“Мы вступили в очень опасную фазу кризиса. Долговой кризис в еврозоне углубился, финансовые проблемы разрастаются, и без решительных коллективных действий существует реальная опасность, что лидеры мировой экономики пойдут назад вместо того, чтобы двигаться вперед”, — подчеркнула на днях, выступая в Лондоне, глава МВФ Кристин Лагард.
Накануне минувшего уик-энда министры финансов и главы центробанков семи ведущих индустриальных стран мира (G7), признав наличие “ясных сигналов о замедлении мирового роста”, заявили о готовности к скоординированным шагам по поддержке мировой экономики и банковской системы. А также попытались развеять опасения рынка по поводу возможности дефолта стран еврозоны.
Впрочем, эти попытки оказались пока не слишком успешными: Европа уже готовится к дефолту Греции. Чтобы спасти перегруженные долгами другие страны еврозоны (в т.ч. “грандов” — Италию и Испанию), Европейский центробанк (ЕЦБ) все активнее выкупает их облигации. Эпидемия недоверия на рынке привела к тому, что для некоторых из крупнейших банков Европы стало проблематично привлекать ресурсы — американские фонды, например, боятся давать им ссуды, поскольку не уверены в их возврате.
Опасные симптомы проявляются и в Украине: население “затоваривается” валютой, нерезиденты выходят из ОВГЗ, а отрицательное сальдо внешней торговли продолжает расти. Власть же, хотя публично и признает наличие серьезных вызовов, не спешит восстанавливать мосты с “кредитором последней надежды”.
МВФ и правительство Украины
В Кабмине как-то не сложилось с выработкой четкой позиции, нужно ли продолжать сотрудничество с МВФ. Из 15,1 млрд. долл. финансирования, договоренность о выделении которых была достигнута летом 2010 года, Украине удалось получить пока только 3,4 млрд. После того, как стало известно, что визит миссии МВФ в Киев перенесен с начала сентября на конец октября, премьер-министр Николай Азаров в очередной раз заявил, что новые транши кредита Киеву не очень-то и нужны. Этот посыл явно диссонирует с признанием “социального” вице-премьера Сергея Тигипко, что прекращение сотрудничества с МВФ может привести Украину к ситуации, подобной греческой. “Наши долги, которые мы должны обслуживать, подорожают. Итак, мы можем прийти к ситуации преддефолтного состояния”, — прогнозировал один из подчиненных Николая Яновича.
Неправительственные эксперты сходятся во мнении, что сотрудничество с МВФ сейчас Украине необходимо. Член совета НБУ, советник президента Роман ШПЕК обращает внимание на то, что невыполнение правительством взятых на себя обязательств перед МВФ не только тормозит реализацию жизненно важных реформ в государстве, но и портит репутацию страны на международной арене, не позволяя привлечь критически необходимые инвестиции. По его мнению, “в ближайшей среднесрочной перспективе мы никоим образом не обойдемся без сотрудничества с МВФ, а восстанавливать доверие придется в более сложных внутренних условиях и при значительно более жестких требованиях от кредитора”.
Президентский советник убежден, что для продолжения сотрудничества с фондом уже недостаточно одних обещаний власти — будут нужны конкретные результаты их выполнения.
Эксперт прогнозирует, что получить следующий транш кредита Киев сможет не ранее февраля 2012-го, когда, в частности, станет известно, удалось ли правительству удержать дефицит госбюджета-2011 на условленном с МВФ уровне в 3,5% ВВП. Кстати, по прогнозу украинского премьера, этот лимит будет превышен незначительно (на днях Н.Азаров сообщил, что дефицит составит около 4% ВВП). Однако устроит ли это вашингтонских функционеров?
