Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Модернизация угольной промышленности: концепция и основы стратегии

[09:54 09 июля 2011 года ] [ Газета 2000, №27, 8 - 14 июля 2011 г. ]

В послании к Верховной Раде “О внутреннем и внешнем положении Украины в 2011 году” Президент Украины Виктор Федорович Янукович заявил, что “наш выбор — модернизация Украины, необратим”.

Он предупредил, что неуверенное экономическое обновление сталкивается с новыми тяжелыми испытаниями. Все это в полной мере относится к угольной промышленности.

За 20 лет независимости отрасль претерпела немало реформаций. Но, начиная с программы “Уголь” (1994 г.), все они были направлены в основном на достижение максимума добычи угля. В каждой очередной программе отмечались причины невыполнения предшествующей: старение шахт, износ основных фондов, усложнение горно-геологических условий, рост стоимости материалов и оборудования, услуг и тарифов; недостаточное и несвоевременное финансирование и т. д. и т. п. Расчеты балансов потребности страны в угольной продукции отсутствовали. Концептуальные преобразования, как правило, не намечались, а если намечались, то выполнялись не полностью. С годами подобные отрицательные факторы накапливались.

Пример такого подхода — начатая в 1996 году структурная перестройка отрасли. Из намечавшихся ею мер ведется лишь ликвидация глубоко убыточных, бесперспективных шахт, где себестоимость добычи угля в 2—4 и более раз выше цены его реализации. На этот процесс, названный “реструктуризация”, ежегодно расходуются немалые средства. Из-за их распыления, а нередко и значительных хищений его конец не виден. Из переданных под закрытие 137 шахт уже должны были ликвидироваться 133, но из государственного реестра исключены только 27.

Нередко в число закрываемых попадали шахты со значительными промышленными запасами; в результате навсегда утрачены сотни миллионов тонн угля. В то же время известны случаи, когда коллективы шахт, намечавшихся к закрытию, отстаивали право на их дальнейшую работу. Счетная палата неоднократно отмечала факты присвоения и нецелевого использования бюджетных средств, слабую работу по защите высвобождаемых работников. Председатель Счетной палаты В. Cимоненко отметил, что сроки ликвидации шахт постоянно переносятся, а сметная стоимость проектов уже возросла на 1,5 млрд. гривен. Дальнейшее затягивание сроков приведет к росту затрат бюджета еще на 3,7 млрд. гривен.

Закрытие шахт во времена Союза было прерогативой эксплуатационников, а теперь это — обособленная отрасль с разветвленной управленческой структурой. Создается впечатление, что процесс реструктуризации затягивается искусственно, чтобы сохранить доступ к бюджетным средствам.

За годы независимости неоднократно изменялась организационная структура управления отраслью, но общий уровень ее руководства в целом снизился. Правила приватизации убыточных шахт до сих пор законодательно не установлены. Более половины угля страны добывается на государственных шахтах. Значительная их часть маломощные, со сложными горно-геологическими условиями. Без постоянной финансовой поддержки государства они не могут функционировать безубыточно. Принципы ныне действующего порядка их господдержки сложились к 2003 году и постоянно уточнялись, но со временем все отчетливее проявляются их недостатки. Уже то, что постановления Кабинета Министров, ежегодно детализирующие этот порядок, принимаются через 2—3 и более месяца после начала очередного года, свидетельствует о формальном подходе. Средства для поддержки строительства и технического переоснащения предоставляются шахтам в форме “бесплатного подарка”, без должной оценки эффективности использования, а для частичного покрытия затрат по себестоимости определяются с учетом прогнозных убытков. Это не стимулирует поиск резервов снижения себестоимости, а, наоборот, заинтересовывает в ее искусственном завышении.

Исследования Института экономики промышленности (ИЭП) НАНУ показали, что из-за постоянного недофинансирования и волевых решений бывш. Минуглепрома наиболее убыточные шахты получали господдержку, меньшую по отношению к расчетному объему, чем шахты из группы относительно “лучших”. В результате первые продолжали снижать добычу угля и в дальнейшем нуждались во все большей господдержке. Величина господдержки за годы ее применения возросла во много раз, расширив условия для коррупционных схем.

