Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Между сильными и слабыми

[15:37 06 октября 2011 года ] [ День, №179, 6 октября 2011 ]

Не секрет, что немало людей в Украине имеют двойное гражданство.

Не секрет, что немало людей в Украине имеют двойное гражданство. Чаще два паспорта (кроме самих украинцев) имеют те, кто не является этническими украинцами. Например, у россиян в Крыму дополнительно имеется российское гражданство, у болгар в Одесской области — болгарское, у румын или молдаван в той же Одесской или Черновицкой областях — румынское, венгров в Закарпатье — венгерское... Причем касается это не только рядовых граждан, но и многих чиновников, депутатов, бизнесменов.

Обычно такие люди не показывают этого, ведь украинское законодательство запрещает двойное гражданство. Согласно Конституции Украины (статья 4): “В Украине существует единое гражданство. Основания для получения и прекращения гражданства Украины определяются законом”. А в Законе Украины “О гражданстве Украины” (статья 19) говорится: “Основаниями для лишения гражданства Украины являются: 1) добровольное получение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого получения он достиг совершеннолетия”.

Однако недавняя ситуация с депутатом Одесского облсовета Александром Пресманом продемонстрировала, что не так все просто в этой сфере. В разговоре с журналистами Пресман открыто похвастался, что имеет двойное гражданство. Более того, он убеждал, что наличие у него двух паспортов — украинского и американского — не противоречит законодательству Украины.

Запрещает ли все-таки украинское законодательство иметь двойное гражданство? Если да, то каким образом правоохранительные органы должны реагировать на носителей двойного гражданства? Насколько это угрожает национальной безопасности страны? Если нет, то что должно делать государство? Какие меры оно должно принять? Об этом — в комментариях экспертов “Дня”.

“В настоящий момент государство фактически бессильно против таких нарушителей”

Ольга АКУЛОВА, магистр права, редактор журнала “Ваш правовед”, заместитель директора Донецкой областной общественной организации Фонда “Правовое просветительство”, заместитель директора Юридической фирмы “Талион”:

— В соответствии со ст. 4 Конституции Украины, в Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются Законом Украины “О гражданстве”, который постулирует принцип единого “гражданства государства Украина”. Если гражданин Украины приобретает гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Так же, как и иностранец, приобретающий гражданство Украины, в правовых отношениях с Украиной признается лишь ее гражданином.

Одним из оснований для потери гражданства Украины является добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства. Однако Закон не устанавливает ни обязанностей, ни срока, в течение которого гражданин Украины в случае приобретения гражданства другого государства должен был поставить в известность органы государственной власти Украины о смене гражданства. Поэтому соответствующие службы сами должны выискивать, не получил ли кто-либо случайно другого гражданства. Впрочем, ни в Криминальном кодексе, ни в Кодексе об административных правонарушениях не содержатся статьи об ответственности за двойное гражданство или несообщение о получении гражданства другого государства.

Следовательно, по большому счету в настоящий момент государство фактически бессильно против таких нарушителей и неспособно оперативно реагировать на вновь появившихся двойных граждан, даже находить их.

Вместе с тем, сегодня в Верховной Раде есть проект закона, согласно которому предлагается установить наказание за укрывательство факта двойного гражданства в виде ограничения свободы до 5 лет. Действующий закон дополнят нормой о том, что гражданин Украины обязан сообщить о факте получения или пребывания в гражданстве (подданстве) другого государства в течение 30 дней. Также предусматривается повысить требования относительно получения украинского гражданства, а добровольное получение гражданином Украины гражданства другого государства будет основанием для лишения его украинского гражданства.

“Требовать от правоохранителей активных действий для преследования бипатридов в Украине просто нет оснований”

Игорь ГУЛИК, политический эксперт, Львов:

— “Казус Пресмана”, с моей точки зрения, свидетельствует о признании властью нечестной игры в проблеме так называемых бипатридов. То, что лица с двойным гражданством в Украине есть и их число постоянно растет, — не секрет. В конце концов, как и то, что инициаторами этого процесса стали власть предержащие разных уровней и мастей. Потому что именно они, переживая за собственное будущее, часто выбирают для себя именно такой путь “перестраховки” — гражданство другой страны.