Экс-министр финансов Украины, а ныне — председатель правления “Дочернего банка „Сбербанка России“ Игорь ЮШКО считает, что активизация сотрудничества с МВФ позволила бы удешевить привлечение ресурсов на международных рынках в текущих условиях, когда они дорожают из-за финансовой нестабильности в Европе. Для Украины одна из наибольших проблем заключается в том, что большинство наших заимствований имеют краткосрочный характер. И в случае тех или иных катаклизмов их пролонгация или рефинансирование не только становятся проблематичными, но и значительно возрастает в стоимости, приводя к резкому увеличению долговой нагрузки. „При наличии программ с МВФ оно (подорожание ресурсов на внешнем рынке) будет более лояльным, мягким. Если такой программы не будет, то, конечно, ценовой спрэд будет более существенным“, — отмечает банкир.
По словам руководителя группы советников главы НБУ Валерия ЛИТВИЦКОГО, именно благодаря кооперации с МВФ финансовый счет Украины профицитный, что и позволяет стране перекрывать дефицит счета текущих операций. По мнению представителя центробанка, чем раньше Украина получит следующий транш кредита, тем лучше. “Мы заинтересованы в сотрудничестве и в продолжении программы с МВФ. Центральный банк, заверяю, свое дело сделает. Пока, по нашей информации, мы идем в фарватере, в русле принятых обязательств. Если есть, что улучшать, то это надо улучшить”, — подчеркнул представитель Нацбанка.
МВФ и платежный баланс Украины
В июне текущего года председатель НБУ С.Арбузов в письме к премьеру Н.Азарову констатировал, что из-за торможения сотрудничества с фондом “объем общих потерь финансовых ресурсов к концу 2011 года может составить около 9 млрд. долл.”. В частности, 7,65 млрд. долл. будет недополучено от международных финансовых организаций (МВФ — 6,2 млрд. долл., Всемирного банка — 0,85 млрд., Еврокомиссии — 0,6 млрд. долл.). “В условиях сохранения дефицита текущего счета это может привести к существенному сокращению международных резервов”, — прогнозировал тогда глава Нацбанка.
Профицит финансового счета Украины особенно актуален, если учесть отрицательную динамику торгового баланса. По данным Госкомстата, сальдо торговли товарами в январе—июле составило “минус” 6,7 млрд. долл., что вдвое больше, чем за аналогичный период 2010-го. При этом только в июле дефицит составил более 1 млрд. долл., что обусловлено в том числе сокращением экспорта зерновых (до 81 млн. долл. по сравнению с 488 млн. в июне), а также металлопродукции (до 1,79 млрд. долл. против 1,96 млрд. в июне). В дальнейшем дефицит торгового баланса может расти из-за ожидаемого сокращения экспорта металла (как, впрочем, и продукции химической и машиностроительной отраслей) из-за охлаждения мировой экономики. По прогнозам некоторых экспертов, “металлические” цены осенью могут упасть на 20—30%. Эти потери для платежного баланса вряд ли удастся компенсировать за счет, например, наращивания экспорта зерна. Который, в свою очередь, тормозят пошлины, введенные с 1 июля (будут действовать как минимум до конца года). При высоких ценах на отечественные зерновые российские зернотрейдеры уже с успехом вытесняют украинских конкурентов на внешних рынках. Министерство аграрной политики и продовольствия предлагало отменить эти пошлины, однако мнение Минфина, который выступает против этого, для руководства правительства оказалось весомее.
“Мы предлагали сделать, чтобы в этом году пошлина закончилась и в следующем не действовала. Откровенно говоря, маловероятно, чтобы эту позицию поддержали, — признается директор департамента финансовой политики Министерства экономического развития и торговли Сергей ЧЕКАШКИН. — Останется ли пошлина в следующем году в том же объеме, зависит от фискальной политики и позиции Министерства финансов”.
Предпосылками для увеличения “дыры” в торговом балансе Украины являются также девальвация нацвалют важных торговых партнеров (в частности, Турции и Беларуси), ограничение в России украинского импорта, подорожание российского газа.