В число мер, призванных улучшить состояние отрасли, постоянно включается приватизация убыточных шахт, якобы с целью привлечь эффективного собственника. Но фактически — это признание неспособности госорганов эффективно управлять собственностью. Частник заинтересован улучшать работу собственного предприятия. В то время как чиновник, не отвечая за результаты работы конкретного предприятия, может использовать право распорядителя бюджетных средств в корыстных целях, назначать конкретных покупателей и поставщиков, указывать цены для расчетов с ними и т. п. Недавно в интервью газете “Шахтер Украины” экс-генеральный директор одного из угольных объединений вспоминал, что из министерства ему и его коллегам рекомендовалось завышать себестоимость, чтобы получать “дотацию”. Такова объективная характеристика действующей системы господдержки.

О формализме при реформировании отрасли свидетельствует и отсутствие системного подхода к разработке концепции, стратегии и программ ее реализации. Поскольку концепция — конструктивный принцип определенной деятельности, стратегия — путь достижения конечных целей концепции, а программа — развернутый план решения задач стратегии, вытекает такая последовательность: концепция — стратегия — программа. Но на практике она не соблюдалась. “Концепция развития угольной промышленности”, одобренная Кабинетом Министров в июле 2005 года, никаких конструктивных принципов, кроме общеизвестных мер, не содержала. В мае 2008 года была одобрена еще и “Концепция реформирования угольной промышленности”, которая сама базировалась на ранее принятых актах с упором на масштабную приватизацию шахт, осуществить которую оказалось невозможно из-за отсутствия необходимой законодательной базы. В свете изложенного возникают два вопроса:

— почему, несмотря на меры технического и организационного плана, финансовые рычаги, огромные денежные вливания, состояние угольной промышленности не улучшается?

— что необходимо, чтобы украинский уголь стал твердой основой энергетической безопасности страны и мог конкурировать с импортным углем, по крайней мере, на нашем внутреннем рынке?

Еще в ХХ веке экономисты-угольщики доказали, что при самом передовом техническом оснащении шахты, запроектированные и построенные в те годы и ранее, конкурировать с шахтами ведущих зарубежных стран не могут. Тогда же был сделан резкий поворот к ускоренному развитию добычи угля на востоке Союза. Одновременно муссировался вопрос о свертывании угольной отрасли Украины. Ее право на существование мы отстояли ценой больших усилий. Но и в настоящее время, особенно на фоне “газовых баталий”, отношение к будущему отрасли не улучшилось. Как справедливо отметил министр Ю. Бойко, “Долгие годы отрасль, по сути, не имела перспектив развития, да и сейчас они еще не ясны”. И это сказано после того, как в июле 2010 г. бывш. МУПУ одобрило направление “Реформ угольной отрасли”.

Исходя из задач, стоящих перед экономикой Украины, предлагается такая концепция: “путем коренной модернизации нынешнего шахтного фонда и строительства новых мощных угледобывающих предприятий создать отрасль, которая полностью обеспечит страну конкурентной угольной продукцией”.

Такая формулировка обусловлена следующим: для полной ликвидации шахт, находящихся в стадии закрытия, требуется длительное время и значительные средства; отказ одновременно от всех работающих убыточных и низкорентабельных шахт без компенсации неминуемого падения добычи, без создания новых рабочих мест и решения других социальных проблем, невозможен; замена устаревших шахт новыми и реконструируемыми в короткие сроки технически и финансово неосуществимо.

Концепция должна претворяться в жизнь одновременно по нескольким направлениям эволюционным путем, в сроки, выходящие за рамки “Программы экономических реформ Украины на 2010—2014 годы”, руководствуясь приведенными ниже принципами, согласно стратегии, представленной на схеме и предусматривающей:

— технические меры, обеспечивающие необходимый рост добычи угля и производительности труда, а также снижение себестоимости;

— повышение уровня безопасности труда и производства с использованием всех известных способов и технических средств;

— изменение отношений собственности путем приватизации максимально возможного числа убыточных шахт;

— правовое, кадровое, научное обеспечение и др. меры.