Вот почему все украинские правовые акты о гражданстве не содержат императивную дефиницию о том, что приобретение гражданства другой страны запрещено и что тот, кто имеет паспорт гражданина другой страны, является преступником. Поэтому требовать от правоохранителей активных действий для преследования бипатридов в Украине просто нет оснований.

Другое дело, необходимы ли такие действия? Если общество считает себя демократическим и толерирует права человека, то репрессии против лиц, которые по тем или иным соображениям решили стать подданными других государств, однозначно считались бы несовместимыми с такими постулатами.

Но в современной Украине эта проблема, как уже отмечено, приобретает несколько другое звучание. Она уже перекочевала в область национальной безопасности. Потому что, в принципе, может ли цивилизованное сообщество соглашаться с тем, что лица, наделенные властными полномочиями в его государстве, в то же время предостерегают себя от ответственности перед ним (сообществом), держа во внутренних карманах пиджаков паспорта других государств? Конечно, нет.

Если же принять во внимание украинскую “специфику”, то есть, не слишком добродушных соседей, законодательство которых, в частности, предусматривает “защиту соотечественников”, где бы они не проживали, то есть определенные основания считать бипатридов с собственно “соседским гражданством” своеобразной пятой колонной. С которой, к слову, следует считаться.

Но, кроме статусных бипатридов, в Украине носителями неукраинского гражданства являются тысячи рядовых жителей. Они имеют на то свои основания, и достаточно часто эти основания формирует родное государство. Экономическая неопределенность, необходимость осуществлять малый бизнес с нарушением несовершенных законов, пустяковые преференции пересечения границ, получение виз... Таких факторов наберется не один десяток. И если Украинское государство закрывает глаза на дискомфорт своих подданных, то почему они, ее граждане, должны толерировать его?!.

“Нужно становиться сильным”

Игорь ТАНЧИН, политолог, Львов:

— Двойное гражданство — достаточно распространенная практика и допускается законами многих стран, в том числе США, Канады, России, Израиля и т.п. Причем прослеживается интересная закономерность: среди стран, которые практикуют двойное гражданство, преобладают сильные в военном и экономическом плане, а более слабые страны предпочитают не допускать ситуации, когда их гражданин может воспользоваться защитой другого государства, во избежание выполнения обязательств перед своим, или же просто имеет определенные обязательства перед другим государством.

Причина простая: если в конфликт вступают равные права, все решает сила. Как это делается, продемонстрировала Россия в Северной Осетии: сначала российская власть раздавала свои паспорта в сепаратистском регионе Грузии, а потом ввела войска будто бы для защиты своих новых граждан. Кстати, сама Россия не приветствует раздачу паспортов других государств на собственной территории и признает двойное гражданство, только если паспорт другого государства ее гражданин получил до 2002 г. или же если он постоянно проживает на территории другого государства. Чем не формирование потенциальной пятой колонны? Натурально, более слабым государствам подобная тактика не по силам, а потому их усилия нацелены преимущественно на защиту от диффузионного наступления более сильных соседей.

В Украине распространение двойного гражданства происходит двумя путями:

1. Как инициатива отдельных людей, которые таким образом получают возможность избежать возможного преследования. Поскольку в нашей стране бытует презумпция виновности, иметь такой запасной аэродром считают для себя нелишним немало бизнесменов и политиков, вплоть до наивысших представителей власти нашего государства (не знаю, как там ситуация с нашими президентами, но два премьера — Звягильский и Лазаренко — имели паспорта других государств)

2. Раздачу собственных паспортов практикуют страны, которые имеют на территории нашего государства сильную диаспору (Россия, Венгрия, Румыния).

