Представленный комиссаром по промышленности Антонио Таяни Action Plan for a competitive and sustainable steel industry in Europe или Steel Action Plan — первая попытка ЕК остановить падение сектора.
Первая — со времен плана “Давиньон” от 1977 года, который предусматривал регулирование стальных цен, координацию господдержки, закрытие устаревших заводов, поощрение слияния компаний и предоставление финансирования ЕС на переподготовку излишней рабочей силы сталелитейной промышленности.
Предпосылкой для принятия Steel Action Plan стало закрытие ряда предприятий группы Arcelor Mittal в Бельгии, Франции и Люксембурге.
Публикация данного документа совпала с подписанием Кабмином Украины меморандума о взаимопонимании с предприятиями горно-металлургического комплекса. Общего у этих двух документов мало, если не сказать — вообще ничего.
В первую очередь, это разные подходы к будущему отрасли. В ЕС избран путь модернизационного развития, в Украине — консервации ситуации.
В первую очередь, это стратегический характер Steel Action Plan, действие которого рассчитано до 2020 года с оценкой перспектив 2050 года, тогда как меморандум будет действовать до 1 июня 2014 года.
Краткосрочность меморандума свидетельствует об игнорировании системного долгосрочного подхода к государственному управлению отраслью.
Авторы меморандума, очевидно, всецело рассчитывают на восстановление мировых рынков и намерены предпринимать меры по сохранению мощностей и трудовых коллективов. Они надеются, что вскоре рост спроса позволит вернуться к докризисным объемам производства.
Авторы европейского документа делают ставку на реструктуризацию и модернизацию отрасли, повышение конкурентоспособности продукции.
Хотя представители европейской сталелитейной ассоциации настаивали на более жестком варианте итогового документа, предполагающего закрытие избыточных мощностей, финальный вариант дает основание утверждать, что Брюссель также не склонен к закрытию предприятий и также надеется на восстановление спроса.
Подобная позиция объясняется стремлением избежать роста безработицы. Оценивая потенциал активизации внутреннего рынка и расширения присутствия на внешних рынках, позиции европейцев выглядят намного лучше.
В частности, в Steel Action Plan утверждается, что на автопром и строительство приходится 40% совокупного стального потребления в Европе. За счет этих отраслей в Брюсселе планируют стимулировать спрос на металл.
Это будет происходить в рамках программы Cars 2020 Action Plan или инициативы Sustainable Construction. В Украине таких возможностей нет ввиду скованности ипотечного кредитования и снижения спроса на продукцию автопроизводителей.
Реализация Steel Auction Plan несет риски металлургической отрасли Украины в виде снижения конкурентоспособности и схлопывания рынков сбыта.
Например, меры по повышению конкурентоспособности продукции в виде удешевления энергоносителей через налоговые и тарифные инструменты, упрощение доступа к кредитам, увеличение доли производства из лома может серьезно удешевить себестоимость продукции европейских металлургов.
Ряд защитных мер, предпринимаемых Европейским союзом, может серьезно потеснить украинских металлургов на рынке содружества.
Среди таких мер — внедрение новых стандартов, пересмотр антидемпинговых правил, введение периодического мониторинга импорта из стран, не входящих в сообщество, а также ужесточение экологических требований. При этом европейские производители планируют экспансию на внешние рынки.
В стратегии указывается, что ЕС намерен использовать торговые и политические инструменты для расширения доступа европейских производителей на рынки третьих стран и предпринимать усилия по снятию или снижению барьеров. Понятно, что экспансия будет происходить за счет вытеснения конкурентов.
Отдельное внимание в Европе уделяют внутреннему рынку.
Стимулирование секторов потребления металлопродукции происходит через инициативы Cars 2020, повышение спроса на транспорт, работающий на альтернативном топливе, а также через Sustainable Construction для увеличения эффективности использования ресурсов и поощрения обновления жилого фонда.