Основные направления стратегии, приведенные на схеме, должны осуществляться по специальной программе, согласовывающей их выполнение во времени, начиная с программы социально-экономического развития страны на 2012 год, с учетом наличных финансовых ресурсов: собственных средств отрасли, дополнительно полученных при ее модернизации; оговоренных договорами приватизации, аренды, концессий и двухстороннего взаимодействия средств новых собственников и сторонних инвесторов; средств государственного бюджета, сэкономленных от уменьшения господдержки и полученных в результате общего подъема экономики.

К разработке программы следует привлечь отраслевые НИИ и проектные институты, специализированные кафедры вузов, облгосадминистрации угольных регионов, интеллектуальный потенциал работников отрасли. Программа станет основой для постановки задач машиностроительным заводам и предприятиям других смежных отраслей.

Строительство взамен выбывающих мощных шахт, как одно из важных стратегических направлений модернизации отрасли, при меньшем числе предприятий станет основой обновления шахтного фонда угольной отрасли. Это направление стратегии — мера объективно необходимая. По данным Совета по изучению производительных сил НАНУ, например, уже в ближайшее время из числа действующих должны быть выведены 26, а затем, до 2030 года — еще не менее 12 шахт.

Существующая практика разработки планов капитального строительства, решения вопросов его финансирования, экспертизы согласования и утверждения проектов громоздка, затягивает сроки сооружения объектов, и хотя она в настоящее время совершенствуется, работу в этом направлении следует продолжать.

Необходим специальный закон “О строительстве новых и закрытии выбывающих шахт”, регламентирующий порядок и процедуры инициирования строительства новых шахт, проектирования, согласования и утверждения проектов, требования к финансовому обеспечению строительства. В нем следует предусмотреть, в частности, кто и каким образом должен выступать заказчиком нового строительства? Кто, каким образом, за счет каких средств должен закрывать после отработки запасов негосударственные шахты? Для закрытия шахт, которые эксплуатировались в разное время различными собственниками, следует привлекать средства бывших собственников пропорционально объемам угля, добытого каждым из них. Целесообразно разработать эталонный проект “шахты будущего” с рекомендациями о содержании всех разделов конкретных проектов, о мерах по технике безопасности, автоматизированном управлении (а не только учета) технологическими процессами и т.п.

Поскольку общая законодательная норма, запрещающая собственнику в течение определенного времени после приватизации предприятия уменьшать число рабочих мест, тормозит повышение эффективности за счет роста производительности труда, необходимо предусмотреть и альтернативные способы соблюдения интересов трудящихся (предоставление за счет владельца безвозвратных целевых денежных средств на открытие собственного бизнеса, переобучение высвобождаемых работников новым профессиям и т.п., как это имеет место в других странах).

На всех стадиях реализации стратегии должно уделяться особое внимание внедрению средств создания комфортных и безопасных условий труда и производства, наиболее передовых технологических схем и средств техники.

Реконструкция шахт в Украине из-за отсутствия финансовых средств уже более четверти века не ведется, хотя эта форма модернизации может быть проведена на любой шахте, где это экономически целесообразно с учетом финансовых затрат и сроков их окупаемости, особенно без остановки шахты или снижения добычи. Положительный опыт такой реконструкции есть. Коллектив шахты им. А. Ф. Засядько, введенной в эксплуатацию в 1952 году, постоянно расширял производственные возможности технологических звеньев, внедрял технические новинки и средства техники безопасности, наращивал добычу угля, увеличив производственную мощность предприятия по сравнению с проектной более чем в 3 раза. Это, по сути, новое предприятие является убедительным примером кардинальной модернизации, которому может последовать любая шахта.

Не все убыточные шахты, несмотря на намечаемые меры, одновременно перейдут в частную собственность, поэтому господдержка тех из них, которые не будут переданы под закрытие, следует временно сохранить, устранив нынешние недостатки и установив ответственность за выполнение бизнес-планов, положенных в основу определения величины господдержки на техническое переоснащение, и внедрить экономические принципы выделения средств на частичную компенсацию затрат по себестоимости. В этой связи необходимо ускорить принятие разработанного ИЭП НАНУ проекта закона “О государственной поддержке (субсидировании) угольной промышленности”. Он предусматривает создать экономические условия для равноправной рыночной конкуренции разнорентабельным по объективным условиям угледобывающим предприятиям, в частности установление шахтам, нуждающимся в господдержке, стабильной ее величины на предстоящие 3—5 лет, и одновременно возможность наделения отдельных шахт оперативной временной финансовой помощью.