Валерий Литвицкий считает, что хотя по последним июльским данным и вырос дефицит текущего счета, этот факт не следует воспринимать негативно. Во-первых, потому что снова выровнялись темпы роста импорта товаров, и экспорт даже чуть-чуть опережает импорт (26,4% против 26,35%). Во-вторых, экспорт все еще растет в двузначном измерении. И этого достаточно для поддержания на уровне 4—5% темпа роста ВВП. В-третьих, опережающие темпы роста импорта являются следствием резкого подъема инвестиционного спроса во втором квартале (инвестиции в основной капитал выросли до 15,9% против 12% в первом квартале и “минус” 7,4% в первом полугодии 2010-го).
По словам г-на Литвицкого, экономика, ВВП которой растет 5-процентными темпами и которая по своей структуре является еще во многом постсоветской, т.е. с высоким энергопотреблением, формирует и соответствующий огромный запрос на нефтяной (87,8%) и газовый (84,3%) импорт.
“Так что не следует демонизировать проблему дефицита текущего счета, — делает вывод главный советник председателя НБУ. — Это зло при такой культуре энергопотребления, которую мы имеем десятки лет. Но это меньшее зло, нежели 15-процентное падение ВВП в 2009 году”.
Эксперты убеждены, что правительству не удастся быстро решить проблему дефицита торгового баланса за счет, например, развития импортозамещающих производств. Впрочем, и первый вице-премьер Андрей Клюев признавал, что первые плоды выполнения госпрограммы развития внутреннего производства появятся только в 2015 году — только тогда Украина сможет рассчитывать на положительное сальдо торговли товарами и услугами.
По мнению Романа Шпека, государству целесообразнее развивать не импортозамещающие, а прежде всего, те экспортно-ориентированные отрасли экономики, которые имеют конкурентные преимущества на международных рынках. “Любое импортозамещение будет носить локальный характер. Эти товары не будут конкурентоспособными на российском, казахском, иранском рынке, не говоря уж о Западной Европе. Это будут неэффективно вложенные инвестиции — государственные или частные”, — подчеркивает он.
Игорь Юшко считает, что улучшать состояние торгового баланса Украины следовало бы, в частности, за счет увеличения добычи собственного газа (сейчас она сокращается), а не ожидаемого ограничения импорта (в частности, потребительского). Банкир призвал учитывать фактор, что функция импорта — “это повышение качества как жизни людей, так и производства”.
МВФ и госдолг Украины
К сожалению, на сегодняшний день нет и стопроцентных гарантий того, что Украине в ближайшее время удастся перекрывать дефицит счета текущих операций с помощью профицита финансового счета. И дело не только в том, что население наращивает объемы покупки наличной валюты (за восемь месяцев отток валюты из банковского сектора на наличный рынок превысил 6,2 млрд. долл.). Долговой кризис в Европе генерирует целую дюжину потенциально малоконтролируемых рисков: отток средств нерезидентов, резкое сокращение прямых инвестиций, сложности с рефинансированием и пролонгацией внешних долгов, проблемы с привлечением новых займов.
Спрос на украинские суверенные долги сегодня на рынке снижается. Так, стоимость страховки по украинским евробондам растет (на нынешней неделе котировки пятилетних CDS превысили 600 пунктов при апрельском минимуме немногим более 400 пунктов). Кроме того, нерезиденты начали активно выходить из ОВГЗ (за август их портфель сократился на 22,4%, до 6,87 млрд. грн.).
В Минфине уверяют, что правительство без проблем рассчитается по всем долговым обязательствам, и для этих целей сформировано достаточно резервов. По данным представителя департамента управления государственным долгом и международного сотрудничества Министерства финансов Константина КУЗНЕЦОВА, по состоянию на 1 сентября с.г. остатки на счетах Госказначейства составляли 10,9 млрд. грн. в национальной валюте и 24,7 млрд. грн. — в иностранной.
По состоянию на 5 сентября с.г. госдолг Украины составлял 360,5 млрд. грн., сообщил представитель Минфина, выразив уверенность в том, что предусмотренный на конец нынешнего года лимит в 375,6 млрд. грн. не будет превышен.