И в первом, и во втором случае — это потенциальная угроза для Украины (в первом случае — иностранные службы могут оказывать давление на наших бизнесменов и политиков, во втором — возможность осетинского варианта).

Однако должны признать, что подавляющая часть наших граждан, которые все-таки получают еще один паспорт, руководствуются не нелояльностью к нашей стране или, тем более, не желанием навредить Украине, а дополнительными возможностями, которые предоставляет гражданство более состоятельного государства. В настоящий момент свыше 4 млн. украинцев работают за рубежом. Конечно, им очень нужен паспорт, что позволяет получить работу и защиту закона в странах, куда их вытолкнули трудности на собственной родине.

Вывод простой: нужно становиться сильным. А сейчас сурово придерживаться действующего законодательства и неуклонно наказывать за его невыполнение. Последнее, конечно, касается не только законодательства о гражданстве.

“Речь идет не об отречении от украинского гражданства, а о приобретении еще одного — лучшего”

Остап ДРОЗДОВ, автор и ведущий политической программы “Прямым текстом”, телеканал ЗІК, Львов:

— В современных условиях украинское гражданство — это клетка. Гражданин Украины — второсортный в мире, потенциально опасный и незаконопослушный. Только через такую призму нужно смотреть на проблему двойного гражданства. Что Европа думает об украинском гражданине, мне показывает километровая очередь под польским консульством во Львове. Зато разговор о двойном гражданстве, широко практикуемом в мире, никакого отношения не имеет к патриотизму. Это скорее разговор о том, может ли у человека быть больше, чем одна Родина. Я отвечаю: да. Более того, единое украинское гражданство считаю неестественным. Поскольку население Украины не является мононациональным; оно перенасыщено выходцами из неукраинских исторических образований, а следовательно, хранит в себе крепкую неукраинскую коннотацию. Грубо говоря, значительное количество украинских граждан с Украиной связывают две вещи: паспорт и недовольство. За 20 лет Украинское государство не смогло “заразить” украинскостью всех своих граждан, поэтому единое гражданство превращается в принудительное заключение. Я сторонник другого подхода: человек независимо от геополитики обладает жизненным правом иметь две и больше Родины — Родина перманентного обитания и Родина своих корней. Повторю: эта проблема автоматически отпадает у успешных стран. В нашем же случае полностью понимаю мотивацию закарпатцев, которые бредят венгерским или словацким гражданством, или же буковинцев, которые бредят румынским. Эти не совсем украинские люди стремятся убежать из клетки, какой является бездарное Украинское государство. Лично я был бы в числе первых бипатридов (лиц двойного гражданства). Заметьте, речь идет не об отречении от украинского гражданства, а о приобретении еще одного, лучшего. Друг другу это никак не мешает, и, поверьте, мой патриотизм относительно Украины мгновенно вырос бы, если бы моя страна дала мне возможность иметь гражданство ближайшего члена Евросоюза. Тогда я бы первый восхвалял Украину за то, что она избавляет меня от тех унижений в консульствах и на границах, которые за собой влечет единый украинский паспорт. Впрочем, реалии несколько иные. Двойное гражданство практикуют лишь сильные страны — страны, которые таким образом закрашивают пространство вокруг в свои краски. Украина — не только слабая страна, но и изуродованная комплексом жертвы. Следовательно, разговор о двойном гражданстве она воспринимает не как разговор о своем усилении и расширении своего ареала, а почему-то наоборот. Украина не имеет ни потуг, ни амбиций расширять свою орбиту. Я вам скажу почему. Потому что в действительности двойное гражданство — это символ тотального поражения Украинского государства. Разве мы не видим, как отчаянно, в обход всего законодательства, граждане Украины удирают из клетки?! Разве не заметно, что целые части Украины видят себя гражданами других — лучших — государств?! Конечно, можно закрывать на это глаза, жаловаться, раздражаться или пугать криминальной ответственностью. С моей точки зрения, преступления Украинского государства против своих граждан — это и есть объяснение, почему закарпатцы, буковинцы, одесситы или крымчане готовы убегать из украинской клетки. Прошу прощения, но никто не обязан терпеть надругательство государства над собой. И чтобы тема двойного гражданства не тревожила Украинское государство, нужно начать с того, чтобы Украина делала своих граждан защищенными и счастливыми. Пока этого нет, тысячи людей будут искать малейшую возможность получить заветный паспорт какой-то из нормальных стран, где есть открытые границы, широкие возможности и преимущества. Чего не скажешь об Украине. Тогда к кому претензии? У меня нет никаких претензий к Венгрии, Румынии или России — эти страны грамотно укрепляют свои орбиты и работают на будущее. У меня есть претензии к Украинскому государству, которое сознательно толкает своих граждан в объятия других гражданств. Кричать и возмущаться уметь не надо — кто же мешает Украине целеустремленно работать не на себя, а на граждан? Чтобы они не воспринимали Украину как клетку.

