий”.
Помимо произошедшего резкого торможения экономической активности, “в 2012 г. резко возрос дефицит счета текущих операций и ухудшился баланс фискальных счетов”. Так более чем конкретно в официальном пресс-релизе миссии обозначены стоящие сейчас перед Украиной основные вызовы. А заодно — и главные причины для беспокойства кредитора кредиторов по поводу платежеспособности украинского суверена, которому в нынешнем году предстоят выплаты по внешним заимствованиям на 9 млрд долл., около 6 млрд из которых приходится на долю МВФ.
“Большой объем дотаций на газ и отопление для населения продолжает создавать давление на бюджет Украины и ее платежный баланс”, — не обошлось без упоминания в пресс-релизе о хорошо известном едва ли не каждому “интересующемуся” украинцу основном камне преткновения во взаимоотношениях фонда и официального Киева.
Никакая дополнительная официальная информация о ходе переговоров не обнародуется. В ответ на свой запрос ZN.UA получило от главы местного офиса Макса Альера сообщение, что в настоящий момент он не дает комментариев прессе.
Тем временем новая программа сотрудничества с МВФ, которую предстоит подписать, — это значительно более конкретный и системный документ, нежели привыкли готовить в украинских правительственных коридорах для “внутреннего”, т.е. внутриукраинского пользования.
И помимо общеизвестных — граничных параметров бюджетного дефицита и золотовалютных резервов, лимитов роста денежных массы, базы, динамики повышения тарифов и т.п., в нем будут содержаться и другие необходимые к выполнению условия.
Одним из таких условий (впрочем, уже тоже всплывавших в ходе предыдущих переговоров с фондом) является своевременное возмещение НДС — проблема, не находящая решения в Украине на протяжении как минимум последнего десятилетия.
Как известно, задержка с возмещением НДС — это один из активно практикуемых украинскими властями способов хотя бы частично решить проблемы бюджета за счет коммерческого сектора. Придерживая возврат НДС, правительство де-факто берет у субъектов хозяйствования беспроцентные кредиты, чтобы закрыть свои кассовые разрывы. Что, в свою очередь, вызывает постоянные жалобы и нарекания не только местных предпринимателей, но и иностранцев. Вымывание оборотных средств из предприятий не только затрудняет их модернизацию, привлечение и обслуживание кредитов, расширение масштабов работы и т.д., но и порой ставит вопрос об их выживании.
НДС возвращают?
Существование проблемы возмещения НДС А.Клименко уже в ранге главы Миндоходов в последнем интервью ZN.UA признал публично: “На фоне позитивной динамики возмещения НДС текущих периодов вопрос возвращения старых задолженностей, сформировавшихся в предыдущие годы, остается открытым”. Правда, сделав и оговорку, что ведомство занимается его решением очень активно.
Оценки происходящего с официальной и предпринимательской сторон, естественно, сильно разнятся. В Миндоходов рапортуют, что в прошлом году было возмещено НДС на 46 млрд грн при объеме заявок на 43,4 млрд грн, и это способствовало сокращению непогашенных ранее госдолгов.
При этом наибольший объем возмещения НДС получили металлурги — 18,4 млрд грн (40% общих выплат). Почти по 4 млрд грн досталось машиностроителям и аграриям-зернотрейдерам. Производители минудобрений получили 1,5 млрд грн, а предприятия торговли — 2,1 млрд грн.
С предпринимательской стороны одна из традиционных претензий к правительству — неравенство доступа налогоплательщиков к возмещению НДС. “Свежим” доказательством этого могло бы служить январское заявление в Давосе о 5-миллиардном долге по НДС хоть и донецкой, но “неродной” для власти корпорации ИСД. Кроме того, нельзя не вспомнить и систематические жалобы в прошлые годы того же “АрселорМиттал Кривой Рог” на проблемы подобного характера.
Нельзя обойти вниманием и прошлогодние “НДС-дискуссии” Дмитрия Фирташа и тогда еще главы ГНСУ Александра Клименко. Напомним, в марте 2012-го владелец Group DF заявил, что его предприятия не могут получить
3 млрд грн возмещения по НДС. На что главный налоговик ответил, что, мол, проблемы возникают у тех предприятий, которые работают закрыто и непрозрачно.
В ноябре 2012 г. от имени Федерации работодателей Д.Фирташ оценивал НДС-долги государства в 40 млрд грн. Со своей стороны, А.Клименко уверял, что подтвержденные долги составляют лишь 5,5 млрд грн, еще 13 млрд грн оспариваются в судах.
Эти эпизоды можно было бы трактовать просто как проявление подковерного противостояния Семьи и группы “РосУкрЭнерго”. Но есть еще один штрих. В одном “не чужом” для власти бизнес-объединении ZN.UA пожаловались (правда, на условиях анонимности), что не понаслышке знают, что такое авансовые платежи по налогу на прибыль после получения возмещения НДС. “Кроме того, к предприятиям, которыми возмещают НДС, со стороны налоговых органов возникают требования исключать из налогового кредита суммы НДС, уплаченного, по их мнению, “неблагонадежным предприятиям”, хотя законодательно критерии “неблагонадежности предприятия” никаким нормативным документом не описаны”, — констатировал наш собеседник.