Также г-н Кузнецов проинформировал, что согласно нормативам Бюджетного кодекса, а также среднесрочной стратегии управления госдолгом на 2011—2013 годы, являющейся главным путеводителем долговой политики Минфина, критический уровень отношения совокупного госдолга (с учетом госгарантий по долговым обязательствам) составляет 60% ВВП. В Минфине ожидают, что это соотношение будет постепенно снижаться и составит в 2012 году 41,9%, в 2013-м — 37,9%, а в 2014-м — 35,3%. По итогам нынешнего года, если будут выполнены макропрогнозы Минэкономразвития, это соотношение составит 42,5% и является комфортным.
С тезисом о “комфортности” показателя 42% не согласен Игорь Юшко. Он убежден, что этот уровень несет немалые риски для Украины. По его словам, из-за нестабильности мировой экономики существует возможность резкого увеличения этого параметра в случае спада в экономике. “Мы очень зависим от внешних рынков. И если не дай Бог произойдет снижение ВВП, то, соответственно, госдолг начнет расти опережающими темпами, а долговая нагрузка резко увеличится, как это было в 2008—2009 годах. Поэтому сегодня было бы гораздо спокойнее, чтобы этот уровень был ниже 40%, хотя бы 37—39%, как это было семь-восемь лет назад. В 2008—2009 годах такие параметры позволили смягчить воздействие внешних факторов на внутреннюю экономическую жизнь Украины”, — подчеркивает г-н Юшко. Также он отмечает, что хотя во многих странах приемлемым считается лимит госдолга до 60% от ВВП, для Украины (как и для ряда других государств) критическим является показатель 55%.
Впрочем, в правительстве, похоже, относятся к этой проблеме достаточно серьезно. Ранее Николай Азаров высказывал мнение, что следует “предельно ограничить или вовсе отказаться от внешних заимствований и крайне осторожно относиться к предоставлению государственных гарантий”. “Сегодня как никогда наша политика должна быть взвешенной, осторожной и максимально ориентированной на собственные силы, на поиск внутренних ресурсов и стимулов”, — говорил премьер-министр. В ходе презентации проекта госбюджета-2012 глава правительства пообещал, что в следующем году госдолг Украины в абсолютных размерах начнет сокращаться. “В 2010-м и 2011 году мы были вынуждены брать в долг, чтобы возвращать предыдущие долги. И вот только с 2012 года Украина начнет абсолютное сокращение государственного долга”, — заверил г-н Азаров.
МВФ и резервные хлопоты украинских банков
Одна из угроз для финансового благополучия украинских банков — принятое еще в начале 2009 года пресловутое постановление НБУ №109, обязывающее банки формировать резервы под валютные кредиты в гривне. По мнению И.Юшко, это создает большие проблемы банковскому сектору. Так, ослабление курса гривни даже на одну копейку приводит к убыткам на десятки миллионов гривен, которые финучреждениям приходится покрывать за счет капитала. В результате возникает очень серьезная угроза дестабилизации финансового положения в банках. “Здесь налицо конфликт задач кредитно-денежной политики и задач банковского надзора в одном таком институте, как Национальный банк. Возможно, пришло время подумать над выделением банковского надзора в отдельную структуру, поскольку всегда будет существовать соблазн закрыть текущие проблемы с валютными резервами, денежно-кредитной политикой и т.д. за счет, по сути, стабильности банковской системы”, — отметил председатель правления“ Дочернего банка „Сбербанка России“.
Следует отметить, что в проекте меморандума Украины и МВФ образца ноября 2010 года официальный Киев четко декларировал готовность отменить постановление №109. „Мы понимаем, что это может вызвать резкий скачок спроса на валюту на межбанковском рынке, поэтому введем адаптационный период перерасчета норматива длинной валютной позиции. До июня 2011 года в норматив расчета длинной валютной позиции будут включаться только 40% от сформированных резервов“, — отмечалось в документе. Несмотря на то, что уже прошло столько времени, ничего в указанном направлении так и не было сделано (нынешняя позиция МВФ по этому поводу — см. “Позиция Международного валютного фонда”). Как подчеркнул член совета НБУ Роман Шпек, благоприятный момент на валютном рынке для отмены постановления №109 был упущен.