“Наша страна отказывается замечать реальность”

Владимир КВУРТ, секретарь Львовского городского совета 2006—2010 гг.:

— С моей точки зрения, Украина сегодня не запрещает иметь двойное гражданство. Ее позиция скорее напоминает реакцию страуса, который не желает признавать этот факт. Ведь тысячи наших граждан, которые получили гражданство других стран и в письменном виде не подтвердили своего желания отказаться от гражданства Украины (и, конечно, дождались Указа Президента Украины), в дальнейшем остаются гражданами только Украины! То есть наша страна отказывается даже замечать реальность и в своих правоотношениях с такими гражданами делает вид, что ничего не случилось, они в дальнейшем остаются ее гражданами, относительно них действуют все украинские законы. В том числе такие граждане имеют право избирать и быть избранными (как депутат Одесского облсовета), а самое большое наказание — факт гражданства другой страны может быть лишь теоретическим основанием лишения такого лица украинского гражданства, и это только в том случае, если не подпадает под исключения, предусмотренные Законом Украины о гражданстве (для примера, одновременное приобретение гражданства при рождении), или же в соответствии с ратифицированной Европейской конвенцией, где главой V Конвенции для государств-участниц предусмотрено обязательство разрешать своим гражданам сохранять разные гражданства, приобретенные при рождении или в связи со вступлением в брак.

Такое “не замечание” Законом может стать основанием выборочной проверки или преследования, скорее всего, без последствий и не лишенное неприятных минут общения с правоохранительными органами.

Да, сегодня многие граждане пользуются такой “слепотой”! Да, кое-кто, кроме депутатской неприкосновенности, получает паспорт другой страны! Но такой непонятной позицией мы, конечно, разрываем тоненькие ниточки тысячам наших граждан, которых судьба и невозможность себя реализовать в собственной стране разбросала по всему миру. Они боятся быть наказанными и потерять честно заработанное за ее пределами. Они не навещают близких, могилы родителей и родственников, потому что не хотят рисковать. Такой “слепотой” мы убиваем надежды миллионов наших эмигрантов и их детей вернуться на родную землю. Потому что они не чувствуют своей особенности и понимают, что для Украины они и выходцы из африканского племени наделены одинаковыми возможностями.

Позволяет ли такая “слепота” говорить о национальной безопасности? Нет! Потому что не урегулирована даже процедура допуска к государственной тайне госслужащих или депутатов ВР!

Считаю, что Украине не стоит бояться двойного гражданства. А через двойное гражданство еще больше приблизить тех, кому небезразлична эта земля! Попробовать поддержать носителей украинскости в мире, создать особый режим инвестиций и возможностей развития Украины! Главное, чтобы не прятаться от проблемы, а факт двойного гражданства сделать публичным. А избиратели пусть избирают: возможно, гражданин Панамы и будет иметь больше доверия!

“Между “не признает” и “запрещает” существует значительная разница”

Орест ДРУЛЬ, “Западная аналитическая группа”, Львов:

— Украина не признает существования гражданства других стран у своих граждан; то есть, “если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств” или “иностранец получил гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины” (ст. 2 Закона Украины “О гражданстве”).