Особое внимание должно быть уделено перспективам шахтостроительной отрасли. Отсутствие долгосрочной концепции, изменение направлений и объемов работ шахтостроительных организаций при каждой очередной смене центрального руководства наряду с нестабильным финансированием стало, в конечном счете, одной из серьезных причин сокращения фронта очистных работ государственных шахт. Угрожающе снижается квалификация кадров (в частности, проходчиков вертикальных стволов), восстановить которую в короткие сроки в будущем не представится возможным.

Не лучше положение и на шахтах, где контингент работников стремительно стареет. В целом по отрасли удельный вес пенсионеров в общей численности штата приближается к 40%, а на некоторых шахтах достигает 55—60%. Цель принятого Верховной Радой закона “О повышении престижности шахтерского труда” не достигнута. Основная причина — не отвечающая требованиям рыночной экономики государственная политика заработной платы. Если эти проблемы не начать решать уже сегодня, страна рискует в недалеком будущем потерять угольную промышленность и попасть в полную зависимость от импортного угля, утратив энергетическую безопасность.

Нуждается в уточнении порядок отбора шахт, передаваемых под закрытие. Судьба конкретной шахты должна решаться индивидуально на основе оценки ее возможного состояния и потенциальных показателей как технического объекта, с учетом запасов угля, при условии осуществления и получения надлежащего экономического эффекта от всех возможных технических решений. Если расчетная себестоимость окажется выше цены реализации, то передавать такую шахту под закрытие следует только после оценки целесообразности ее временной консервации. При окончательном решении нужно учитывать, что закрытие шахты до полной отработки запасов потребует в дальнейшем затратить средства на вскрытие запасов, равных списанным.

Необходимо провести аудит всех проектов ликвидации шахт, находящихся в стадии закрытия, уточнить обоснованность проектных объемов работ, их цен, оценить фактическое исполнение, обратив особое внимание на выполнение мер по защите высвобождаемых работников. Функции и обязанности по социальной защите высвобождаемых работников с соответствующими ресурсами следует передать региональным органам исполнительной власти, установив жесткую персональную ответственность должностных лиц за разбазаривание и нецелевое их использование. Это позволит сконцентрировать средства и расширить возможности эффективного их применения.

Попытки ликвидировать государственную поддержку нерентабельных шахт, как составную меру регулирования убыточности отрасли, повышением цен на угольную продукцию предпринимались в 1992-м и 1995 годах, но по ряду причин завершились неудачно. Поэтому при намечаемом повышении цен на угольную продукцию, объявленном министерством, следует оценить последствия этого шага не только для угольной, но и для других отраслей, учесть прогнозы роста спроса на уголь и его цен на мировых рынках и помнить, что рекомендуемые цены могут быть только индикативными. (В условиях рынка цены регулируются исключительно договорами субъектов хозяйственной деятельности.)

Мнение, что передача шахты в частные руки сама по себе способна вывести ее в число рентабельных, не всегда оправданно. Примеров ухудшения после приватизации показателей работы предприятий любых отраслей немало. Поэтому следует уделить внимание и такой форме хозяйствования, как аренда коллективами работников государственных шахт их целостных имущественных комплексов как способу эволюционного перехода от государственной к частной собственности. Аренда может позволить реально оценить намерения и возможности коллектива.

В последнее время в стране повысилось внимание и к таким формам хозяйствования, как концессия и частно-государственное взаимодействие. Но в законодательной базе есть серьезный пробел: участие предприятий как объектов права и их профсоюзные объединения в договорном процессе не предусмотрено. Это может привести в дальнейшем к конфликтным ситуациям.

Деятельность отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений следует нацелить на решение актуальных задач — на создание наиболее эффективных высокопроизводительных технологических схем и технических средств добычи угля из маломощных пластов на больших глубинах в условиях высоких температур и газообильности.