Комментируя данные тезисы, Валерий Литвицкий подчеркнул, что регулятор с пониманием относится к позиции участников рынка, однако будет синхронизировать свои действия с тем, “как меняется ситуация на валютном рынке”. “Не стоит ожидать, что вечером заснул, утром проснулся, а все изменилось (постановление отменили). Но движение в направлении оптимизации валютной позиции — это правильный путь. Его нужно пройти”, — подчеркнул представитель НБУ.
На МВФ надейся...
Возможность получения Украиной очередного транша от МВФ зависит не только от выполнения украинским правительством своих обещаний, но и от способности самого фонда предоставлять параллельно поддержку многим странам в кризисных условиях.
Как сообщило агентство Reuters со ссылкой на внутреннее исследование МВФ от 7 сентября, ухудшение глобальной финансовой ситуации увеличило потребность государств в кредитной помощи более чем на четверть. Если в июле расчеты фонда показывали, что при наихудшем развитии событий объем валютного спроса составит 640 млрд. долл., то по последним оценкам — 840 млрд. долл. При этом возможности фонда по выдаче кредитов без использования чрезвычайных мер составляют лишь 390 млрд. долл. Таким образом, если пессимистические сценарии в ближайшее время реализуются, без полноценной программы сотрудничества Украина рискует не получить своевременную подстраховку от МВФ.
По мнению Романа Шпека, у Украины есть все шансы в ближайшие два года перекрывать дефицит торгового баланса за счет профицита финансового счета. Но при этом одним из ключевых условий удержания равновесия платежного баланса будет приток прямых иностранных инвестиций. Эксперт считает, что без повышения производительности труда отечественная экономика потеряет конкурентные преимущества, которые получила после глубокой девальвации 2,5 года назад. “При отрицательном сальдо торгового баланса и высоком уровне инфляции возможным „лекарством“ может стать девальвация гривни. Однако этого можно избежать путем проведения результативных реформ, основа которых — макроэкономическая стабильность”, — резюмирует советник главы государства.
Позиция Международного валютного фонда
Макс АЛЬЕР, постоянный представитель МВФ в Украине:
— Украинские официальные лица заявляют, что уже выполнены или вот-вот будут выполнены практически все оставшиеся требования, за исключением повышения тарифов на газ для населения. Но тарифы в нынешних условиях очень сложно повысить, так как это будет слишком болезненным шагом для населения, поэтому такое решение необходимо отсрочить на будущее. Если правительство действительно все же найдет какие-то компенсаторные меры, то возможен ли компромисс в этом вопросе?
— Ситуация на самом деле не сводится только к повышению тарифов на газ. Ее нужно рассматривать в более широком контексте. После визита последней миссии МВФ мы четко сформулировали все условия возобновления финансирования Украины в рамках текущей программы stand-by. Первое из них — отмена законодательного требования к Национальному банку выкупать гособлигации, выпускавшиеся под рекапитализацию банков, по номинальной стоимости в течение пяти дней с момента их выпуска. Это условие было выполнено несколько месяцев назад. Второе условие — претворение в жизнь пенсионной реформы, то есть принятие необходимого законодательного акта и подпись президента. В пятницу, 9 сентября, мы получили текст этого закона и сейчас анализируем этот документ — наше первоначальное восприятие позитивное.
Третье условие — тарифы на газ. Согласно обязательствам, содержавшимся в адресованном МВФ Письме о намерениях, которое датировано декабрем 2010 года и официально опубликовано, первоначально правительство обязалось провести повышение на 50% еще в апреле текущего года. Во время работы миссии фонда в феврале по просьбе правительства было согласовано более умеренное повышение — на 20% в апреле и еще на 10% в июне. Как вы знаете, даже это более мягкое повышение не произошло. Тем не менее эта договоренность остается в силе, и она уже весьма просрочена. Повышение необходимо для обеспечения нормальной работы НАК “Нафтогаз Украины” без привлечения бюджетных средств для покрытия финансовых разрывов, которые у нее образуются.