Между “не признает” и “запрещает” существует значительная разница: Украина в некоторых случаях позволяет, чтобы ее граждане имели другое гражданство, но относится к таким бипатридам (точнее — полипатридам; patridos греч. “отчизны”) так, словно других гражданств у них нет, а сумма гражданских прав и гражданских обязанностей их идентична с монопатридами.

В щель между “позволяет” и “запрещает” попадают те, кто дополнительное гражданство получил без добровольного обращения для его приобретения. Это, согласно ст. 14 ратифицированной в 2006 году Украиной “Европейской конвенции о гражданстве” от 1997 года: (a) дети, “которые автоматически приобрели разные гражданства при рождении” (усыновление — добавляет ст.19 указанного украинского закона) или (b) “если это другое гражданство автоматически приобретается в связи со вступлением в брак” (или — отечественное дополнение — достижение совершеннолетия, “если такой гражданин Украины не получил документ, который подтверждает наличие у него гражданства другого государства”).

В конечном итоге, приобретение дополнительного гражданства даже при условии добровольного обращения является лишь основанием для потери гражданства Украины; потеря его наступает лишь после соответствующего президентского указа.

То есть, если правоохранительные органы или просто бдительные граждане обнаружили лицо с основаниями для потери гражданства (или же сам неразрешенный по отечественному законодательству полипатрид это каким-то образом обнаружил), то единственным действием может быть надлежащее представление в припрезидентскую комиссию по вопросам гражданства для устранения этого безобразия. Но и здесь проявляется мягкость запрещения: невезучий полипатрид может использовать часовой интервал между указанным представлением и эвентуальным принятием решения, подав заявление об отказе от дополнительных гражданств. Тогда, согласно ст.19 нашего базового закона о гражданстве, основания для потери гражданства перестают быть такими, потому что гражданин Украины может стать лицом без гражданства, что, по убеждениям законодателя, является недопустимым. В любом случае, прецедентов потери гражданства (не выхода из гражданства, а потери) пока еще в Украине не наблюдалось.

Ошибочность распространенного у нас взгляда о категорическом в Украине запрещении двойного законодательства исходит из другой (нежели у законодателя) трактовки ст. 4 Конституции “В Украине существует единое гражданство”. Слово “единый” в украинском языке имеет два значения: “только один, без других” и “общий для всех, неделимый”. Создатели Конституции не учли эту амбивалентность понятия, а законодатели поняли его лишь во втором значении: в Украине, с одной стороны, нет дополнительного локального гражданства (крымского, например, как могло бы быть, исходя из автономного статуса Крыма), а с другой стороны — нет “карты украинца”, как в Польше или в Венгрии, где есть граждане с полным набором прав и обязанностей, а есть зарубежные соотечественники с ограниченным их набором (в частности, относительно права голоса или военной службы). Наконец, это “неполное гражданство” у нас как дополнительное не трактуется и даже теоретических проблем для их носителей не создает.

Проблема двойного гражданства — как проблема, а не как квестия — исходит из проблемы двойных лояльностей бипатрида. Пока эти лояльности не конфликтуют между собой, проблемы нет. Если же появляется конфликт интересов, то украинский законодатель по умолчанию считает, что проукраинская лояльность является приоритетной для любого бипатрида (даже больше чем приоритетной: единственной — другой он просто не замечает, считая достаточным просто принять, что ее не существует, потому что в правоотношениях в Украине она не признается). “Так ли это на самом деле?” — большой вопрос, часто с отрицательным ответом. Как минимум, думаю, стоило бы узаконить обязательное декларирование дополнительного гражданства для всех должностных лиц, чтобы общество при оценке эффективности их деятельности учитывало и этот фактор.