В попытке сопоставить аргументы сторон ZN.UA обратилось за информацией о существующих объемах задолженности по НДС и ее последней динамике к налоговикам и одновременно ко всем крупнейшим украинским ФПГ. В числе наших респондентов были СКМ Рината Ахметова и входящий в нее “Метинвест”,Group DF Дмитрия Фирташа, EAST ONE Виктора Пинчука, ИСД Сергея Таруты и его российских партнеров, “Приват” Игоря Коломойского (через Приватбанк), Ferrexpo Константина Жеваго. А также некоторые крупнейшие металлургические предприятия, в частности “АрселорМиттал Кривой Рог”. Увы, предоставить официальную информацию по этому поводу не захотела ни одна из структур, среди которых, как известно, числятся как близкие к нынешней власти, так и достаточно удаленные от нее (в т.ч. с иностранным капиталом). Не исключено, что такая сдержанность обусловлена нежеланием бизнеса лишний раз бить горшки с налоговиками накануне выпуска ценных бумаг в рамках погашения государством своих долгов — казначейских векселей.
На аналогичный запрос в Министерство доходов и сборов мы получили только общие данные по динамике возмещения НДС. Информации по отдельным ФПГ нам не предоставили, сославшись на то обстоятельство, что такая информация является коммерческой тайной.
Казначейские векселя: меньшее из зол?
В конце декабря прошлого года президент Янукович подписал закон №5518-VI “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования администрирования налогов и сборов”, которым вводится финансовый вексель для оформления задолженности, в т.ч. бюджетной.
Напомним, что в 2010 г. правительство уже выпускало ценные бумаги для погашения НДС-долгов. Объем эмиссии составил 16,4 млрд грн. Доходность ЦБ была установлена на уровне 5,5% годовых.
Как отмечали в налоговой, введение казначейских векселей (КВ) как инструмента оформления платежей по возмещению НДС заработает в первом квартале 2013 г. По данным “Коммерсанта-Украина”, Кабмин планирует выпустить казначейские финансовые векселя на 17 млрд грн.
По словам руководителя налогового департамента Group DF Владимира Диденко, выпуск казначейских векселей может быть неплохим решением в текущей ситуации. “Пока государство не разъяснило участникам рынка, какими будут условия обращения новых инструментов. В соответствии с лучшими международными практиками, рынок ожидает четкой коммуникации со стороны потенциального эмитента. Система должна быть прозрачной и понятной, такой, где правила игры одинаковы для всех”, — подчеркивает В.Диденко.
Директор Центра социально-экономических исследований “CASE-Украина” Дмитрий Боярчук не берется прогнозировать, каким будет объем заявок на казначейские векселя. Но эксперт склоняется к тому, что не менее 2/3 претендентов на возмещение НДС лучше их принимать, чем ждать возмещения наличными. “Основная причина брать векселя — необходимость привлечения “живых” денег на финансовом рынке. При достаточном уровне дисконта (не менее 20—30%) владельцы векселей смогут всегда обменять их на деньги”, — считает эксперт.
Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса склоняется к тому, что векселя не будут слишком активно попадать на рынок. “Формат выпуска векселей показывает, что государство не преследует цель создать рыночный инструмент с высокой ликвидностью. Такая структура выпуска (векселя, а не облигации), судя по всему, оставит весь выпуск в бермудском треугольнике “экспортер—госбанк—НБУ”, — прогнозирует эксперт.
Собеседник ZN.UA в одном из крупнейших отечественных холдингов констатирует, что в случае выпуска казначейских векселей компаниям будет выгоднее осуществлять взаимозачет с фискальными органами (использовать как оплату по налоговым обязательствам), если такая возможность будет предоставлена. “Стоит разрешить предприятиям погашать с помощью таких казначейских векселей налоговые обязательства, например по налогу на прибыль или по отчислениям в Пенсионный фонд. Тогда это была бы по-настоящему честная игра, и введение ценных бумаг стимулировало бы рост экономики”, — уточняет В.Диденко.
Зря в корень
Конечно, участившаяся ценно-бумажная практика возмещения — весьма далека от лучших стандартов. И налоговики заявляют, что рассматривают векселя лишь как временное средство. А в перспективе предусмотрен комплекс мер, направленный на усовершенствование модели администрирования НДС. В их числе — упрощение ряда процедур, значительное сокращение перечня существующих льгот и преференций по НДС.
Подобные обещания приходилось слышать уже неоднократно, но проблема, увы, пока так и не нашла своего решения. И здесь важно понимание, что задолженность по НДС — это лишь следствие намного более глобальной для страны проблемы. Она состоит, прежде всего, в популистской и коррупционной сути украинского общества и его госмашины, из-за которой на госбюджет вешались и вешаются расходы и обязательства, неподъемные для экономики (по крайней мере, для той ее части, которая платит налоги).
Огромная часть этих расходов банально “пилится” и разворовывается. И в том числе и по этой причине едва ли не каждый “уважающий себя” бизнесмен считает большой глупостью честно и в полной мере платить налоги, сколько бы с высоких трибун ни взывали к обратному.
Так что на совести украинских бизнесменов, особенно крупных, тоже “висят” немалые “грешки” — “оптимизаторские” схемы, “дутые” налоговые кредиты и т.п.
Поэтому точно сказать, кто больше грешен — государство, действующие от его имени фискалы или предприниматели, — уже вряд ли возможно. Но в грустном итоге — украинское государство уже который год числится в пациентах у МВФ, вызывая серьезные сомнения в своей платежеспособности не только у заграничных кредиторов, но и у собственных граждан. Со всеми вытекающими последствиями.
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.