В то же время мы подчеркивали важность предоставления поддержки и защиты наименее обеспеченных слоев населения от влияния повышения тарифов. Но это не означает, что нужно субсидировать всех и вся, дотируя тех, кто может платить полную стоимость.
Четвертое наше условие связано с удержанием максимально допустимого уровня общего дефицита бюджета на 2011-й и 2012 год. Этот показатель фактически состоит из двух компонентов: это дефицит сектора общегосударственного управления и дефицит компании “Нафтогаз”. Общий дефицит в 2011 году не должен превысить 3,5% ВВП. А на 2012 год аналогичный показатель должен составить 2,5% ВВП. Эта договоренность была достигнута в прошлом году и была подтверждена во время работы в феврале с.г. миссии фонда. Но за минувшие полгода многое изменилось. В течение нынешнего года бюджет дорабатывался и корректировался. Более того, за это время происходили разные события в экономике и вносились корректировки в законодательство. Поэтому, чтобы оценить возможность выполнения этого критерия по итогам года, необходим новый визит миссии, которая бы проанализировала ситуацию и уточнила, каким образом материализуются февральские прогнозы и действительно ли правительству удастся уложиться в допустимые параметры дефицита по состоянию на конец 2011 года.
Что касается проекта госбюджета на 2012 год, то у нас уже проходили дискуссии с представителями правительства Украины по этому документу. Но эти дискуссии еще продолжаются, и окончательного мнения у нас пока нет. После подачи в парламент проект бюджета необходимо будет еще раз проанализировать: что туда заложено и реально ли выполнение необходимого критерия общего дефицита.
Что касается отсрочки приезда миссии, то мы уже выпустили пресс-релиз по этому вопросу, где шла речь о том, что министры Бойко, Ярошенко и заместитель главы Национального банка Соркин посетили с визитом Вашингтон. И в результате встречи с руководством МВФ стороны пришли к соглашению о том, что необходимо по просьбе украинских властей отсрочить приезд миссии на несколько недель, до конца октября, чтобы дать возможность украинской стороне более полно выполнить эти обязательства.
— Национальный банк принял постановление №109, обязывающее банки формировать резервы под обеспечение кредитных рисков по валютным кредитам в гривне. Отмена этого постановления обсуждалась с Нацбанком, но сейчас этот процесс приостановлен. Будет ли это постановление отменено или это уже не является важным условием?
— Это постановление было принято в начале 2009 года как антикризисная мера в составе широкого пакета инициатив. Но это была временная мера для решения проблемы обеспечения стабильности курса в тот конкретный момент, и по мере нормализации ситуации эту и другие подобные меры (например обязательный выкуп рекапитализационных гособлигаций Нацбанком) необходимо сворачивать. Поэтому мы и просили НБУ ознакомить нас с планом постепенного сворачивания подобных антикризисных инициатив, а в программе это отражено как необходимость согласовать соответствующий план. Пока диалог с НБУ по этому поводу продолжается с привлечением экспертов МВФ, других иностранных специалистов и использованием международного опыта. Обсуждаются те или иные варианты. Главное для нас при этом — сделать процесс сворачивания по возможности максимально гладким, чтобы не допустить дестабилизации ситуации и одновременно остаться верным целям денежно-кредитной политики.
Юрий СКОЛОТЯНЫЙ, Василий ПАСОЧНИК
Что скажете, Аноним?
[10:10 12 ноября]
[07:00 12 ноября]
17:00 12 ноября
16:00 12 ноября
15:00 12 ноября
14:30 12 ноября
14:00 12 ноября
13:30 12 ноября
13:00 12 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.