Вопрос же категорического запрещения двойного гражданства — это вопрос силы государства. Сильное государство может позволить себе использовать возможности даже частичной лояльности бипатридов, нейтрализуя возможные при этом опасности. Более слабое же государство будет пытаться на всякий случай запретить двойное гражданство, в корне ликвидируя опасность (часто несуществующую) конфликта лояльностей. А еще более слабое — запретит де-юре, разрешив де-факто.

“Норма — есть, а санкции за ее нарушение не предусмотрены”

Александр РАДЬКО, бывший начальник отдела гражданства и регистрации физических лиц Управления Министерства внутренних дел Украины в Житомирской области, полковник милиции в отставке, председатель фракции ВО “Батьківщина” в Житомирском городском совете:

— Чтобы вывести какое-то лицо из гражданства Украины, в соответствии с законом нужен Указ Президента. Если говорить прямо, то у главы государства много других дел. Поэтому уполномоченные органы готовят соответствующие представления в редких случаях, когда кто-то себя очень скомпрометировал — например, публичными выступлениями против нашего государства, действиями на грани криминала, получившими широкую огласку. Считаю, что наше государство не уделяет достаточно внимания внедрению действенных мер против тех, кто нарушает конституционные и законодательные положения в данной сфере. То есть норма относительно недопустимости двойного гражданства есть, а санкции за ее нарушение не предусмотрены. Поэтому наши “хитрые головы”, в том числе должностные лица, умудряются иметь паспорта нескольких государств: когда едут в Соединенные Штаты Америки, показывают американский паспорт, в Россию — российский, возвращаются в Украину — предъявляют украинский. Каждое государство предусматривает определенные преференции для своих граждан при въезде в страну, поэтому люди пытаются это использовать.

Конечно, особенно сложная ситуация с двойным гражданством в Крыму — военнослужащие Черноморского флота, которые там служат, используют возможность получения украинского паспорта, остаются жить на полуострове, но пенсия им, например, начисляется из заработной платы во время службы в ЧФ, то есть в значительно больших размерах, чем нашему моряку, а выплачивается, согласно договору между Россией и Украиной, из соответствующих фондов нашей страны.

Наказание за нарушение законодательства о гражданстве может быть не связано со статьями Криминального кодекса, не крайне необходимо нарушителей сажать в тюрьму — могут применяться финансовые рычаги, большие штрафы, например. Относительно того, можно ли предотвратить получение украинского гражданства человеком, который является гражданином другой страны, то в статьях 6—11 Закона “О гражданстве Украины” установлен ряд оснований для этого. В частности, если родители или деды являются или были нашими гражданами, то есть, это вопрос украинского корня. Если его нет, то установлены серьезные “рогатки”. Однако, например, если человек определенное время живет в Украине, то может ставить вопрос о приобретении нашего гражданства. Но в его паспорте другого государства должна быть отметка о пересечении нашей границы, еще необходимо подтверждение законности пребывания на нашей территории. Этот паспорт тот, кто получает украинский, обязан сдать или, в крайнем случае, предоставить нотариально заверенное обязательство выйти из гражданства той страны. Но если этого не сделано, наше государство никак не преследует такое лицо.

Думаю, что такая ситуация угрожает национальной безопасности Украины, потому что с нашей территории люди с паспортами других государств могут принимать, например, участие в боях с соседними государствами (из Крыма перебрасываться в Грузию, как в 2008 году), совершать террористические акты. И мы можем подвергаться опасности ответных действий тех стран. Относительно участия иностранных граждан в наших выборах, то, думаю, это также более актуально для Крыма, в других регионах такого значения данное обстоятельство не имеет.

Улучшить ситуацию должны в первую очередь те, кто имеет право законодательной инициативы, в частности, найтись заинтересованные народные депутаты, которые бы внесли в Верховную Раду законопроект об усилении ответственности за нарушение действующих норм относительно гражданства Украины.