Все это позволит увеличить потребность в металле, и воспользоваться данными возможностями смогут опять же в основном европейские производители.
Особое внимание в ЕС уделяется переподготовке кадров, обучению молодежи и созданию фондов для смягчения социальных последствий реструктуризации. В будущем на более модернизированных предприятиях будет работать меньше людей, но это будут молодые люди со специальными навыками.
На этом фоне меры, которые предлагает Кабмин, выглядят малоэффективными и малоубедительными тактическими шагами.
В Steel Action Plan доминируют непрямые стимулирующие меры, направленные на повышение конкурентоспособности продукции, тогда как меморандум Кабмина сосредоточен на прямых мерах тарифной и нетарифной поддержки, а также на фискальных вопросах, которые тормозят развитие экономики: авансовых налоговых платежах и несвоевременном возмещении НДС.
При этом меморандум полностью игнорирует вопрос необходимости технологического и инновационного развития производства.
Анализ пожеланий производителей, не вошедших в итоговый текст меморандума, свидетельствует, что с их стороны, как и со стороны правительства игнорируется стратегический долгосрочный подход к развитию отрасли.
Все предлагавшиеся меры направлены на решение сиюминутных проблем производителей и увеличение оборотных средств за счет фискальных мер.
При этом государственная поддержка рассматривается исключительно с точки зрения кредитования модернизации мощностей без развития собственных инноваций, что заранее определяет потери конкурентоспособности ГМК Украины.
Пакет тарифных мер, утвержденный меморандумом, фактически является льготами или субсидиями для украинской металлургии.
Показательно, что при подготовке Steel Action Plan большинство европейских металлургических компаний — около 70% членов EUROFER — выступило против предоставления субсидий проблемным производителям.
Такая позиция ужесточает конкуренцию на европейском рынке и закладывает предпосылки для более высоких темпов модернизации и повышения конкурентоспособности всей отрасли ЕС по сравнению с украинским ГМК.
Если Steel Action Plan предусматривает необходимость переквалификации уволенных металлургов, то правительство Украины предписывает не увольнять работников, хотя избежать сокращений на предприятиях вряд ли удастся.
Таким образом, на протяжении трех-пяти ситуация в украинском ГМК может критически ухудшиться, особенно если мировые рынки не вырастут в 2014 году.
Ожидать новых возможностей от либерализации торговли с ЕС украинской металлургии вряд ли целесообразно, поэтому прогнозировать серьезные подвижки в наращивании экспорта в долгосрочной перспективе не стоит.
Позитивные тенденции в случае наличия политической воли со стороны ЕС могут продолжаться недолго, после чего украинская продукция все равно будет вытесняться с рынка ЕС. Ведь согласно Steel Action Plan одной из основных тенденций в ближайшие годы станет защита внутреннего рынка ЕС.
Это обязательно коснется украинских металлургов, которые не имеют серьезной геополитической и геоэкономической поддержки.
Другой ключевой момент — предполагаемая экспансия европейских производителей на внешние рынки. Она может произойти после модернизации производств ЕС, что повлечет за собой уменьшение себестоимости продукции.
Эти процессы могут совпасть с остановкой или закрытием металлургических предприятий в третьих странах, что даст возможность производителям ЕС без особых усилий выйти на новые рынки.
Украинскому правительству и производителям необходимо выработать долгосрочный план спасения украинской металлургии, который учитывал бы новые вызовы со стороны ключевых геоэкономических партнеров Украины и содержал конкретные меры по стимулированию модернизации отрасли.
Также данный план должен иметь четкую непопулистскую социальную стратегию, которая учитывала бы реальное положение вещей и стимулировала развитие хотя бы части предприятий отрасли.
Акцент на сохранении status quo в отрасли и попытки решить стратегические проблемы с помощью тактических шагов будут безуспешными.
Анатолий БАРОНИН, Андрей КОЛПАКОВ
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.