Многие, создававшиеся десятилетиями, украинские научные школы из-за утраты преемственности кадров разрушены. Необходимо изменить политику финансирования научных исследований, в первую очередь фундаментальных, стимулировать предприятия, осуществляющие научные разработки, за счет собственных средств. Наука должна постоянно двигаться впереди производства. Если бы ученым удалось довести до промышленной реализации идеи, связанные с подземной газификацией угля, работы над которыми прекращены более полувека тому назад, энергетический потенциал Украины за счет вовлечения маломощных пластов угля, где сосредоточены его основные запасы, увеличился бы в несколько раз.

Учитывая, что основное препятствие, затрудняющее сделать украинскую угольную промышленность высококонкурентной — малая мощность угольных пластов наших месторождений, — в настоящее время технически неустранимо, необходимо искать “обходные” способы его преодоления. Среди них на первом месте стоит комплексная дегазация с коптацией газа метана и получением из него электроэнергии. Это позволяет не только снизить себестоимость добычи угля, но и, уменьшив содержание в шахтной атмосфере метана, повысить планку допустимых нагрузок очистных забоев, где концентрация газа является сдерживающим фактором. Там, где объемов метана одной шахты недостаточно для экономичной выработки электроэнергии, следует рассматривать целесообразность строительства групповых когенерационных станций. К сожалению, несмотря на имеющийся положительный опыт решения названной проблемы, его распространение не ведется.

Не снимается с повестки дня и проблема осветления и очистки шахтных вод не только из действующих, но и из закрытых шахт. Объемы откачиваемой из шахт воды в стране достигают 600 млн. м3 в год (по 7,5 м3 на каждую тонну добытого угля). Вода в некоторых районах уже стала дефицитной. Откачиваемую из шахт воду можно использовать после осветления, как минимум, в качестве технической, а при соответствующей температуре и в качестве теплоносителя. Известны и другие рекомендации по комплексному использованию извлекаемых из шахт сопутствующих углю компонентов. Не случайно в Донецком национальном техническом университете появилась специализация “комплексное использование недр”.

В последние годы остро встала проблема “копанок” — нелегальной добычи угля на выходах пластов и из закрытых мелких шахт. Борьба с этим явлением ведется, но крайне неэффективно. В прессе прозвучало заявление о возможной легализации “копанок”. На наш взгляд, это окажется возможным только после тщательного и всестороннего изучения целого ряда вопросов: кто стоит за этим явлением? Чем и кому оно выгодно? Что мешает его ликвидации законным способом? Каким образом осуществляется сбыт угля? Возможен ли действенный контроль за соблюдением правил безопасности и трудового законодательства, социальных стандартов, правил ведения горных работ, охраны окружающей среды? и т.д. Чтобы учесть опыт и не повторить ошибок прошлого, следует вспомнить причины и последствия ликвидации в 1956 году трестов “Местуголь”.

В заключение о государственном регулировании заработной платы. Эта проблема актуальна для всех сфер деятельности, где используется наемный труд. Дело в том, что в основе организации заработной платы у нас лежит минимальная заработная плата, базирующаяся на прожиточном минимуме. О недостатках этого показателя в последние 2—3 года сказано немало. Президент Украины В. Ф. Янукович даже назвал его “позорным явлением”. По большому счету, заработная плата, отражая стоимость специфического товара “рабочая сила”, должна быть достаточной для воспроизводства этого товара, т. е. позволять любому наемному работнику при нормальных затратах труда иметь жилье, нормально питаться, поддерживать здоровье, содержать семью, воспитывать детей, помогать престарелым родителям, обеспечивать свою безбедную старость.

К такому уровню номинальной заработной платы, которая должна быть минимум в 10 раз выше нынешней, необходимо неуклонно стремиться во всех сферах. Но не за счет административного ее повышения, а за счет непрерывного роста производительности труда, достигаемого коренной модернизацией всех отраслей и сфер народного хозяйства. Только после решения этой проблемы процесс модернизации на современном этапе может быть признан завершенным.

Изложенное в настоящей статье — это лишь общие соображения о концептуальных подходах и направлениях модернизации угольной промышленности. Но они могут быть приняты за основу соответствующей части концепции модернизации всего топливно-энергетического комплекса Украины, во главу которого необходимо поставить, исходя из нынешней обстановки, модернизацию угольной отрасли. При этом должны быть учтены и увязаны в масштабах страны особенности, интересы и возможности всех регионов.

Ефим ЗВЯГИЛЬСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.