“Двойное гражданство используется в мире лишь в отдельных случаях и с большими ограничениями”

Владимир ПРИТУЛА, эксперт проекта “Крымский политический диалог”:

— В целом двойное гражданство это отступление от нормы, и оно используется в мире лишь в отдельных случаях и с большими ограничениями — люди с двумя паспортами не имеют права служить в военных и некоторых других организациях, состоять на государственной службе, избираться в органы власти и т.п. Поэтому вполне справедливо, что Украина не признает двойного гражданства, хотя санкции об этом не четко выписаны в законе. Так он писался нашими депутатами, возможно, даже умышленно. Поэтому у нас нет механизмов, чтобы избежать этого явления. Сегодня в Украине есть масса людей, которые, кроме украинского, имеют российские, румынские, израильские и, как видим, даже американские и другие паспорта. То есть мы имеем дело с фактически двойным гражданством в Украине, что противоречит законодательству, даже среди высокопоставленных должностных лиц и народных депутатов. Это фактически разделило население Украины на две части. Одна, имея по нескольку паспортов, может свободно разъезжать с ними по всему миру, а другая, имея только украинский паспорт, ограничена в этих возможностях.

Понятно, что во многих ситуациях это может угрожать национальной безопасности Украины, ведь, во-первых, таких людей уже слишком много. Когда в Крыму разворачивали в свое время эту кампанию по раздаче российских паспортов, то кое-кто даже говорил — вот когда будет здесь большинство граждан России, то понятно, что и сама территория эта будет принадлежать России. Во-вторых, гражданство — это же не только паспорт и звание, это и обязанность гражданина перед страной, это требования этой страны к владельцу своего паспорта. Кто знает у нас, какие в действительности требования предъявляют, например, Россия или Румыния к своим двойным гражданам в Украине? Каким именно образом они должны благодарить эти страны за полученное гражданство — развивать взаимовыгодные отношения? Так это можно делать и без двойного гражданства. Или, может, шпионить, быть агентами влияния, выполнять какие-то действия в интересах второй родины в экономике, культуре, вести какую-то работу среди местного населения? Поэтому правоохранительные органы должны проверить законность получения украинского гражданства и характер деятельности человека в интересах другой страны. Я знаю, что украинские правоохранительные органы проверяли законность получения украинского гражданства бывшими военнослужащими Черноморского флота, и оказалось, что многие из них получили паспорта незаконно. Поэтому эту проблему следует решить прежде всего на законодательном уровне, на базе мировой юридической практики и в интересах именно Украины. Во-вторых, Украина должна оградить себя от того потенциального вреда, который может нести это явление, а поэтому должны быть предохранители, механизмы наказания и обезвреживания тех, кто использует эту возможность против собственной Родины.

“Нашей власти нужно действовать решительно”

Анатолий СОКОРИНСКИЙ, председатель Днепропетровской областной организации Украинской народной партии:

— На мой взгляд, двойное гражданство в таком молодом государстве, как Украина, — недопустимо. Следует внимательно относиться к подобным вопросам, ведь гражданин с двумя или тремя паспортами может уклоняться от военной службы или, наоборот, оказаться на службе в чужой армии. Между тем не секрет, что соседние государства, пользуясь либерализмом украинского законодательства и его пробелами, раздают нашим гражданам свои паспорта. Например, на Буковине многие жители не прочь получить румынский паспорт, потому что с ним легче попасть в страны Евросоюза. В Крыму выдавали российские паспорта. Но я думаю, что Министерство внутренних дел должно отслеживать подобные вещи. В составе этого министерства действует миграционная служба. Кроме того, если решение о выходе или предоставлении гражданства утверждает лично Президент, то, на мой взгляд, он и его администрация, а также областные и районные администрации должны следить за тем, чтобы человек, имеющий паспорта разных стран, привел свое гражданское состояние в соответствии с Конституцией и законами Украины. Нашей власти нужно действовать в этом вопросе решительно, но беда в том, что как раз чиновники и депутаты сами нередко имеют паспорта разных стран. Один пример экс-премьера П. Лазаренко чего стоит.

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.